Построенный после Чернобыльской катастрофы для проживания обслуживающего персонала станции, город имеет современную инфраструктуру, относительно высокий (по сравнению с другими городами Украины) уровень материальной обеспеченности жителей, обусловленный высокой, по украинским меркам, заработной платой работников станции. А также различными льготами, полагающимися ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, лицам, пострадавшим от аварии. Население Славутича составляет примерно 26 тысяч человек и является одним из самых молодых в стране; средний возраст жителей — 27 лет. В городе отмечается и сравнительно высокая рождаемость. Но неопределенность судьбы градообразующего предприятия — Чернобыльской станции — постоянно вносит элемент зыбкости в уже сложившийся образ жизни населения города.
С целью диагностики спектра социального самочувствия различных групп населения Славутича, типологии возможных поведенческих реакций при угрозе разрушения привычных условий жизни горожан Институтом социологии НАН Украины в городе был проведен опрос его жителей. В опросе участвовало 217 респондентов, что составляет более 1% взрослого населения Славутича.
Исследование показало, что наиболее остро населением Славутича переживаются личные проблемы экономического плана, связанные с трудовой деятельностью. Проблемы общественные же (будущее Украины, безработица, рост преступности и т.п.) отходят на второй план. МЕНЬШЕ ВСЕГО ГОРОЖАН В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ВОЛНУЮТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. Жизненные ценности в разных возрастных группах населения Славутича имеют разные приоритеты, что вполне закономерно. Если молодежь среди главных ценностей называет любовь, то для людей среднего возраста на первый план выходит интересная работа, для пожилых же — здоровье. Интересно, что этническая специфика в определении жизненных приоритетов украинцев и русских наиболее ярко проявляется в таких ценностях, как семья и материальная обеспеченность. Они имеют значительно больший вес для украинцев, в то же время профессионализм и собственное дело в ценностной иерархии русских занимают более высокое место. Субъективная оценка горожанами своего материального положения (средняя зарплата горожан — 391 гривня — значительно превышает общеукраинский уровень, а средняя зарплата работников Чернобыльской АЭС еще выше — 455 гривен) показывает, что очень большая часть (45%) испытывает материальные затруднения, в то время как только 10% респондентов удовлетворены своим уровнем жизни. Следует отметить, что более трети респондентов не видят возможностей дополнительного заработка, однако мелким бизнесом готова заняться очень небольшая часть опрошенных (менее 2%).
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ В ГОРОДЕ — ОЩУЩЕНИЕ СОБСТВЕННОГО БЕССИЛИЯ. Оно особенно характерно для пожилых и людей среднего возраста. Социально-психологическую ситуацию, сложившуюся в городе, большая часть респондентов расценивает как напряженную. Кризисной ее считает треть опрошенных. Только для пятой их части ситуация представляется нормальной (более-менее спокойной и благоприятной). При этом 2/3 опрошенных указывает на свою недостаточную информированность обо всем происходящем.
Закрытие ЧАЭС, на которой работает примерно 40% всех занятых горожан, требует создания новых рабочих мест в городе. Наиболее подходящими для города предприятиями, которые смогли бы компенсировать закрытие электростанции, респонденты считают промышленные производства на базе новейших технологий — население по уровню своей квалификации в состоянии работать на таких предприятиях. Пятая часть опрошенных считает целесообразным создание в Славутиче серьезной системы профессиональной переподготовки. Непременным условием дальнейшего существования и развития города почти 2/3 респондентов считают создание в Славутиче свободной экономической зоны.
Неопределенность будущего создает нестабильную миграционную ситуацию в городе, — только 60% имеют твердое намерение остаться. Четверть респондентов не знает, на что решиться, — эти люди находятся в состоянии неопределенности, постоянного психологического напряжения. Среди главных причин, вынуждающих к отъезду, — экономические и профессиональные соображения. Причем для русских наиболее значимыми при принятии решения об отъезде выступают мотивы, связанные с их трудовой деятельностью, а для украинцев и респондентов иных национальностей (среди которых 45% белорусов и 30% немцев) — переживаемые ими материальные затруднения. В то же время планы респондентов на ближайшее время свидетельствуют о значительной динамичности трудоактивного населения Славутича — не планируют никаких изменений только менее половины опрошенных. Более трети из них имеют намерение перейти на работу в частный сектор и только около 1,5% хотело бы устроиться на государственное предприятие с гарантированной зарплатой.
В случае потери работы более половины респондентов устроит только высокооплачиваемая работа, неважно какая. На любую работу готовы согласиться менее трети опрошенных. В акциях протеста больше склонны участвовать пожилые респонденты, молодежь же принимать в этом участие не намерена. При этом только около 13% опрошенных в случае потери работы готовы организовать собственное дело. На пути к нему, по мнению горожан, стоят значительные препятствия, созданные самой социально-экономической системой, существующей в данное время в Украине.
Многие города в Украине уже постигла участь закрытия градообразующего предприятия. Однако население города имеет определенные преимущества — оно молодо и высококвалифицированно, самостоятельно, динамично и не склонно к социальному взрыву. Тем не менее акции протеста работников АЭС Украины, начавшиеся в конце сентября также и в Славутиче, показывают, что даже наиболее благополучные слои населения подходят к критической черте в своей социально-экономической и психологической выносливости. Анализ полученных данных показывает, что только реальное начало серьезных социальных трансформаций смогло бы вселить новые надежды в разуверившееся население. Особенно остро этот вопрос стоит для работников атомных электростанций и для городов-спутников АЭС. Дальнейшее же непроведение властью кардинальных экономических и социальных реформ вполне способно привести к непредсказуемым социальным и техногенным последствиям.