Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Хмельные» посредники

Пивоварам следует наладить прямые отношения с отечественными производителями сырья...
16 декабря, 1996 - 20:09
УКРАИНА ВЫРАЩИВАЕТ КАЧЕСТВЕННЫЙ ХМЕЛЬ. ЭТО КАЧЕСТВО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ИНОСТРАНЦЫ ЗАКУПАЮТ ЗДЕСЬ СЫРЬЕ. А ПОТОМ... ПРОДАЮТ НАШИМ ЖЕ ПИВОВАРАМ КАК «ИМПОРТНЫЙ» ТОВАР, НО ВТРИДОРОГА... / ФОТО АВТОРА

В наши дни отечественный хмель обеспечивает всего 15% потребностей производителей пива, которые вынуждены импортировать недостающие объемы сырья. Хорошо известно, что в условиях свободного рынка можно выжить, только будучи в состоянии предложить новый и конкурентный товар. В хмелеводстве это означает выведение и выращивание новых сортов, которые отвечают требованиям пивоваренной индустрии и реализуются по приемлемым ценам.

За последние десять лет спектр сортов хмеля претерпел значительные изменения во всем мире. С одной стороны, это связано с изменениями потребностей пивоваров, с другой — с выведением новых, более конкурентных сортов. Это десятилетие характеризуется следующими основными изменениями: основные игроки рынка — это страны, в которых хмель не выращивают, но производят пиво; страны, выращивающие хмель в размерах, превышающих внутренние потребности; страны, в которых культивируется преимущественно хмель грубых сортов, но, в то же время, ощущается потребность в более тонких сортах пива по типу пельзенского (и, соответственно, более нежных сортах хмеля); страны, импортирующие хмель для посреднической торговли, но имеющие собственный хмель в достаточных для производителей пива размерах; и страны, которые выращивают преимущественно ароматные сорта хмеля, но для удовлетворения внутренних потребностей в производстве рядового пива закупают хмель грубых сортов или продукты их переработки. Выращенный в таких странах ароматный хмель экспортируется.

Украина относится к последней группе. Имея самые благоприятные условия для выращивания прихотливых ароматных сортов хмеля, она заняла прочное место в небольшом списке подобных ей стран — Польше, Германии, Чехии, Словакии, а также стран бывшей Югославии.

Отсутствие информации о действительном состоянии хмелеводства в Украине, отдельные заказные публикации о якобы полном развале хмелеводства в нашей стране порождают домыслы и необъективность в оценке украинского хмелеводства.

За последние 10 лет в украинском хмелеводстве многое изменилось. Все бывшие хмелесовхозы приватизированы. Кто не смог выжить в новых условиях хозяйствования, прекратили деятельность или влачат жалкое существование. Там, куда пришли новые хозяева, ситуация стабилизировалась, и последние несколько лет хмелеводство активно развивается. В Украине начали активно развиваться специализированные хмелеводческие предприятия. Самым активным регионом в развитии хмелеводства стал Западный регион Украины — Львовская область. В этом регионе активно работает четыре предприятия, которые вырабатывают более 20% всего производства хмеля Украины. Полностью произведена сортозамена, посажено около 100 га новых насаждений, создана лаборатория размножения саженцев хмеля, выращиваются новые перспективные сорты украинской и зарубежной селекции.

Цифры говорят сами о себе. Если в 2004 году в Украине насчитывалось более 150 хмелехозяйств, и все они выращивали 438 тонн хмеля, то в 2008 году в Украине действующих — 65 хмелехозяйств, и выращивают около 900 тонн хмеля. За последние несколько лет почти на 100% происходит сортозамена насаждений хмеля в Украине и увеличивается урожайность с каждого гектара.

Еще одним аргументом в пользу украинского хмелеводства можно констатировать тот факт, что в Украине известная немецкая компания Хопштайнер смонтировала современный мощный гранулятор (Житомирская область, село Карповцы), не смотря на то, что в Украине уже гранулятор есть и используется с успехом. К чему бы это? Да все просто, хмель в Украине есть, и качество этого хмеля отличное, да вот признать это как-то неохота. Вот и скупают перекупщики, пользуясь моментом, у хмелеводов подешевле хмель «неизвестный в Европе», гранулируют на хорошем оборудовании. Потом под немецким брендом «импортный» хмель, выращенный в Украине, и продается лучше — на Оболонь, в Россию и Польшу.

Отдельно о ценовой политике. Действительно, цена на Украинский хмель не стабильна. Как она может быть стабильной, когда Оболонь в 2007 году скупает хмель у импортеров по 2300—2600 гривен за 1 кг альфа-кислоты, а в Украинских производителей хочет купить в пол цены.

В настоящее время сложилась ситуация, что Украинский хмель пивовары покупают не у производителя, а у перекупщиков, которые собирают хмель у хмелеводов и перепродают пивоварам. Цены совсем разные. Кому это выгодно? За несколько лет весь хмель из Украины будет уходить из страны на другие рынки, а отечественные пивовары будут покупать «импортный» хмель, как обычно, переплачивая.

Хмелеводы и пивовары обязаны выработать четкое поведение относительно партнерских отношений. Давно пора наладить открытые и дружественные отношения между производителем хмеля и потребителем. Исключить спекулянтов и посредников, которые дестабилизируют спрос и предложение хмеля.

Рынок приобретет большую стабильность, если пивовары будут проводить более открытую политику относительно потребляемых ими или хранящихся у них объемов хмеля, так как ошибочные предположения части хмелеводов и переработчиков провоцируют спекулятивные действия перекупщиков, что имело место в 2007 году. Это наносит ущерб хмелепроизводству, а также и пивоварению на длительный период.

Кроме того, производство хмеля должно быть намного больше, чем раньше, защищено стабильными контрактами. Мы полагаем, что за них главным образом должны отвечать большие пивзаводы, так как торговые и перерабатывающие компании не могут полностью взять это на себя. Дальнейшее развитие системы контрактов поможет прогнозировать ситуацию на рынке в будущем. Заключая контракты на весь объем хмеля, получаемый с определенной площади, крупнейшие пивоваренные компании смогут стабилизировать рынок, так как будет исключено преобладание нестабильного наличного рынка.

КОММЕНТАРИЙ

Яркий пример Чехии

Недавно пришлось проводить среди студентов ряд социологических опросов на тему их осведомленности экономикой соседних стран (их результаты были освещены «Днем»). И что поразило в опросе по Чехии — все почти единодушно считают важным национальным продуктом пиво, а уже потом — производство хмеля и солода. Почитание чехами этих продуктов, также, как и умение долгое время зарабатывать немалые деньги, вызывают уважение и заинтересованность. Именно в хмелеводстве странным образом перемешались история, национальные традиции и современная высоко конкурентная экономика, а исторические корни хмелеводства и пивоварения — смело можно отнести не только к экономике, но и к культуре и историческому достоянию.

Начало хмелеводства на территории современной Чехии достигает глубин веков. Уже в XV—XVI веках хмелеводство имело общее распространение, поэтому бытует мнение, что началом отрасли нужно считать XIV век... Примерно на рубеже XIV—XV веков под воздействием выявления наиболее благоприятных территорий, производство хмеля концентрируется в самых пригодных для развития этой отрасли регионах, в первую очередь, в населенном пункте Жатец. А Жатец в современной Чехии знают все! Постепенно совершенствуются технологии выращивания, системы опорных конструкций, способы сушки и хранения хмеля. Влияние хмеля на тогдашнюю жизнь становится все более очевидным. В этих достаточно неблагоприятных для сельскохозяйственной деятельности местностях тяжело давалось производство хлеба, молока или мяса. А хмель и пиво давали стабильные доходы, что нашло свое отражение в поговорке (в переводе) — «Пивовар, овцевод и рыбак богачам дает в амбар». Уровень прибыльности крупных хозяйств зависел от наличия пивовара, обеспечивающего до 30% всех прибылей.

В 1585 году врач, математик, астроном Тадеуш Гаек создал одно из ранних произведений о пиве — De Cerevisia etc., в котором едва ли не впервые в чешских литературных источниках пиво получило определение как «напиток из воды, зерновых и цветов хмеля», а о хмеле говорится, что «хмель пиво делает не только пивом, но и хорошим пивом, и содействует его выдержке и здоровью того, кто его пьет».

В современной Чехии сохранены и приумножены немало традиций хмелеводства, связанных с историческим прошлым. Одними из таких традиционных праздников являются фестиваль хмелеводства в Жатце (Chmelfest) и ежегодное празднование последнего побега хмеля (Doиesna). Один фестиваль приходится на начало хмелевой компании, другой — в завершение (молодое пиво по аналогии молодого вина).

Действительно, уникальные и непревзойденные по вкусу сорта пива варят в достаточно распространенных мини-пивоварнях. Респектабельные гостиницы и рестораны считают большой честью иметь собственного пивовара. На сегодня в Чехии действует 47 промышленных пивоваров, и более 300 мини-пивоваров в ресторанах. Продуманная специальная хозяйственная и налоговая политика Чехии направлена на поддержание деятельности мини-пивоваренных производств. Именно они, а не гиганты хмелевой индустрии, получают определенные экономические преференции. Ведь как важно сберечь для потомков вкус настоящего классического продукта и его региональные разнообразия.

Чехи гордятся собственными традициями хмелеводства и пивоварения, считая их частью собственной культуры, национальных традиций и самоидентичности. С другой стороны, хмелеводство является важным звеном чешской экономики, а чешский хмель — символом профессионального подхода и качественного труда. Однако в хмеле и хмелеводстве, как и в пивоварении или автомобилестроении, или даже в более традиционном стекловарении, мы можем увидеть нечто большее — любовь и уважение к профессиональному, качественному и ответственному труду. Как же этого не хватает нам!

Качественный труд, профессиональный подход, компетентность и ответственность — это такие же важные, а, возможно, и более значимые национальные продукты, как черноземы или запасы нефти. Ведь одних таких призывов как «житница Европы» будет очень мало, нужно убедить эту Европу в том, что каравай действительно будет вкусным, что каждый год он будет полноценным и качественным. Если уже назвались «доменной печью» Европы — то и металл нужно производить такой, чтобы все знали его преимущества. Это вопрос конкурентоспособности, который очень важен и особенно ярко проявляется в период кризисов и неблагоприятной конъюнктуры.

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук, профессор

Иван ДОСКОЧ, генеральный директор компании «НВП Запад-хмель»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ