Не исключено, что уже сегодня под стеклянным куполом главного законодательного органа страны представители фракции БЮТ будут праздновать долгожданную победу - возвращение своего лидера на пост главы Кабинета Министров. С другой стороны, несмотря на то, что правительство Тимошенко де-юре еще не родилось, некоторые аналитики уже прогнозируют его скорую смерть. Критики демократического большинства в целом и премьера Тимошенко в частности предполагают, что как только каблучки Юлии Владимировны застучат по коридорам здания на улице Садовой, начнется самое интересное. Самое интересное - это вероятное дерби вчерашних союзников, но нынешних конкурентов в борьбе за золото в президентской эстафете-2009: Ющенко и Тимошенко. Как долго в виду хрупкости коалиции и ее небольшого перевеса над меньшинством сможет продержаться тандем БЮТ+НУ-НС? Какой будет политика нового правительства, и можно ли нам ожидать от него глубинных реформ? И наконец, кто они - фактический лидер коалиционной фракции НУ-НС Ющенко и лидер блока своего имени Тимошенко: партнеры или все же конкуренты? Эти и другие вопросы «День» адресовал доктору исторических наук, профессору кафедры политологии, научному директору Школы политической аналитики НаУКМА Алексею ГАРАНЮ.
- Алексей Васильевич, ваш экспертный диагноз нынешней коалициады?
- На мой взгляд, результаты этих выборов - впрочем, как и выборов 2006 года - поставили Президента Ющенко перед дилеммой: формировать «оранжевую» (демократическую) коалицию или формировать коалицию широкую. Наверняка, рассматривая каждый из вариантов, Президент и его Секретариат детально просчитывали все плюсы и минусы возможных коалиционных вариаций. При этом исходили из того, что формирование правительства во главе с Тимошенко несет много рисков для Ющенко, поскольку Тимошенко может стать серьезным претендентом на должность президента и, следовательно, ее рассматривали в первую очередь как соперника на грядущих выборах. Опасаются также, что в этом качестве Тимошенко станет центром притяжения и для значительной части «Нашей Украины». Эти соображения, скорее всего, и стали причиной серьезных колебаний Президента во время коалиционного процесса. По мнению многих аналитиков, серьезно рассматривался вариант либо формализированной широкой коалиции, либо ситуации «без коалиции», то есть ситуативного большинства в парламенте. При условии, если коалиция не была бы сформирована, расчет состоял в том, что Президент смог бы играть роль арбитра, и эта роль была бы определяющей.
Но если мы посмотрим на этот вариант в долгосрочной перспективе, то он для Президента также оказывается крайне рискованным. В случае создания широкой коалиции, первый минус - электоральный, поскольку в таком случае очень трудно будет оправдать как проведение досрочных выборов, так и те четкие обещания, которые давала в ходе выборов «Наша Украина». Допустим, «Наша Украина» пошла бы на широкую коалицию с Партией регионов. Тогда возникает вопрос: а чем бы это отличалось от небезызвестной позиции Мороза? Что, безусловно, привело бы к расколу в «Нашей Украине».
В случае же ситуативного большинства команда Ющенко могла бы занять такую позицию: мы старались создать большинство, но что-то где-то не сработало. Но мы понимаем, что колеблются как раз люди, которые так или иначе связаны с президентским Секретариатом. И даже если бы это был их выбор - не поддерживать демократическую коалицию, то все равно под информационный и имиджевый удар был бы поставлен Президент. Думаю, вероятная реакция общественности - это весьма важный фактор, который подталкивает Президента к формированию демократической коалиции и к избранию Тимошенко премьером.
Но действовали не только электоральные факторы. Мы знаем, что опыт сотрудничества Президента с Партией регионов на правительственном уровне был преимущественно негативным для Виктора Ющенко. Почему? Потому, что во время подписания Универсала были даны обещания, которые очень быстро были нарушены, и Партия регионов начала концентрировать в своих руках власть. И когда сегодня говорят о том, что союз с Партией регионов выгоден Президенту, так как ПР поддержит его на второй срок, я думаю, что этот вариант весьма туманный. До президентских выборов многое изменится, а коалиция с «Регионами» приведет к падению рейтинга Президента. С другой стороны, поддержка со стороны ПР не гарантирует того, что большинство сторонников Партии регионов будет поддерживать Ющенко. В данном случае ПР становится заложницей пропагандистской кампании, которую она вела с 2004 года...
- Во время предыдущего премьерского голосования за Тимошенко ее кандидатуру поддержали и некоторые «регионалы». Возможно ли такое сейчас?
- Когда дело дойдет до голосования в парламенте, то даже оппонентам Тимошенко внутри «Нашей Украины» будет предельно сложно не поддержать ее. БЮТ поддержал кандидатуру Президента - Арсения Яценюка - на должность спикера, и сейчас не поддержать Тимошенко - это значит нанести очень сильный удар по «Нашей Украине», тем более, что голосование является открытым. Показательно, что такой оппонент Тимошенко, как Юрий Ехануров, заявил, что будет голосовать «за», исходя из предвыборных обещаний и фракционной дисциплины. Если же говорить о позиции блока Литвина и Партии регионов, тут можно выделить несколько моментов. Может быть принято жесткое решение не давать ни единого голоса за Тимошенко. Однако фракция Литвина колеблется, и в ней есть разновекторные интересы: если одна часть тяготеет к «регионалам», то другая - к демократической коалиции. Если же говорить о «регионалах», то на самом деле некоторые представители так называемого прагматического крыла ПР также могли бы потенциально поддержать Тимошенко, поскольку бизнес заинтересован в сотрудничестве с властью и ему невыгодно обострять отношения с потенциальным премьер-министром. Поэтому я бы сказал, что на психологическом уровне в Партии регионов есть люди, готовые поддержать Тимошенко-премьера, однако этому может помешать жесткая партийная дисциплина.
- Сегодня, несмотря на то, что де-юре новое правительство еще не родилось, многие политологи уже хоронят его, заявляя, что Кабмин Тимошенко просуществует максимум полгода. Какой временной срок жизни новому правительству отводите вы?
- Мы приближаемся к президентским выборам, и понятно, что все основные игроки будут исходить в большой степени из перспектив этих выборов. То есть, в принципе, можно говорить, что независимо от того, кто возглавляет правительство, какая его конфигурация, сейчас не наилучшее время для проведения радикальных реформ. Если будет сформирован Кабинет Министров во главе с Тимошенко, то, вероятно, Президент займет позицию, так сказать, над схваткой и будет демонстрировать обществу, что он учитывает как позицию демократической коалиции и правительства, так и интересы других политических сил. С одной стороны, такая ситуация является для Президента выгодной, потому как впервые за всю историю в Украине Президент будет опираться на политическое большинство в парламенте, которое его поддерживает. После 2004-го это большинство было не политическим, а ситуативным.
С другой стороны, в президентском Секретариате опасаются, что если правительство Тимошенко будет успешным, то это ослабит и без того невысокий рейтинг Президента. Ввиду этого не исключено, что будут предприниматься попытки ограничивать полномочия этого правительства.
- То есть, говоря словами г на Януковича, Президент (Секретариат и некоторые «нашеукраинцы») может вставлять шпильки в колеса правительству во главе с лидером БЮТ?
- Думаю, тут будет использоваться тот факт, что коалиция имеет незначительный перевес и на часть «Нашей Украины» президентский Секретариат может влиять. При такой ситуации «миноритарный» пакет акций в НУ будет играть решающую роль в блокировании тех или иных инициатив правительства. Не исключено, что на определенном этапе может быть предпринята попытка отправить Тимошенко в отставку. Но в таком случае перед Президентом опять- таки встанет вопрос: а что взамен? Широкая коалиция? «Регионы» будут счастливы подставить Президенту свое плечо. Но тут опять-таки возникают серьезные электоральные риски...
- Скажите, как могло произойти, что за несколько лет президентства Виктор Ющенко, имевший колоссальную поддержку, теперь нуждается в том, чтобы свое плечо ему подставили либо «регионалы», либо «бютовцы»? Ведь все согласны, что без поддержки либо ПР, либо БЮТ на грядущих президентских выборах Виктор Андреевич не сможет победить.
- Думаю, тут надо отталкиваться от вопроса: а почему не были реализованы обещания, которые давались во время оранжевой революции (за исключением обеспечения демократических свобод и политического плюрализма, что также является весьма важным)? Тут действовал ряд и объективных, и субъективных факторов. Оранжевая революция, как, впрочем, любая революция, вызвала завышенные ожидания. Но период для оправдания этих ожиданий был неблагоприятный. Почему? В значительной степени это связано с поспешной конституционной реформой, поскольку через год после выборов президентских состоялись выборы парламентские и при этом в результате конституционных изменений центр принятия решений начал перемещаться в правительство и парламент. Этот факт сделал цену парламентских выборов чрезвычайно высокой. Таким образом страна, фактически только завершив президентские выборы, сразу же вступила в фазу выборов в ВР, во время которых практически все политические силы начали выступать в контексте будущих выборов вместо того, чтобы заниматься радикальными и, возможно, непопулярными реформами.
Помимо этого, повторюсь, политического большинства в парламенте не было, было ситуативное большинство. В этой связи принимать ряд законопроектов было предельно сложно. Кстати, некоторые эксперты считают, что необходимо было тогда найти повод для того, чтобы распустить парламент (например, если бы депутаты не собирались на протяжении 30 дней) и провести новые выборы с тем, чтобы создать стойкое оранжевое большинство. Психологические возможности для согласия депутатов, считают аналитики, были, однако этот путь не был избран. Таким образом, Виктор Ющенко, победив под лозунгами радикальных изменений, не воплотил их в жизнь, за исключением политических свобод.
Вообще надо сказать, что практика всех революций, в том числе в Центрально-Восточной Европе, показывает, что когда происходит смена недемократического режима на демократический, тогда создается широкая коалиция продемократических сил. Когда эта коалиция достигает своей цели, она начинает распадаться. Это как раз то, что произошло в оранжевом лагере. К сожалению, сюда следует добавить и споры между отдельными личностями, которые в значительной степени и привели к невозможности реализации данных на Майдане обещаний. Это и повлекло за собой значительное падение рейтинга Президента. Свою роль сыграла попытка создания широкой коалиции с «Регионами» и подписание Универсала, что не было воспринято значительной частью сторонников Ющенко. Следует отметить, что после досрочного прекращения полномочий Рады пятого созыва рейтинг Ющенко начал расти. Однако сейчас мы снова видим колебания Президента, которые не способствуют стабилизации его электората.
- В одном из недавних интервью Юлия Тимошенко призналась, что «устала подсаживать мужчин». Как вы считаете, она устала настолько, что категорически не готова отказаться от своих президентских амбиций?
- Откровенно говоря, я и как политолог, и как гражданин считаю, что для страны сейчас намного более важно говорить не о кандидатах в президенты, а о реформах. Практически все международные исследования демонстрируют, что за последний год рейтинг Украины падает в различных социально-экономических оценках. Это и качество жизни, и коррупция, и уровень того, насколько счастливыми считают себя украинцы и т.д. Исключение разве что в части политических свобод. Тут у нас ситуация выглядит хорошо. Поэтому меня больше интересует вопрос, а что же будет делать новое правительство и насколько эффективной будет проводимая им политика.
- Да, мы, бесспорно, можем и, наверное, должны говорить о необходимости проведения реформ, но вопрос в том, стоит ли надеяться на проведение реформ при коалиции с перевесом в два- три голоса? Такая коалиция может провести глубинные реформы? Помимо этого Президент говорит о том, что 2008 год должен пройти под эгидой конституционной реформы. Как это возможно, где брать 300 голосов?
- Давайте разведем Конституцию и реформы, поскольку тут будет разная арифметика. Если говорить о конституционной реформе (300 голосов), то в Украине сложилась интересная ситуация. Эта ситуация состоит в том, что сейчас ни одна политическая сила не может написать Основной Закон «под себя», поскольку идет демократический процесс и мы не знаем наверняка, кто будет следующим Президентом, кто будет премьером через два года, кто будет иметь большинство в парламенте после следующих выборов. Этот фактор приводит к формированию системы сдерживания и противовесов. Поэтому я думаю, что сейчас политики должны быть заинтересованы в том, чтобы создать достаточно сбалансированную Конституцию. В этом также заинтересован и бизнес, который стоит за различными политическими силами, поскольку бизнес априори заинтересован в стабильности. Кстати, это было ярко продемонстрировано во время досрочных выборов, потому как собственно бизнес был заинтересован в том, чтобы политический кризис завершился как можно скорее.
Есть еще один момент. Сложно доверить политикам написание новой редакции Конституции, и сейчас популяризируется идея о необходимости проведения выборов в Конституционную ассамблею, единственным заданием которой будет написание Конституции. И как условие тут стоит то, что, скажем, десять лет люди, являющиеся членами ассамблеи, не будут занимать посты в органах государственной власти. Их задание - написать хорошую Конституцию и не принимать после этого непосредственное участие в политике. Идея в принципе оправдана: если Конституцию не могут написать политики, почему бы ее не написать экспертам?
Что же касается функционирования правительства и вероятности проведения реформ, действительно, перевес коалиции над парламентским меньшинством минимальный. Однако в принципе возможность для эффективной деятельности коалиции и, следовательно, Кабинета Министров есть, если только эта возможность не будет блокироваться с той или иной стороны. Ведь именно этот небольшой коалиционный перевес будет способствовать поиску компромиссов внутри большинства. Сейчас есть опасения, что политика нового правительства не будет сбалансированной. А я как раз думаю, что необходимость поиска компромиссов сделает эту политику достаточно взвешенной. С другой стороны, если речь не идет о вопросах, которые политически поляризуют страну, то я думаю, что по целому ряду направлений можно найти то, что объединяет и коалицию, и оппозицию. Взять, например, создание зоны свободной торговли с ЕС. В этом ведь заинтересована и значительная часть Партии регионов. Действительно, грядущие президентские выборы, с одной стороны, усложняют проведение радикальных реформ. С другой стороны, если какая-либо политическая сила будет мешать процессу реализации реформ, то на эту политическую силу ляжет часть ответственности за это. То же касается и Президента. Да, он не заинтересован в росте рейтинга Тимошенко как потенциального претендента на президентский пост, но блокировать ее инициативы, являющиеся важными для страны, будет также сложно. Другими словами, мне кажется, что ни одна политическая сила не будет делать таких шагов, которые могут привести к резкому падению ее популярности.
- На ваш взгляд, есть ли сегодня в парламенте такая политическая сила, которая способна заполнить профессионалами хотя бы все ключевые государственные должности?
- Я думаю, что профессионалов достаточно и их можно найти в различных политических силах, и оранжевых, и бело-голубых. Вопрос состоит в том, а насколько затребованы эти профессионалы? Некоторые министры нынешнего Кабинета, например Шуфрич, Рудьковский - яркие примеры проведения практики не профессиональных, а политических назначений. Важно, чтобы при проведении кадровой политики претенденты на тот или иной пост подбирались не по принципу личной преданности или с тем, чтобы поиграть на нервах оппонентов. А назначение Шуфрича как раз и произошло по такой логике. Когда Балога стал главой Секретариата, после чего позиция Президента стала более жесткой, в ответ на место Балоги в правительстве Януковича (Балога ведь тоже был министром по чрезвычайным ситуациям) и был назначен Шуфрич. На мой взгляд, это было сделано для того, чтобы насолить оппонентам.
- В интервью «Радио «Свобода» научный сотрудник Мюнхенского центра прикладных политических исследований госпожа Ирис Кемпе сказала следующее: «Я думаю, что в Украине, как и ранее в странах Балтии, где к власти пришло много молодых людей, уже можно говорить о начале смены поколений в политике». Согласны ли вы с такой оценкой?
- Вы знаете, я думаю, что этот процесс действительно идет. Возможно, он не настолько динамичный, как нам бы того хотелось, однако он идет. Сегодня все говорят о том, что Яценюк-спикер - это как раз пример прихода политиков новой генерации. Я думаю, вопрос состоит не только в том, чтобы пришло новое поколение, но и в том, чтобы политические силы чувствовали свою ответственность и понимали, что за безответственность они будут наказаны избирателями. В этом смысле нынешние досрочные выборы оказались важными, поскольку партии теперь четко знают, что за свои избирательные обещания необходимо отвечать. И когда говорят, что на постсоветском пространстве избиратели и их голос ничего не значат, я думаю, что как раз в Украине позиция избирателей имеет исключительно большое значение. И это - безусловный плюс, хотя мы и знаем, что демократический процесс небезболезненный и весьма сложный.