Новый налог заменил 10 старых: коммунальный, налог на прибыль предприятий,
на землю, на самоходные машины и механизмы, сборы на автодороги, на геологоразведочные
работы, на социальное и пенсионное страхование, на содержание инновационного
и чернобыльского фондов.
Нынешняя налоговая система требует от сельскохозяйственных производителей
глубоких юридических и экономических знаний, умения схватывать на лету
непрерывные улучшения и изменения законодательства. Крупные коллективные
сельскохозяйственные предприятия (КСП) еще могут себе позволить содержание
соответствующих специалистов, а для фермера, весь штат которого часто ограничивается
собственной семьей, эта задача трудновыполнима. Между тем количество налогов
в последние годы как-то незаметно возросло до 19. Понятно, фиксированный
налог был задуман для облегчения отчетности и уменьшения налогового пресса.
Но не будем забывать, что законопроект был разработан в недрах главного
фискального ведомства страны, следовательно, от закона не стоит ожидать
решения проблем села. Это, в частности, подтверждают и итоги эксперимента
в трех названных районах.
Так, 10 из 19 своих услуг государство оценило в 1,3% от стоимости земли,
но согласилось и на бартер. Для Глобинского района, например, которому
в фиксированный налог включили и НДС, право работы в течение года на гектаре
пашни в 1998 году стоит 339 кг пшеницы. Фермеры Глобинского района, стиснув
зубы, фиксированный сельхозналог заплатили полностью. Мол, свобода — дороже.
Ведь налоговая служба очень любит проверять их бухгалтерии, причем может
сделать это в разгар посевной или уборки. В случае единого налога вся проверка
могла бы быть сведена к «землемерным работам». Каждая местность имеет свою
цену, которая рассчитывается по методике Кабинета Министров, и средняя
стоимость гектара составляет: для пахотных земель — 3734 грн., для сенокосов
— 1842 грн., для пастбищ — 1119 грн. Владение этими землями или их аренда
облагаются по ставке 1,3% в год. Стоимость гектара многолетних насаждений
оценена гораздо выше — 13927 грн., но ставка налога для них меньше — 0,3%.
Таким образом за гектар пашни надо платить 48,54 грн. в год, но можно вносить
всего лишь 2,4 грн. в месяц: на оставшиеся 40% платежей предоставляется
отсрочка до 20 января следующего года.
Новый закон воплощает теорию американского экономиста Генри Джорджа,
уже использующуюся в Эстонии и внедряемую в Чехии, Латвии и Словении. Украинская
реализация американских идей еще несет в себе отпечаток демократии и справедливости.
Переход на новую систему добровольный, но разрешается он только действительным
производителям сельскохозяйственной продукции, доход от которой в отчетном
году превысил остальные виды доходов. К сожалению, законопроект не лишен
и признаков национального постсоветского менталитета. Те, для кого фиксированный
налог будет слишком выгоден (более чем в 2 раза по сравнению с налогами
1997 года) перейти на него не имеют права.
Реальная доля фиксированного налога составит 7-9% от дохода. Ставка,
по мнению специалистов, слишком велика. Президент Ассоциации фермеров Иван
Томич комментирует для «Дня» последствия введения сельхозналога: «Наша
Ассоциация была инициатором его разработки. Однако в нынешнем виде законопроект,
являющийся меньшим злом, чем ныне существующая система, недостаточно снижает
налоговый пресс. В соседних странах налоги гораздо ниже. В Польше, например,
сельхозтоваропроизводители платят за гектар 2 центнера овса, а овес более
чем в 2 раза дешевле пшеницы. Вот и получается, что поляки по сравнению
с глобинскими фермерами платят в три с лишним раза меньше. В Румынии налоги
еще ниже. И вот результат: при Чаушеску страна собирала 2 миллиона тонн
кукурузы, а теперь — по 6 миллионов тонн.
Начальник отдела экономики Украинской академии аграрных наук, кандидат
экономических наук, доцент Александр Стратилат говорит: «Катастрофическое
падение производства в сельском хозяйстве заставило, наконец, правительство
обратиться к реформе системы налогообложения. Из двух основных функций
каждого налога — фискальной и стимулирующей, в законопроекте присутствует
только фискальная. Фиксированный налог в данном виде стимулировать производство
не будет, он не зависит от результатов труда. На Украине сосредоточено
7% мировых запасов черноземов. Сельхозугодья составляют 42 миллиона гектаров,
в том числе распахивается 34 миллиона. 70% этих земель (24 млн. га) владеют
12152 КСП. 87,4% из них в прошлом году вследствие существующей системы
налогообложения и других организационных факторов были убыточны. Предлагаемый
налог уничтожит производство в КСП окончательно, а они дают почти половину
сельскохозяйственной продукции Украины. Вторую половину дают 11,5 миллионa
подсобных хозяйств, которые занимают 11% сельхозугодий (4,3 млн. га). 37
тысяч фермерских хозяйств производят пока всего лишь 0,6%. Отрадно, что
подсобные хозяйства удушающих налогов пока не платят — их эффективность
в 10—15 раз выше. Налицо общеизвестная корреляция между низкими налогами
и высокой производительностью труда, справедливая для любой экономики.
Однако последняя редакция законопроекта, изложенная в указе от 17 июля
о едином фиксированном сельхозналоге, стала более жесткой благодаря малозаметной
подмене понятий. В первоначальном проекте предполагалось облагать пай только
сельхозтоваропроизводителей, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Указ президента расширяет налогооблагаемую базу, что особенно больно ударит
по западным областям».
Мировой опыт показывает, что идея фиксированных налогов достаточно старая
и применяется в тех государствах, которые не способны эффективно собирать
налоги. Как считают эксперты, простота отчетности и определения налоговых
обязательств является несомненным достоинством закона, но он позволяет
легко отмывать криминальные деньги, ведь в нем не ограничены прибыль и
доходность. Очевидно, законодатели, рассматривающие этот проект, сумеют
рассмотреть критические замечания, снизить ставку налога и, сделав его
приемлемым, дать толчок развитию сельхозпроизводства в Украине.