«У него было самое искреннее желание провести коренные изменения в государстве, создать новый его строй, максимально соответствовавший требованиям общества, культуры и образования, и дать свободу народам России». Так об Александре І писал О. Пипин, академик Петербургской академии наук. Почему император не воспользовался своим шансом, хотя сознавал необходимость реформ и их значение для будущего государства? Этот вопрос волновал и продолжает волновать историков, которые пытаются выяснить, почему Александр І, имея альтернативу, блестяще начав перемены, не смог их завершить...
Воспитанием Александра занималась сама Екатерина ІІ, изолировав его от родителей, она пыталась использовать педагогические методы Ж.-Ж. Руссо и идеи его произведения «Эмиль». Независимо от происхождения, дети должны расти, общаясь с природой. Вот почему Екатерина писала Фридриху Гримму в Париж, что ее маленький внук сажает горох, капусту, ходит за плугом, более того, он уже отличает щуку от окуня. Впоследствии, после смерти гувернантки, царица передала его воспитание в руки генерала М. Салтыкова, который приглашал лучших специалистов для цесаревича. Ботанику Александру преподавал ученый-географ П. Паллас, русскую словесность, историю и философию — М. Муравьев, физику — ученый немецкого происхождения Г. Крафт, закон божий — протоиерей А. Самборский, французский и английский языки — швейцарец Ф. де Лагарп, который наставлял его в духе гуманизма, уважения к человеческому достоинству и справедливости. Учитель внушал цесаревичу сомневаться в правомерности существования неограниченного самодержавия и учил руководить государством на основании принятых неизменных законов. Ссылаясь на античных историков, Лагарп объяснял, что идеальный монарх, если он желает действовать в интересах своих граждан, должен ограничивать свои прихоти и сдерживаться, не применять силы. Именно благодаря общению с Лагарпом в воспитании Александра І преобладали идеи либерального характера, благодаря чему он неплохо знал ситуацию в Европе и разбирался в европейских политических и философских теориях.
После возведения на престол Павел І назначил Александра военным губернатором Санкт-Петербурга, сенатором, генеральным инспектором кавалерии и почетным полковником Семеновского полка. И при этом Павел не скрывал намерения передать престол принцу Евгению Вюнтербергскому, в случае женитьбы того на его дочери Екатерине. Это ускорило государственный переворот. По непрямым данным, Александр участвовал в заговоре и организации убийства Павла І 11 марта 1801 года.
Манифестом о возведении на престол Александр І возобновил действие ограниченных Павлом І жалованных грамот дворянству и городам, прекратил административный террор, ликвидировал Тайную канцелярию, орган политического розыска при Павле І, отменил его тиранические указы, в частности, о запрете российским подданным выезда за границу, наказание в случае получения по подписке иностранной периодической прессы, содержание частных типографий и т.п. Александр освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний, отменил пытки, вернул из ссылки 12 тыс. офицеров и чиновников на службу. Указами 1801 г. он запретил пожалование казенных крестьян в частные руки, разрешил покупать землю купцам, мещанам и государственным крестьянам, нарушив еще до недавнего времени монопольное право на дворянское землевладение.
И будучи наследником престола, и особенно после коронации в кружке «молодых друзей» — А. Чарторыйского, М. Новосильцева, П. Строганова, В. Кочубея, — Александр обсуждал общие идеалы в духе английской конституции, формируя идеи и принципы будущих реформ государственного управления. А. Воронцов подготовил проект «Всемилостивейшей грамоты российскому народу», что-то вроде декларации прав человека, в которой подданным были обещаны реформы суда, законодательства, неприкосновенность личных прав. Тогда же, в 1801 году, создан Непременный совет, консультативный орган при императоре, в составе 17 военных и статских чиновников первых двух классов Табели о рангах.
Революционные события во Франции и внутренние государственные процессы побуждали Александра І к тому, чтобы создать стабильную политическую систему и реорганизовать аппарат государственного управления с целью ускорить развитие России в круге европейских государств. Первое десятилетие царствования Александра І отмечено энергичными попытками улучшить организацию государственной власти. Проекты реформ были наработаны ближайшим советником Александра І М. Сперанским, который взял за образец наиболее развитые административные структуры наполеоновской Франции. Предлагалось правовое оформление самодержавия, создание эффективных механизмов руководства, внедрение конституции, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Из обширного плана государственных преобразований М. Сперанского (1809) Александр І позаимствовал только те положения, которые укрепляли институты верховной власти. В 1810 году на основе Непременного совета основан Государственный совет — высший законосовещательный орган в составе четырех департаментов.
Беря за образец опять же таки французскую министерскую систему управления, Александр І учредил в России в 1802 г. министерства вместо созданных Петром І коллегий. В министерствах как высших органах центральной исполнительной власти внедрен управленческий принцип единоначалия. Каждое из восьми министерств возглавил министр, назначенный Александром І: военное (С. Вязмитинов), морское (М. Мордвинов), иностранных дел (А. Воронцов), юстиции (Г. Державин), внутренних дел (В. Кочубей), финансов (А. Васильев), коммерции (Н. Румянцев) и народного образования (П. Завадовский). Отчетные доклады министров императору обусловили появление Комитета министров, который обрел с 1805 г. статус высшего учреждения для руководства всеми областями государственной жизни. Пересмотрены роль и место сената в системе высших органов власти: ему предоставлен статус высшей судебной инстанции, но отобраны административные функции, активизировалась деятельность комиссии по написанию законов, которую возглавил выходец из малороссийского дворянства П. Завадовский. На украинских землях были созданы Малороссийское генерал-губернаторство (1802 – 1856) в составе Черниговской, Полтавской и Харьковской (с 1836 г.) губерний и Новороссийское и Бессарабское (1822 – 1874) в составе Екатеринославской, Херсонской, Таврической губерний и Бессарабской области. Поиск альтернативных моделей государственного устройства содействовал составлению М. М. Новосильцевым в 1820 г., по распоряжению императора, «Уставной государственной грамоты». В ее основе был текст польской конституции (1815). С вступлением в действие «Уставной государственной грамоты» Россия стала бы конституционной монархией. С внедрением министерской системы с ее дифференциацией управления Александр І начал целеустремленно формировать бюрократический аппарат. Сначала он занимался повышением роли выборной службы, возлагая на нее большие надежды, в частности, были приняты меры для ее уравнивания с правительственными через распространение на нее Табели о рангах. Было увеличено число выборных должностей. При комплектовании бюрократического аппарата царь предпочитал личные заслуги перед сословным происхождением.
При Александре І Россия вступила, как никогда до этого, на широкий путь международного общения. В международной политике император сначала следовал принципам невмешательства во внутренние дела иностранных государств, однако эта позиция не выдержала испытания жизнью. В 1801 году царь восстановил мир с Англией, заключил договоренности с Францией и Испанией, обновил дипломатические отношения с Австрией, а также вернул из похода донских казаков, отправленных Павлом І для завоевания Индии. После провозглашения Бонапарта императором Франции (1804) Россия подписала договор о союзе с Пруссией и прервала дипломатические отношения с Францией. Александр І инициировал основание «Лиги народов» для противодействия завоевательским намерениям Наполеона. В 1804 – 1813 гг. велась война с Персией, в 1806 – 1812 гг. — с Турцией, в 1808 – 1809 гг. — со Швецией. Александр І проиграл Наполеону битву под Аустерлицем (1805). В 1806 – 1807 гг. Россия опять воевала с наполеоновской Францией и заключила Тильзитский мир с Наполеоном (1807), который российское общество осудило как постыдный для государства, несмотря на то, что его следствием стало присоединение к России Белостокской области. В 1812 г. Российская империя пережила вторжение войск Наполеона, в борьбе с которыми, помимо регулярной армии, участвовало народное ополчение. Рескриптом Александра І от 25 июня 1812 г. малороссийский генерал-губернатор Я. Лобанов-Ростовский набрал 15 казацких конных полков (18 тыс. казаков), которые шли в поход со своим оружием, обмундированием и лошадьми. Чтобы ускорить мобилизацию, им было обещано (но не соблюдено) сохранение в будущем военного статуса малороссийских казаков. Кроме того, создано дворянское земское ополчение во главе с Д. Трощинским и проведена мобилизация помещичьих крестьян (42 тыс. чел.). На Правобережной Украине набрано 3,6 тыс. человек.
После победной Отечественной войны 1812 г. Александр І возглавлял заграничные походы российской армии в 1813 – 1814 гг. Победа в войне повлияла на успехи России на Венском конгрессе (1815), где Александр І играл активную роль, обсуждая польский, саксонский и греческий вопросы, инициировал создание Священного союза. Заключенный Александром І акт подписали прусский король и австрийский император. Согласно решению Венского конгресса, Россия приобрела герцогство Варшавское, которое получило русское название — Царство Польское. Послевоенные международные отношения поддерживались конгрессами (Аахен, Троппау, Лайбах и Верона) с участием российского императора в 1818 – 1822 гг.
В крестьянском вопросе император следовал идее освобождения крестьян от крепостнической зависимости и осуждал ее наличие в России. Под влиянием проекта С. Румянцева он издал указ о свободных хлебопашцах (1803), согласно которому позволил помещикам за выкуп освобождать крестьян с землей. Эти меры воспринимались современниками как первые шаги к ликвидации крепостничества. Среди прочих внимание Александра І привлек проект А. Аракчеева о ликвидации крепостничества с предложением выкупа помещичьих имений государством. Посетив имение Аракчеева Грузино Новгородской губернии, царь отметил порядок и чистоту, которых владелец достиг с помощью жесткой дисциплины. Тогда идея военных поселений обрела зримые очертания. Однако ни один из предложенных проектов ликвидации позорного крепостничества Александр І не воплотил в жизнь, боясь применить насилие к помещикам, основная масса которых не поддержала реформаторские идеи императора.
Во времена Александра I имели место заметные успехи в сфере культуры и образования. В 1803 году было издано новое положение об обустройстве учебных заведений, сориентированное на всесословный и светский характер образования. На основании правил положения создавались школы с соответствующими учебными программами: приходские давали начальное образование, уездные — промежуточное между начальным и средним, гимназии — среднюю. Для получения высшего образования основывались университеты в Харькове, Казани, Санкт-Петербурге (до 1819 года действовал как педагогический институт). Одновременно создавались привилегированные средние учебные заведения, программа которых приближалась к университетской: Демидовский лицей в Ярославле, Царскосельский лицей, гимназии высших наук в Нежине и Киеве, Ришельевский лицей в Одессе. Император надеялся с их помощью подготовить образованных специалистов для бюрократического управления Россией. В 1804 году был введен цензурный устав, самый либеральный из всех цензурных законов XIX века. Расширилась издательская деятельность, появился целый ряд новых журналов, газет, литературных альманахов («Санкт-Петербургский журнал», «Вестник Европы», «Сын отечества», «Северный архив» и др.).
Имперская политика Александра I, вследствие благоприятной международной послевоенной ситуации, была направлена на приобретение новых территорий, статус которых в составе Российской империи был неодинаков. Автономию получило Великое княжество Финляндское (1809), где после созыва ландтага, была сохранена шведская конституция, финские налоги и таможенные сборы, банк, собственная армия, администрация, денежная единица, лютеранское вероисповедание. Александр I надеялся, что такая политика будет гарантировать финскую лояльность на случай вражеского вторжения со стороны балтийских государств. Для введенного в состав империи Царства Польского (1815) была подготовлена конституция, которая со временем должна была действовать во всей империи. Согласно этому акту, Царство Польское считалось государством, объединенным с Россией путем передачи российскому монарху полномочий польских королей, поэтому Александр I получил титул наследственного короля Польши и дал клятву на Евангелии соблюдать конституцию. Конституция гарантировала гражданские права и свободы, сословное представительство в сейме. Автономный статус Царства Польского позволял полякам иметь собственную армию, органы самоуправления, католическое вероисповедание и тому подобное.
Продолжались непрерывные войны на Кавказе, в результате которых главнокомандующий кн. П. Цицианов присоединил грузинскую Джаро-Белоканскую область и азербайджанскую Гянджу, которую переименовал в Елисаветополь. Были присоединены Менгрелия и Имеретия, а в результате русско-турецкой войны 1810 года — и Абхазское княжество, которым, учитывая их стратегическую и политическую роль, был предоставлен автономный статус. Однако он продержался недолго. Сопротивление Гянджинского и Бакинского ханств ускорил их ликвидацию (1804 – 1806), остальные — Шекинское ханство, а также Шамшидильское и Казахское султанства, были ликвидированы в 1819 году, Ширванское — 1820, Карабахское — до 1822 года.
Хозяйственная колонизация южных украинских губерний осуществлялась более ускоренными темпами. На них повлияло присоединение России к континентальной блокаде, а поэтому верховная власть придавала большое значение развитию торговли, для чего внедряла таможенные учреждения, предоставляла торговые льготы черноморским и азовским городам-портам.
Практически до 1820 г. Александр I все еще рассматривал разнообразные проекты конституционных реформ и нарабатывал меры для освобождения крестьянства, ловя себя на мысли, что теперь ему жаль не столько крестьян, сколько дворян-помещиков, которые, в первую очередь, пострадают от отчуждения земли. Отказываясь от реформаторских идей, царь начал мечтать о достижении этического общего благополучия народа посредством воспитания его в духе библейских заповедей. Себя он видел миссионером, очистившим Францию от темных сил.
В последние годы Александр I постоянно разъезжал по империи, перепоручив повседневные государственные дела Аракчееву. Либеральные дворяне были разочарованы, что он пожаловал конституцию Царству Польскому, а не России. Многих не устраивала также жестокость военных поселений. Они считали себя обманутыми по причине отказа императора от западных политических идеалов, топтания на месте в выяснении самых главных реформ — ликвидации крепостничества и внедрения конституции. Как следствие — начали возникать тайные общества, члены которых обсуждали внедрение в России представительского управления. Царь Александр I умер в Таганроге 19 ноября 1825 года от воспаления головного мозга, там же была проведена аутопсия, бальзамирование тела, после чего оно было отправлено в Петербург для погребения. Его смерть породила немало легенд и слухов, самыми популярными среди которых были такие: якобы в Таганроге умер не император, в гробе находилось не его тело, а сам Александр I, под именем Федора Козьмича, продолжал объезжать Россию, вероятно, в поисках зря растраченного времени...