Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что мы умеем?

10 ноября, 1998 - 00:00

Переговоры между представителями Украины и России по поводу возможности выплаты части украинского газового долга продовольствием продолжались долго, активизировались после российского обвала 17 августа и завершились будто бы устными договоренностями о том, что Украина сможет поставить в братское государство продовольствия на $1 млрд. Конкретные документы по этому поводу не подписывались, российское правительство заявляет, что еще ничто не определено — кто, что и по каким ценам будет покупать в Украине.

Переговоры между Россией и Соединенными Штатами о предоставлении Вашингтоном Москве продовольственной помощи проходили трудно. Даже сообщалось, что они ничем не закончились, и после того сразу было подписано соглашение, где четко сказано, какие кредиты, на какой срок, на какие именно закупки и на каких условиях предоставляют России США. Первое, что приходит в голову, — не умеем вести переговоры. Не умеем убеждать. Не умеем «давить», как это умеют и российские, и американские дипломатические «зубры». Умеем только устраивать дружеских посиделки за рюмочкой, которые ничем конкретным не заканчиваются, как, в частности, недавняя разрекламированная акция в Харькове, и надеяться на какие-то политические решения, которые никогда никем не будут выполнены, как было с договором о свободной торговле с Россией, с трубами для «Газпрома», с тем же сахаром. Умеем терять рынок — как потеряли рынок своего сахара, своего зерна, своего судостроения. Умеем жаловаться на потери от разрыва кооперационных и технологических связей — словно нас к этому кто-то принуждал под дулом автомата. И как следствие — проигрываем американцам (слава Богу, для нашей продукции какое-то место там сейчас, возможно, все-таки найдется). Теряем общие позиции — по объемам торговли с Россией нас обогнали немцы. Не находим новых рынков — ибо по статистике сокращение внешней торговли составляет более 13 процентов.

Представители Европейской Комиссии уверяют, что споры о необходимости отмены квот для украинского экспорта носят теоретический характер — ибо даже существующие, в чем-то действительно дискриминационные квоты реально не наполняются. Как следствие — мы никак не можем никому доказать, что на самом деле мы — могущественное, технологически развитое государство, имеющее экономические основания для выполнения норм приема в Евросоюз, над чем так настойчиво работает украинская дипломатия, что с нашим мнением, в конечном счете, следует считаться. Нас просто безнаказанно выпихивают с рынков, куда приходят более энергичные и способные.

У нас «пока обухом по голове не ударишь, никто не перекрестится», — в сердцах заявил Президент Кучма, оценивая успехи маленькой Литвы. Похоже, он был прав — если прошлый год был годом дипломатических побед, то этот смело можно назвать годом поражений на рынках и путях экспорта нефти, годом неиспользованных возможностей. Как поется в песне, «таких не берут в космонавты» — т.е. в клуб состоятельных.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ