В редакцию «Дня» приходит много писем от читателей — просьбы о защите от своеволия чиновников, несправедливого суда, вымогания взяток. В отчаянии, не зная инструментов защиты своих прав, люди обращаются к СМИ как к последней инстанции. Мы стараемся не оставлять ни одно письмо без внимания. Однако привлечь внимание к проблеме, к сожалению, не всегда означает ее решить.
Декларирование прав и свобод человека и гражданина — это лишь формальная сторона демократии. Вспомним, Конституция СССР считалась едва не наиболее гуманной в мире. В то же время уже в недалеких 80-х годах в лагере погиб Василь Стус, осужденный «гуманным» Советским Судом, в соответствии с «гуманным» советским законодательством. Украина восстановила свою независимость, однако постсоветская инерция поныне сохраняет страх среди большей части украинского социума, не позволяющий открыто защищать собственные права и свободы.
На самом деле общество, которое мы стремимся построить, предусматривает выработку четкого алгоритма и механизма защиты своих прав. Это постепенное отвоевание личного пространства, которого мы годами были лишены. Юристы постоянно отмечают: зная свои права и обязанности, вы имеете гораздо меньше шансов попасть в неприятности, стать жертвой коррупционных вымоганий или бюрократических коллизий.
Еще в 1976 году на защиту прав граждан Советского Союза стала Украинская Хельсинская группа, в состав которой входили такие знаковые фигуры, как Николай Руденко, Алексей Тихий, Иван Кандыба, Петр Григоренко. Тогда активная правозащитная деятельность членов УХГ встретила ожесточенное сопротивление советской власти. Это означало одно — полуподпольная деятельность УХГ является угрозой государственной системе, построенной именно на нивелировании ценности основных прав и свобод. Но знают ли об УХГ современные школьники? Ставят ли им позицию генерала Григоренко в пример? Ответ, к сожалению, — нет. Тогда как сегодняшним гражданам учиться защищать свои права, а главное — искоренять страх перед твердой и последовательной защитой своей позиции?
В прошлом году в плане мероприятий участников Летней школы журналистики «Дня» было посещение выставки в издательстве «Смолоскип», посвященной выдающемуся правозащитнику генералу Петру Григоренко. Для абсолютного большинства участников, как тогда и для меня, фигура Григоренко стала открытием. Будучи, казалось бы, человеком системы — генералом Советской армии, он нашел в себе силы бороться против этой системы, прекрасно понимая, какая судьба его ожидает. Пример генерала Григоренко и его единомышленников очень важен. Они положили традицию правозащиты, которую нужно изучать и применять в уже, казалось бы, совершенно иных условиях.
Сегодня в Украине продолжателем дела УХГ является Украинский Хельсинский союз по правам человека — Всеукраинская ассоциация общественных правозащитных организаций, цель которой — содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1975 года, других международных правовых документов, принятых относительно его развития, а также остальных обязательств Украины в сфере прав человека и основных свобод. Как рассказал «Дню» глава правления Союза адвокат Аркадий Бущенко, 2009 год для украинской правозащиты стал «урожайным» на успешные дела. Однако, как ни печально, подавляющее большинство из них заканчивалось в Европейском Суде по правам человека, который, как известно, берется за рассмотрение дел только в том случае, если ни одно национальное средство защиты не дало результата. Но, к счастью, не все так фатально и с украинским правосудием. В этом году Апелляционный суд Харьковской области взыскал с Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Харьковской области компенсацию материального и морального ущерба, нанесенного гражданину Алексахину Сергею Викторовичу работником органов внутренних дел еще в 1998 году. Проще говоря, одиннадцать лет назад пан Алексахин был незаконно задержан, и ему нанесли опасные для жизни телесные повреждения. Только сейчас ему удалось добиться справедливости.
Терпение, время и деньги — это то, что нужно сегодня гражданину, чтобы добиться эффективности украинского правосудия. И даже имея в запасе эти три компонента, немногие люди заявляют о своем желании пройти все судебные инстанции вплоть до Европейского Суда, так как просто не верят в позитивный результат, считает Аркадий Бущенко. «Хотя, нужно сказать, в последнее время количество жалоб на нарушение прав и свобод со стороны украинских граждан значительно увеличилось, — говорит правозащитник. — Эта позитивная тенденция связана с тем, что, во-первых, правонарушения сегодня значительно проще обнаружить и доказать, а во-вторых, украинцы со временем все меньше боятся репрессий со стороны государства».
В свое время неоценимый опыт борьбы за собственные права получила и газета «День». Решение Европейского Суда от 29 марта 2005 года стало прецедентным, ведь до того ни одно СМИ постсоветского пространства не выигрывало иски против политиков и, тем более, не доходило с ними до Европейского Суда (/134809/). Эта история началась еще во время предвыборной компании 1999 года, когда два тогдашних кандидата в президенты Наталья Витренко и Петр Симоненко подали иск против газеты «День», и украинские суды признали «День» виновным в причинении вреда чести и достоинству кандидатов — на основании двух публикаций в «Дне» (от 21 августа и 14 сентября 1999 года, в архиве на сайте «Дня» — www.day.kiev.ua). Зато Европейский Суд удовлетворил обжалование этих решений газетой «День» и признал государство Украина виновным в нарушение права на свободу слова. Наверное, дело защиты прав и свобод — это целый комплекс разных составляющих. Конечно, должна быть действенная судебная система. Кроме того, необходимо иметь традицию защиты прав и свобод человека. Традиция (или прецедент) должна быть создана лидерами, которые первыми будут прокладывать этот путь. Но самая первая составляющая — наличие высокой правовой культуры и культуры взаимодействия в социуме, и понимание того, что демократия не только предоставляет права и свободы, но и наделяет обязанностями.
КОММЕНТАРИИ
Эдуард БАГИРОВ, глава «Международной лиги защиты прав граждан Украины»:
— К сожалению, на сегодняшний день нет конструктивного диалога между представителями государственных органов власти и гражданами Украины. А это означает, что украинцы не имеют возможности реализовать свои права, записанные в Конституции. Если говорить о правах, которых нам не хватает, то это права обращения в органы власти, но если даже такое обращение и поступило — нет своевременных ответов от чиновников. В целом же главная проблема — это незнание украинскими гражданами своих прав. Поэтому, я считаю, нам необходимо проводить более активную работу в правовом просвещении людей. Однако такую работу на самом деле некому проводить, потому что чиновники в ней не заинтересованы. Еще одна проблема — это когда граждане обращаются в суды и через некоторое время отказываются от дальнейших судебных разбирательств. В то же время, есть примеры, когда украинцы умеют защищать свои права, особенно когда это касается трудового законодательства: выплаты зарплат, пенсий, некоторых вопросы имущественного характера. Проблема лишь в том, что очень часто чиновники в своих ответах «отписываются», ссылаясь на законы, которые не относятся содержанию запросов. Люди же, когда получают ответ, видят разные статьи законов, которые якобы не позволяют ему реализовать свои права. И на этом прекращают борьбу.
Артем ФИЛИПЬЕВ, ведущий юрист-консульт Национального университета «Острожская академия», преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук:
— Я думаю, что украинцы так или иначе готовы пользоваться своими правами и свободами, ознакомлены с ними. Но у людей четко прослеживается недоверие к механизмам защиты их прав, которые реализуются государством. Однозначно о всем обществе говорить нельзя, но в целом такая тенденция прослеживается. Ведь доверие возникает на основе прошлого практического опыта, который можно получить лишь в ситуации эффективной защиты государством нарушенных прав. Первое, что я бы посоветовал украинцам, не относиться пассивно к нарушению своих прав и свобод, добиваться их реализации. Во всех цивилизованных странах права и свободы граждан реализуются с помощью судебной системы. В Украине суды работают в целом нормально, но решения судов выполняются лишь на 30%. О какой эффективности защиты прав при таких условиях может идти речь? Если государство не может нормально работать, нужно заставлять его это делать. Ведь мы платим налоги из своих заработных плат на содержание государственного аппарата. Если у государственных чиновников есть средства, чтобы поднимать самолеты для собственных перелетов по территории Украины, значит можно найти средства для реализации судебных решений. Поэтому нужно быть активными и бороться за свои права. Например, при Острожской академии действует юридическая клиника PRO BONO, которая предоставляет бесплатные юридические услуги населению города и сел района. Люди обращаются к работникам клиники с разнообразными проблемами и получают помощь.
Андрей РЫБАК, заместитель декана факультета политико-информационного менеджмента Национального университета «Острожская академия», кандидат политических наук:
— Во-первых, умение или неумение пользоваться собственными правами и свободами непосредственно вытекает из состояния политической и правовой культуры граждан. К величайшему сожалению, так сложилось исторически, что состояние политической и правовой культуры украинцев является далеким от демократических образцов. А потому наши соотечественники, в отличие от европейцев, граждан Канады или США, обычно не в полной мере используют правозащитный потенциал. Однако здесь есть две стороны медали. Становление в стране развитого гражданского общества зависит и от действий власти. Другими словами, насколько власть способствует или не способствует этому процессу, выполняет или не выполняет конкретные обязательства перед своими гражданами. Однако у нас есть достаточно примеров, когда такие элементы гражданского общества как общественные правозащитные организации полностью успешно работают на ниве защиты прав украинцев. Будем надеяться, что с каждым годом количество таких примеров будет расти. И я верю в то, что рано или поздно состояние политической и правовой культуры наших граждан достигнет должного уровня. Хотя на это нужно время.
Олег САМЧИШИН, президент Украинской ассоциации потребителей:
— Потребитель в 2009 году отстаивал свои права активнее, он стал частью рынка. Хотя государство для этого ничего и не сделало... Просто украинцы в период кризиса стали больше переживать за свои потраченные деньги, стараются в случае чего их отстоять. Впрочем, права потребителей на сегодняшний день еще трудно защитить — везде тотальная коррупция. Но, с другой стороны, и потребителю «нечего терять», поэтому многие и идут до конца. В 2010 году я бы посоветовал украинцам лучше изучить свои потребительские права — в настоящее время наше общество еще плохо их знает. Ни в коем случае нельзя подписывать договоры «вслепую». Ну, а если уже произошла определенная досадная история и грубо нарушаются ваши права — следует обращаться в общественные организации, прессу. Как правило, при угрозе огласки в СМИ нарушитель идет на компромисс...
Евгений ГОЛОВАХА, заместитель директора и заведующий отделом социально-политических процессов Института социологии НАН Украины:
— Во-первых, права человека в Украине охраняются законом и правоохранительной системой; во-вторых, собственной правовой активностью, которая предусматривает возможность прямого обращения к квалифицированному правовому специалисту; и, в-третьих, это защита с помощью общественных организаций. Однако совсем иная ситуация, когда возникает взаимодействие «человек —власть», поскольку наша власть находится вне закона. Крымский поэт Максимилиан Волошин говорил так: «Есть два класса вне закона: правящий и криминальный». В Украине криминальный еще каким-то образом регулируется правоохранительной системой, а вот правящий — нет. Прерогативой меньшинства граждан является обращение за защитой своих нарушенных прав к квалифицированным специалистам-законодателям. Поскольку для этого нужны достаточно большие средства. Большинство населения себе этого позволить не может, следовательно страдает от нарушений. В первую очередь — нам не хватает защиты от своеволия власти. Когда звучит вопрос «можете ли вы что-то сделать, если власть нарушает ваши законные права и интересы?», свыше 90% опрошенных отвечают: ничего не можем сделать. Наибольшей проблемой незащищенности является невозможность оказать неотложную медицинскую помощь и обеспечить конституционное право на труд. Отстаивание прав зависит от каждого лично. Однако у нас нет жизненного опыта в реальных условиях отстаивать нарушенные права. Но ситуация не является настолько роковой. Некоторые права все же более-менее защищены и гарантированы. Примеры защиты своих прав гражданами или организациями безусловно есть, но они немногочисленны. Из практики украинско-американского бюро по защите прав человека можно назвать успешные дела по защите прав заключенных. Благодаря таким организациям у нас изменяется пенитенциарная система. На бигбордах должны писаться адреса и номера телефонов правозащитных организаций, а не то, что на них размещают в настоящий момент. Важная миссия журналистов — давать людям нужную и полезную информацию, как защитить себя и свои права.
Подготовили Алексей САВИЦКИЙ, Людмила ЖУКОВИЧ, «День», Виктория СКУБА, Острог