Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В море — за сокровищами

Студенты-археологи пополнят музеи Крыма уникальными экспонатами
4 декабря, 1996 - 20:04
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВЕНЕЦИАНСКОГО СТЕКЛА НЕВОЗМОЖНО НАЙТИ НА СУШЕ / ВОЗМОЖНО, В ТАКИХ АМФОРАХ ИТАЛЬЯНЦЫ ПЕРЕВОЗИЛИ РТУТЬ

Конец года для археологов — это конец сезона полевых исследований и подведение итогов научных поисков. Студенты исторического факультета Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко, которые каждый год проходят археологическую практику, недавно представили общественности свои достижения на выставке «Экспедиции 2007: поиски — находки» («День» писал об этом в №208). В этом полевом сезоне они приняли участие в пяти экспедициях: на территории Каневского природного заповедника изучали славянское поселение VIII—IX вв., на Керченском полуострове проводили геологические исследования, а в Музее «Судакская крепость» работали в портовой части городища. Кроме наземных раскопок, молодые археологи работали под водой: провели поиски места гибели корабля Российского флота XVIII в. (полуостров Тарханкут) и подняли на поверхность сокровища пизанского корабля XIII в., затонувшего в акватории поселка Новый Свет недалеко от Судака. Эта экспедиция — единственная в Украине, занимающаяся подводными раскопками. Об особенностях подводной археологии и о ценности найденных вещей «Дню» рассказал руководитель Центра подводной археологии КНУ им. Т. Г. Шевченко Сергей ЗЕЛЕНКО.

— Сергей Мусиевич, чем отличаются археологические раскопки на земле от подводных?

— Исследования под водой связаны с определенными правилами дайвинга. Перед погружением в воду археологи проходят инструктаж, как вести себя на глубине. Ведь им придется не просто опуститься на пять метров (на такой глубине находится исследуемый пизанский корабль), но еще и работать там с лопаткой и что-то искать. Часто рассмотреть найденные предметы очень сложно, особенно в слабо освещенных местах... В этом году под воду погружались все члены нашей группы, но не всем удалось увидеть корабль, а тем более — поднять что-то на поверхность. Кое-кому из юных археологов приходилось заниматься менее интересной работой — описывать найденные вещи, их внешний вид, вытесненные на них рисунки или другие пометки. Сейчас студенты, желающие еще раз поучаствовать в подводной экспедиции, посещают специальные лекции, на которые их учат управлять дыханием под водой, рассказывают о свойствах воды, то есть информируют о всех тех вещах, которые должен знать человек в случае чрезвычайной ситуации во время погружения.

— Вы уже несколько лет исследуете этот корабль. Что нового вам удалось поднять с морского дна в этом году?

— Очень интересной находкой является большая разбитая амфора, которая была полностью заполнена смолой. Кроме нее, студенты нашли несколько маленьких амфор. В целом, экспедиция этого года оказалась довольно успешной, поскольку нам посчастливилось найти ту часть корабля, в которой хранили амфоры и другой товар для продажи. На некоторых изделиях есть интересные граффити, которые пока не расшифрованы. Среди оригинальных пометок могу назвать вычеканенные на амфорах буквы «М» и «Ф», а также символ, напоминающий современный штопор для откупоривания винных бутылок.

Поскольку итальянский корабль был торговым, на нем перевозили немало изделий из венецианского стекла разного цвета — зеленого, белого, коричневого. Эти находки особенно ценные, ведь на суше их найти очень сложно. А благодаря свойствам воды изделия из венецианского стекла сохранили свой первичный вид, поэтому почти не требовали химической чистки и обработки. Вместе со стеклом нам удалось добыть с морского шельфа деревянные гребешки, которыми моряки пользовались в быту. Они тоже сохранились практически неповрежденными за счет того, что были засыпаны пластом песка. Сфероидные колбы — еще одна находка с корабля. На их поверхности средневековые мастера вырезали сетку треугольных фигур, поэтому внешне они похожи на панцирь черепахи.

— Для чего они предназначались?

— Согласно гипотезам наших научных работников, купцы перевозили в колбах ртуть. По другой версии, их использовали в военных целях в качестве бомб. Их заполняли нефтью и использовали против вражеских кораблей. Среди интересных находок следует вспомнить коллекцию глазурованной посуды, которую перевозил этот корабль. Это практически единственная в Европе коллекция. После того как эти чаши и тарелки пройдут необходимую обработку, их передадут музеям Крыма.

— А как вы узнали, что корабль ХIII в. находится именно в акватории Нового Света?

— Подводному центру археологии в университете более 10 лет, время от времени поступала информация, что любители-аквалангисты находят в водной территории поселка диковинные амфоры. Долгое время научные работники не могли точно определить, откуда они взялись на морском дне. Потом за это дело взялись сотрудники нашего Центра. В ходе многочисленных поисков, которые продолжались не один год, выяснилось, что корабль принадлежал генуэзским купцам.

— Откуда такая информация?

— Мы убеждены в этом на 100%, поскольку найденные на корабле архивные документы указывают, что возле Судака в 1276 году был бой между генуэзским и пизанским кораблями. Это был период гражданской войны, когда Италия распадалась на многочисленные республики и шла борьба за свободные земли. В результате боя один из кораблей сгорел. По нашей версии, сейчас на дне Черного моря лежат останки корабля из Пизы. Об этом свидетельствует и найденная здесь посуда, стиль и оформление которой, как доказывают наши итальянские эксперты, были присущи именно пизанским мастерам. Нашу версию подтверждают также монеты, найденные в ходе предварительных исследований. Специалисты из Лионского университета (Франция) провели собственную экспертизу этих монет и точно установили их возраст — XIII в.

Кстати, в этом году нам посчастливилось разыскать еще один корабль — возле полуострова Тарханкут. По результатам исследований, он принадлежал Российскому флоту и датирован XVIII в.

— Какую историческую ценность имеют вещи, найденные вашей экспедицией?

— Они дают нам представление о быте, экономическом развитии средневекового населения Италии, а также о его торговых связях с Украиной. Мы получили достоверную информацию, что посуда была распространена в средние века, ведь сейчас в исторических фильмах используется бутафория, которая абсолютна далека от истины. А вообще, раскопки пизанского и российского кораблей дадут много новой и полезной информации для историков, изучающих не только морское дело, но и экономические вопросы того времени. Кое-кому из наших исследователей они помогут в написании научных работ или же книг. Да и студенты не остались в убытке: кроме возможности побывать на территории важных исторических мест, они имели возможность немного отдохнуть от городской суеты, обогатиться новыми знаниями. Возможно, это подтолкнет кого либо к собственному научному открытию.

Инна ФИЛИПЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ