Возможность манипулирования массовым сознанием, и как следствие — финансовыми рынками сегодня реализуется в глобальном масштабе. В результате огромное здание мировой политики и экономики строится на зыбком фундаменте стадных инстинктов, управляемых «четвертой властью». В частности, внушить людям мысль о спаде или подъеме экономики означает реально организовать этот спад или подъем.
Власть общественного мнения означает власть хозяев масс-медиа, которые его и формируют. Их власть распространяется не только на политику государства, но и на его экономику. Стремительное развитие и взаимодействие национальных фондовых рынков объединяет их в единый глобальный организм. Наряду с этой тенденцией существует не менее явная тенденция глобальной виртуализации. Если ранее доминирующее положение на развитых фондовых рынках занимали ценные бумаги корпораций, чьи реальные активы могли быть реально оценены, и государственные долговые обязательства, чья цена напрямую зависела от финансовой стабильности в стране, то сегодня фактически начинают доминировать производные финансовые инструменты, за которыми эти активы не стоят. Оценивать их подлинную стоимость большинству участников фондового рынка становится все труднее. Отсюда неустойчивость и подчиненность фондового рынка влиянию масс-медиа, которые одним своим сообщением могут вызвать на нем ажиотаж или панику. Государство в таком случае не имеет действенных каналов влияния на фондовом рынке, хотя обязано обеспечить условия для его безопасности.
Контроль государства за ситуацией на валютном рынке сегодня явно недостаточен. Более того, известны ситуации, когда целенаправленные действия спекулянтов способствовали обвалу национальных валют. Совсем недавно мнение известного финансиста Джорджа Сороса, промелькнувшее во влиятельной газете Файненшл Таймс, обвалило финансовый рынок такого огромного государства, как Россия. И ни российское правительство, ни Центробанк не смогли ничего этому противопоставить, так как, во-первых, информационное пространство России раздроблено и находится под контролем определенных финансово-политических группировок, чьи интересы далеко не всегда совпадают с интересами государства, а во-вторых, финансовая стабильность теснейшим образом интегрированной в мировую систему России напрямую зависит от действий нерезидентов, которые более склонны прислушиваться к мнению финансистов из своих стран и сообщениям своих масс-медиа. Одной из попыток бороться с создавшимся положением было создание Государственного информационного холдинга. В случае реализации этой идеи у России появится шанс создать мощный информационный орган, способный формировать позитивный образ России внутри и вне страны. В Украине подобные действия не намечаются, да и вряд ли произойдут в ближайшем будущем из-за слабости и разобщенности центральной власти, неспособной проводить последовательную политику ни в экономической, ни в информационной сфере. Информационное пространство Украины сегодня фактически в достаточно низкопробном виде повторяет информационный поток, исходящий от западных и российских информационных агентств. Формирование конструктивного общественного мнения невозможно в силу недееспособности центральных властных структур, в чьих действиях порой отсутствует всякая логика (пример — недавнее заседание директоров предприятий-должников во дворце «Украина»).
Вполне возможно, что в ближайшем будущем Украинскому государству станет жизненно необходимо предпринять решительные шаги не только в направлении интервенций для поддержания национальной валюты, резервы которой все меньше и меньше, но и в плане информационных интервенций, необходимых для поддержания политической и финансовой стабильности государства. И здесь вопрос упирается не только и не столько в финансы, но и в кадры, которые, как известно, решают все, а также в общественный контроль за такими шагами правительства и в создание в противовес им независимых от правительства, но также контролируемых общественностью средств массовой информации. Участникам фондового рынка стоит задуматься над этой проблемой.
Возможность манипулирования массовым сознанием, и как следствие — финансовыми рынками сегодня реализуется в глобальном масштабе. В результате огромное здание мировой политики и экономики строится на зыбком фундаменте стадных инстинктов, управляемых «четвертой властью». В частности, внушить людям мысль о спаде или подъеме экономики означает реально организовать этот спад или подъем.
Власть общественного мнения означает власть хозяев масс-медиа, которые его и формируют. Их власть распространяется не только на политику государства, но и на его экономику. Стремительное развитие и взаимодействие национальных фондовых рынков объединяет их в единый глобальный организм. Наряду с этой тенденцией существует не менее явная тенденция глобальной виртуализации. Если ранее доминирующее положение на развитых фондовых рынках занимали ценные бумаги корпораций, чьи реальные активы могли быть реально оценены, и государственные долговые обязательства, чья цена напрямую зависела от финансовой стабильности в стране, то сегодня фактически начинают доминировать производные финансовые инструменты, за которыми эти активы не стоят. Оценивать их подлинную стоимость большинству участников фондового рынка становится все труднее. Отсюда неустойчивость и подчиненность фондового рынка влиянию масс-медиа, которые одним своим сообщением могут вызвать на нем ажиотаж или панику. Государство в таком случае не имеет действенных каналов влияния на фондовом рынке, хотя обязано обеспечить условия для его безопасности.
Контроль государства за ситуацией на валютном рынке сегодня явно недостаточен. Более того, известны ситуации, когда целенаправленные действия спекулянтов способствовали обвалу национальных валют. Совсем недавно мнение известного финансиста Джорджа Сороса, промелькнувшее во влиятельной газете Файненшл Таймс, обвалило финансовый рынок такого огромного государства, как Россия. И ни российское правительство, ни Центробанк не смогли ничего этому противопоставить, так как, во-первых, информационное пространство России раздроблено и находится под контролем определенных финансово-политических группировок, чьи интересы далеко не всегда совпадают с интересами государства, а во-вторых, финансовая стабильность теснейшим образом интегрированной в мировую систему России напрямую зависит от действий нерезидентов, которые более склонны прислушиваться к мнению финансистов из своих стран и сообщениям своих масс-медиа. Одной из попыток бороться с создавшимся положением было создание Государственного информационного холдинга. В случае реализации этой идеи у России появится шанс создать мощный информационный орган, способный формировать позитивный образ России внутри и вне страны. В Украине подобные действия не намечаются, да и вряд ли произойдут в ближайшем будущем из-за слабости и разобщенности центральной власти, неспособной проводить последовательную политику ни в экономической, ни в информационной сфере. Информационное пространство Украины сегодня фактически в достаточно низкопробном виде повторяет информационный поток, исходящий от западных и российских информационных агентств. Формирование конструктивного общественного мнения невозможно в силу недееспособности центральных властных структур, в чьих действиях порой отсутствует всякая логика (пример — недавнее заседание директоров предприятий-должников во дворце «Украина»).
Вполне возможно, что в ближайшем будущем Украинскому государству станет жизненно необходимо предпринять решительные шаги не только в направлении интервенций для поддержания национальной валюты, резервы которой все меньше и меньше, но и в плане информационных интервенций, необходимых для поддержания политической и финансовой стабильности государства. И здесь вопрос упирается не только и не столько в финансы, но и в кадры, которые, как известно, решают все, а также в общественный контроль за такими шагами правительства и в создание в противовес им независимых от правительства, но также контролируемых общественностью средств массовой информации. Участникам фондового рынка стоит задуматься над этой проблемой.