И хотя в таких случаях есть большой риск увидеть еще «сырую» работу, это не пугает театральных критиков, которым всегда интересно увидеть что-то новенькое. Была представлена новая работа коллектива — спектакль «Торчалов» по пьесе русского драматурга Никиты Воронова (режиссер — Валерий Легин), перед началом которого художественный руководитель Молодого театра и постановщик Станислав Моисеев предупредил зрителей: это генеральная репетиция...
По сюжету политик и ученый Павел Максимович Торчалов (Станислав Боклан), проснувшись однажды утром, узнает, что он умер. Казалось бы, невозможно, однако отсутствие пульса и печать в паспорте свидетельствуют о том, что его смерть — не выдумка. На первый взгляд, довольно фантастический сюжет. Однако главное в драматургическом произведении Воронова и спектакле Молодого театра — не жизнь после смерти. Важны истины, которые открывают для себя участники истории, оказываясь в потустороннем мире, где некуда спешить, есть время для размышлений, вместо Архангелов — комендант, а трамвай ходит по кругу, «создавая иллюзию жизни».
В спектакле нет динамичного развития событий, а время и пространство — довольно условны. Также условны и персонажи (кроме главного героя) — лишь определенные ментально-исторические черты движут их поступками. До безумия откровенная Лизавета (Елена Узлюк) помнит пожар 1812 года, поет, танцует и цитирует неприличные стихотворения, которые посвятил ей сам Пушкин; вспыльчивый представитель пролетариата Сашка Пыжов (Владимир Чигляев), который, кстати, очень напоминает Шарикова из булгаковского «Собачьего сердца», отстаивает право на свое значение в истории, пьет водку и физически расправляется с теми, кто ему неугоден; Семен Захарович Кушка (Сергей Кучеренко) смущается и боится даже после смерти, а комендант Римма (Римма Зюбина) оказывается самоубийцей.
Сценографические апартаменты — предметы быта (художник Лариса Чернова) — лишь создают пространство для актерской игры: кровать для каждого из жителей потустороннего мира или стол, за которым они пьют чай. Только маленький игрушечный поезд, являющийся символом жизни-трамвая, движущегося по кругу, позволяет в сценографическом срезе говорить о знаковом характере спектакля. Круг — как следующий виток жизни, замкнутость существования, отсутствие границы между жизнью и смертью.
В обстоятельствах, в которые попадают персонажи, им предоставляется шанс вспоминать и думать (на определенном этапе даже возникают ассоциации с пьесой Сартра «За закрытой дверью»). Вот и оказывается, что такие категории как добро, зло, грех, справедливость тоже условны, а человек честно путается в них, бессознательно подменяя понятия. Не лишено сценическое произведение и сатиричности: одна из сентенций заключается в том, что власть не может существовать без греха.
Невзирая на то, что спектакль «Торчалов» еще требует доработки, в частности, некоторые сцены кажутся будто бы непрочно склеенными, да и нарушение ритма дает о себе знать, создается впечатление, что со временем, в перспективе подобные неровности исправятся и работа приобретет более совершенные формы. Достаточно интересна игра актеров, особенно Станислава Боклана. Актер играет словно интуитивно и слишком спокойно, однако все происходящее с ним на сцене выглядит специфично тонко, даже с некоторым шармом. А еще после окончания спектакля кажется, что история непременно должна быть продолжена... в мыслях каждого зрителя, наедине с собой и уже со своими собственными воспоминаниями.