Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мгновение, остановленное на телеэкране

7 августа, 1998 - 00:00

А все-таки, фотография и телевидение по своей философии в
чем-то противоположны. Фотография — это избранное: «Остановись, мгновенье,
ты прекрасно!». А телевидение — калейдоскоп мгновений, потерявших свою
уникальность и ставших жвачкой. Так же и фотоаппарат — волшебник замершего
кадра — по своей сути противоположен телевизору, обаятельному и беззастенчивому
убийце времени. И хотя количество фотоаппаратов всех мастей — от стареньких
ФЭДов до японских «мыльниц» — не меньше количества «ящиков», насколько
различна их судьба!

Соединить несоединимое, фотографию и телевидение, взялся журналист Александр
Ляпин в своей передаче «Фотограф», что уже несколько месяцев выходит на
канале СТБ. В свое время он задумал журнал «Фотография-ревю», где был и
редактором, и автором изысканных текстов, и именно его концептуальный подход
выделял это издание. Впрочем, по финансовым причинам дальше пилотного выпуска
дело не сдвинулось, но выход «на люди» запомнился, в том числе и авторским
кредо Ляпина: «Если фотография — это болезнь, то журнал есть надежный источник
инфекции. Если любовь, то мы — ее романсеро». Теперь его понимание эстетики
фотографии перешло с журнальных страниц на экраны телевизоров.

Передача «Фотограф» с первых выпусков заявила о себе попытками создать
свой мир, непохожий на остальную телепродукцию. Тут и заставка «человек-фотоаппарат»,
и непривычно-нормальная манера ведущего, и интеллигентный метод подачи
видеоряда, без все заполонившей эстетики якобы молодежных тусовок, правящей
бал во многих других передачах.

Ляпинский «Фотограф» вводит зрителя в не очень простой мир мгновений,
остановленных рукой профессионалов. Остановленных потому, что в этих мгновениях
наиболее точно и ярко «схвачено» время или движение души персонажа, или
позиция автора снимка. Здесь и трагическая серия снимков Александра Гляделова
о бездомных детях, и Александр Чекменев, фотографировавший инвалидов на
паспорт в их жилищах и заодно запечатлевший всю убогость их бытия. Здесь
фотохудожники Игорь Корниенко и Елена Мартынюк, тяготеющие к изысканной,
постановочной фотографии с элементами эротики, и просто художники, имеющие
склонность к фотографической подаче своих живописных идей — Бабакин и Мухоед.

Одна из постоянных «страничек» передачи, называемая «Фотоархив», посвящена
истории. Оказывается, еще до первой мировой войны жил в Киеве и работал
в ателье на Крещатике фотограф Александр Шанцер, оказавшийся австрийским
шпионом: его снимки использовала разведка. А англичанин Мьюбридж в 60–70
годы прошлого века, задолго до братьев Люмьер, пытался создать нечто, напоминающее
синематограф — он снимал человека в движении. Один из режиссеров, работающих
с Ляпиным, Александр Балагура, современными средствами объединил серию
фотографий Мьюбриджа в единое целое — получилось прото-кино. Другой соавтор
Ляпина, Максим Бернадский, снял удивительный «фильм о фотосъемках» — о
том, как фотохудожник Александр Ктиторчук фотографирует Богдана Бенюка,
причем героями передачи оказались оба: и актер, и его летописец.

Все действие на экране оказывается как бы вставленным в кадр пленки
«Кодак», нанизанный на сквозной текст Ляпина, журналиста, без сомнения,
обладающего собственным, узнаваемым стилем. В ближайших планах «Фотографа»
— обращение к непременной по нынешним временам теме «фотомодель» и к творчеству
фотохудожника Игоря Гайдая. Наверняка в передачах Ляпина найдется место
и для других его друзей, фотомастеров высокого класса, пока не очень известных
широкой публике.

Анатолий ЛЕМЫШ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ