Официальные украинские представители накануне второго саммита Украина—ЕС, который завтра начнется в Вене, уверяли, что главной темой переговоров станет официальное признание со стороны Евросоюза стремления Украины стать ассоциированным членом ЕС, начать консультации относительно общей зоны свободной торговли, привлечения Украины к работе Европейской конференции — и ни один из них не вспомнил, что на самом деле главным результатом встречи, ожидаемым в Киеве, стало бы выделение Украине кредита ЕС в размере 150 млн. экю.
Этот кредит — а о нем шла речь и во время участия украинской делегации в собрании МВФ и Всемирного банка — как свидетельствуют информированные источники, уже теоретически одобрен. Осталось его оформить практически — то есть подписать соглашение и выделить.
Об ассоциированном членстве Украины в ЕС неплохо высказался вице-канцлер Австрии Вольфганг Шюссель в интервью «Урядовому кур’єру» и «Голосу Украины»: Украина к этому еще не готова. Еще летом высшее украинское руководство заявляло, что на сегодня государство — в значительно лучшем состоянии, чем были некоторые из нынешних ассоциированных членов, когда подписывали с ЕС соглашения об ассоциации. Потом произошел кризис, который, как считают в киевских кабинетах власти, пришел из России и Азии, но не из самой Украины, и подобных заявлений не стало.
ЕС пока что не более чем «принимает во внимание» желание Украины интегрироваться во все европейские структуры. В Киеве хотели бы видеть четкую стратегию Европы относительно Украины, хотели бы также вести разговор о постепенном смягчении визового режима — «от стратегических партнеров не отгораживаются визовыми границами», как заявил «Дню» один из высокопоставленных украинских дипломатов. Какой-либо реакции на то, что с начала года владельцы диппаспортов из стран ЕС не нуждаются в украинской визе, пока что нет.
Поддержка Евросоюзом Украины, продолжение финансовой и технической помощи, что наверняка войдет в окончательный текст итогового документа — конечно, хорошо — как и учет украинского мнения при обсуждении ситуации на Балканах (это также является одной из тем переговоров), как, наконец, и то, что ЕС подобные саммиты проводит только со США, Китаем и Россией — компания не самая плохая.
Но, заявляют представители украинской дипломатии, настоящего движения навстречу со стороны ЕС — с доступом Украины на европейские рынки, избежанием возможных для нее проблем при расширении ЕС за счет стран Центральной Европы — еще нет. То же, что Украина не является членом Европейской конференции стран-членов и кандидатов на вступление в Евросоюз, свидетельствует, очевидно, о том, что ЕС не имеет желания даже в очень далекой перспективе видеть Украину своим членом — при том, что первая волна расширения Союза ожидается ориентировочно в 2002—2005 годах.
Представители ЕС заявляют, что речь о дальнейших перспективах — в том числе и о вступлении Украины в этот Союз в далеком будущем — может идти только после полного выполнения сторонами соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое страны ЕС ратифицировали всего через... четыре года со дня подписания.