ЭКЗАМЕН В ВУЗ КАК ДАНЬ СИСТЕМЕ?
Лет еще двадцать назад, в августовские дни, милиция отмечала серийность
самоубийств молодых людей — не прошедшие экзамены в институты порой накладывали
на себя руки. Для многих юношей и девушек первое серьезное жизненное испытание
превращалось в подлинную трагедию. Времена те миновали: молодежь стала
прагматичнее смотреть на жизнь. Подобные трагедии теперь единичны, а вот
экзамены в институты-университеты, как дань сложившейся системе, остались.
Специалисты утверждают — такая система существует только в странах СНГ
да в жарко-песочном Израиле, где тоже «бывший наш народ».
Унифицированных моделей обретения высшего образования в мире не существует.
Однако подавляющее большинство стран исповедуют так называемую тестовую
систему. В Швеции, например, на основании выпускных тестов школьник получает
тот или иной балл. Во всех школах тестирование проводят одновременно. А
каждый вуз имеет свой проходной балл: чем выше рейтинг университета и каждого
в отдельности факультета — тем выше балл. Выпускник сразу ориентирован
на то или иное учебное заведение, куда и отправляет при желании свои документы.
Правда, шведам приходится тратить колоссальные средства на антикоррупционное
обеспечение чистоты этого социального равноправия. Но бесплатной справедливости
не бывает, не правда ли?
На Североамериканском континенте тоже единая система аттестации окончивших
обучение в средней школе. И здесь она является пропуском к высшему образованию.
Существует толстенная книга требований по математике, физике и прочим предметам.
На ее основе и сделаны тесты, на которые отвечают выпускники американских
школ. Каждый получает свой балл. Заявления отсылают в высшее учебное заведение
или в соответствующую комиссию штата. Там и определяют, кого куда направить
на учебу.
Как-то начальник Киевского высшего танкового училища генерал-майор Анатолий
Огарок поведал о сложностях, с которыми столкнулся, пытаясь «пристроить»
своих курсантов в американскую военную академию Вест-Пойнт. Минобороны
Украины и США договорились о возможности для украинских хлопцев «попытать
счастья» по американской системе. На тестовую «амбразуру» кинулись два
лучших курсанта. У одного знание английского — без акцента! У второго —
блестящие успехи по математике! Не прошли. Оба. «Хочется им учится в Америке,
но сложно этот тестовый барьер перепрыгнуть, — жаловался генерал, — У американцев
все строго официально, что для своих граждан, что для украинцев или англичан.
А о нашем «позвоночном» высшем образовании и они наслышаны в Америке.
СРЕДСТВО ПРОТИВ ВУЗОВСКОЙ КОРРУПЦИИ
Университет «Киево-Могилянская Академия» (КМА), кроме прочих отличий
от традиционных высших заведений посткоммунистической эпохи, единственный
в Украине практикует прием не по итогам экзаменов, а по итогам тестирования,
которое проводит сам. Система эта, уверяют в университете, совершенно не
поддается отмычкам взяткобрателей. Ежегодно два десятка депутатов и госчиновников,
которые про новшество еще не слышали, пытаются пробить брешь к высшему
образованию для своих протеже. Увы, как уверяют в университете, безуспешно.
Конечно, на 350 «посадочных мест» первого курса набрать «позвоночных» было
бы смертоубийственно для молодого вуза, а так есть возможность обеспечить
учебное заведение действительно способными молодыми людьми. Пока благой
опыт этого вуза остается как бы гласом вопиющего в пустыне. На одном из
совещаний элиты высшей школы руководство КМА предложило: разработаем тесты
взамен вступительных экзаменов для любого вашего вуза или факультета. Но
секретность и обработку результатов будем обеспечивать мы. В ответ был
дружный хохот ректоров.
СПЛОЧЕННЫМИ РЯДАМИ ПРОТИВ ЗАПАДНЫХ «ВИТРЕБЕНЬОК»
Несколько лет назад наши вузы получили право набирать сколько-то процентов
жаждущих получить высшее образование за свои кровные. Народная смекалка
тут же нашла выход — плата за обучение для тех, кто провалит экзамены (гипотетически.
— Авт.) в медицинском вузе, стоит, скажем, официально $10 тысяч, но попасть
на «бесплатное государственное обучение» можно за более низкую цену, дав
взятку в $4-5 тысячи. Ограничим комментарий фразой — «явление имеет место
быть!» и вернемся к честной плате за образование. Ректор КМА Сергей Иванюк
считает, что по сравнению с Гарвардским университетом плата в его престижном
заведении весьма сносная — всего $2 тысячи в год против $24—36 тысяч в
Гарварде. Правда, другие, не столь респектабельные высшие учебные заведения
США, предоставляют обучение за $12-14 тысяч, что соответствует 5-6 американским
среднемесячным зарплатам. Молодой голландец может рассчитывать на то, что
правительство его страны оплатит 5/6 стоимости его учебы. А в США и вовсе
не нужно идти с кистенем под мост — молодой человек может получить кредит
для оплаты образования. Даже в России необходимая сумма укладывается в
20 минимальных зарплат.
А в ведущих вузах Украины это выражается цифрой, равной 80 украинским
минимальным зарплатам. Бывшая моя одноклассница, инженер, уволенная по
сокращению, торгует сегодня, чем Бог послал, в подземном переходе, чтобы
покрыть стоимость учения дитяти в вузе с коммерческим уклоном...
НАС МАЛО, И ДАЖЕ НЕТ ТЕЛЬНЯШЕК
По данным ЮНЕСКО в Украине должны были бы учиться три миллиона студентов.
Увы, не дотягиваем и до двух. Да и уровень образования в последнее время
заметно падает. К тому же, преподавательский состав борется за снижение
учебной нагрузки, которая даже в самых прогрессивных заведениях составляет
7,5 студента на одного профессора против 33 в небольшой Голландии. Почему
воюет за уменьшение часов вузовский ученый — коню понятно. Свободное время
он спешит употребить на побочные заработки: зарплата унизительно мала,
да и к тому же выплачивают ее крайне нерегулярно. В надежде возрождения
национального образования — университете «Киево-Могилянская Академия» —
профессор получает меньше 300 гривен, а увековеченный в анекдотах «доцент»
— 190 в месяц.
Язвить по сему поводу нет смысла, зная бедственное положение высшей
школы. Той же КМА, которая принимала на своих разоренных после выселения
из здания военно-морского училища площадях главу Госдепартамента США, ежегодно
обещают дать 14 процентов бюджета университета. «Смешных денег» едва хватает
на зарплату профессуре. Где уж тут стать украинским Кембриджем или Сорбонной.
Ныне, как сообщили «Дню» в Минвузе, в статистической отчетности не предусмотрены
графы о социальном положении поступивших в вузы. Иметь информацию о том,
сколько дочерей рабочих, служащих, частных предпринимателей или крестьянских
сыновей пробилось к высшему образованию, считается, очевидно, моветоном.
Кризис системы народного образования, в первую очередь, ударил именно
по сельской школе, сузив и без того хилые возможности ее выпускников для
поступления в вузы.
Можно понять ректора КМА, который ведет настойчивый поиск спонсоров
для организации гарантов, дающих возможность толковым сельским мальчишкам
и девчонкам учиться на подготовительном факультете, только что открытом
при университете. Конечно, социальной справедливости в обществе это не
восстановит, но, по крайней мере, будет добрым примером другим. Дай Бог,
не повторилась бы история с тестами для вузов.
СПРАВКА ДНЯ
В Украине функционирует 940 учебных заведений 1-2-й и 3-4-й степеней
аккредитации, в том числе и собственные вузы 20 министерств и ведомств.
В нынешнем году в высшие учебные заведения было подано 2895 тысяч заявлений
о вступлении. Вузы 1-2-го уровня (техникумы, училища, колледжи) приняли
около 167 тысяч учащихся. Учебные заведения 3-4-го уровня (институты, университеты,
академии) — соответственно — 265 тысяч студентов. В этом году вузы 1-2-го
уровня выпустили — 162 тысяч, 3-4-го уровня — 186 тысяч специалистов. В
78 негосударственных вузах 3-4-го уровня аккредитации обучаются около 70
тысяч студентов.