Украинцев, которым установлены памятники за границей, очень легко, к сожалению, сосчитать — Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко... Это выдающиеся личности, которых Родина уже достойно почтила на своей территории. По-видимому, есть только одно исключение — это Василий Константинович Липкивский (1864—1937 гг.) — церковный реформатор, первый Митрополит украинской автокефальной православной церкви — УАПЦ (1921—1927 гг.), человек большой души и самоотверженного служения на ниве духовного возрождения украинского народа, блестящий мастер проповеднического искусства, по словам академика А. Крымского «апостол украинского религиозно-национального возрождения».
За очень короткие по историческим меркам шесть лет Митрополитом и его сподвижниками была выполнена, казалось бы, неподъемная организационная работа по налаживанию церковной жизни, созданию и становлению многочисленных приходов УАПЦ (сам Митрополит посетил свыше 500 приходов), организации богословских курсов, которые готовили священников для УАПЦ, переводу украинских богослужебных книг, участию в религиозных диспутах, изданию собственного журнала «Церква й життя» (в 1926—1927 гг. вышло из печати шесть номеров), и тому подобное.
И все это — в условиях постоянного жестокого ущемления со стороны советской власти, тайном и показательном «надзоре» со стороны ГПУ, подписках о невыезде из Киева, арестов, наложения незаконных больших налогов на церкви, подчинения УАПЦ, грубой травли в прессе... Арестованный по бессмысленному клеветническому обвинению 73-летний Митрополит Липкивский, который на допросах не назвал ни одной фамилии, не погубил ни одного человека и своей вечной души, был казнен 27 ноября 1937 г. Место его погребения неизвестно. В 1997 году Собор УАПЦ канонизировал Василия Липкивского и других церковных мучеников 20—30-х годов, а днем их памяти было признано именно 27 ноября.
Долгие годы его имя замалчивалось в Украине. Только за ее пределами усилиями национально активной западной диаспоры, в частности и (в первую очередь), созданного в США Украинского православного братства им. Митрополита Василия Липкивского, были сохранены память о нем и та небольшая часть его духовного наследия, чудом уцелевшая в вихре бурных событий в Украине и пересекшая океан. Отец Петр Маевский (которого Митрополит Липкивский высвятил на священника в 1921 году, а впоследствии благословил на церковное служение за границей — подальше от безжалостной, безбожницкой власти) сохранил свою переписку с Митрополитом и тексты проповедей, которые тот ему присылал в 1933—1937 гг. В 1966 году о. Петром Маевским и братством им. Митрополита В. Липкивского были изданы в США эти «Проповіді на неділі та свята. Слово Христове до Українського народу».
Благодаря этой книге диаспора «познала величие Митрополита Василия и его несравненные достижения в возрождении УАПЦ и его как победителя в невероятно неотрадных условиях». Книга получила большую одобрительную огласку. На этом фоне постепенно вызревали мысли относительно необходимости достойного почтения памяти Митрополита Липкивского.
11 декабря 1975 года газета «Свобода» напечатала отчет о 23-м съезде Объединения демократической украинской молодежи (ОДУМ), который состоялся 28—30 ноября в г. Детройте. В этом отчете есть, в частности, такие строки: «Участники съезда имели возможность выслушать выступление одного из своих коллег Петра Матулы из Вашингтона, который представил идею построения памятника в украинском пантеоне — приходе УПЦ в США в Баунд Бруке, светлой памяти Митрополиту В. Липкивскому. Его фигура для нас, украинцев, осталась символом не только борьбы, но и сохранения украинской национальной субстанции».
Однако установление и освящение памятника состоялось только через восемь лет — 23 октября 1983 г. События именно этих непростых восьми лет — шаг за шагом — прослеживает в своей недавно изданной книге «История памятника Митрополиту Василию Липкивскому» (Вашингтон, 2009) уважаемый пан Петр Матула — автор идеи и наиболее активный участник создания этого памятника.
Как следует из книги, идея построения памятника Митрополиту Липкивскому возникла еще в 1974 году, но как идея «скромного памятника на символической могиле, поставленного собственными усилиями единомышленников». Однако впоследствии, принимая во внимание многочисленность и определенную сплоченность украинской диаспоры в Америке, пришло осознание того, что целесообразным будет привлечь к этому благородному делу какую-то авторитетную общественную организацию. Такой организацией виделось Объединение демократической украинской молодежи (ОДУМ). ОДУМ приняло это предложение и 25 января 1976 года назначило Деловой комитет памятника в таком составе: Юрий Криволап, Алексей Шевченко, Иван Павленко, Михаил Смык, Николай Дзябенко, Петр Матула и Анатолий Лысый как председатель ОДУМа. Последний автоматически вошел в состав Комитета.
Письмом от 16 февраля 1976 года ОДУМ сообщил Митрополиту Мстиславу о постановлении ОДУМа построить памятник Митр. Василию Липкивскому и просил Митрополита Мстислава принять представителей одумовского Комитета памятника, «чтобы получить Ваш ценный совет и родительское благословение для ОДУМа в почине этой большой и важной акции».
Эта встреча состоялась (не по вине Комитета) только 30 октября 1976 года. Митрополит Мстислав поддержал идею создания Памятника, благословил эту акцию, согласовал предварительно место его установления и согласился быть председателем будущего Почетного комитета памятника.
Началась подготовительная работа. Степень единодушия, энтузиазма и возможностей активно участвовать в этом процессе у членов Оргкомитета были неодинаковы («Хотя мы все были в основном единомышленниками, но из-за разницы между нами в подходе и приоритетах, наш труд был не всегда гармоничным»). Возникали «паузы» в работе, определенные недоразумения, как среди членов Комитета, так и с Митрополитом Мстиславом, поддержка которого должна была бы, казалось, быть значительно более действенной. (Вообще это можно было, как по мне, предположить: митрополит Мстислав несколько предубеждено относился к личности Митрополита Липкивского. Как писал в 1961 г. протопресвитер С. Савчук, когда он поделился с владыкой Мстиславом идеей издать 7-й раздел написанной В. Липкивским «Історії Української Православної Церкви», тот «не согласился на это предложение, мотивируя это тем, что, мол, Митрополит В. Липкивский открывает некоторые «страшные вещи», которые, если бы их опубликовать, могли бы сильно повредить и отдельным лицам, и общему церковному делу». Однако С.В. Савчук все-таки издал эту книгу — спасибо ему большое, — верно понимая мотивы, побудившие Митрополита Липкивского написать именно таким образом: «Преисполненный любовью и самопосвящением своему народу и его Родной Церкви, а к тому же, одаренный чрезвычайным мужеством, он (В. Липкивский, — К.Л.) отдал был себя всего на службу народу и Церкви, не обращая внимания на всяческие угрозы и преследования со стороны вражеского правительства. Этого же он требовал также и от других, в первую очередь, от епископата. Кто же не стоял на уровне его требований, — тех он хулил так, как ветхозаветные пророки хулили израильский народ за его грехи»).
Из-за нехватки места здесь нельзя рассказать о ходе событий и всех перипетиях, связанных с построением памятника (в книге П. Матулы более двухсот страниц!). Замечу, что значительная часть из них приходится на определение и сотрудничество с возможными и реальными «творческими родителями» Памятника — скульптурами и архитекторами. Комитетом предлагались скульптуры Л. Молодожанина (автор памятника Т. Шевченко в Вашингтоне), М. Голодыка (автор памятников на кладбище около Церкви в Баунд Бруке) и А. Дарагана (автор памятника Т. Шевченко в Виннипеге). Только последний с радостью предложил свои услуги и работал над проектом два с половиной года. 6 сентября 1980 года он представил Комитету свой проект памятника в виде простого прямоугольного обелиска, фотография которого была опубликована в изданиях «Православного Слова».
Проект был достаточно строго раскритикован. Очень выразительно свое мнение относительно того, каким должен быть памятник Митрополиту Липкивскому, высказал в письме в комитет отец Петр Маевский:
«Митрополит Василий заслуживает не надгробие, а памятник, который гармонировал бы с величавой церковью-памятником, а не наводил бы на нее печаль и бессилие. Митрополит Василий — это словно украинский пророк Моисей, который стал впереди, чтобы вывести украинский народ из московского дома неволи.
Неужели нет вдохновенного архитектора-скульптора, который мог бы вложить величие духа и дела Митрополита в памятник, перед которым каждый, даже малосознательный украинец, почувствовал бы величие личности, которой посвящён памятник, почувствовал бы тайную силу в себе идти по следам великого борца — мученика — Митрополита Василия?!...
... величавый, словно живой, памятник принадлежит Митрополиту, а не скромное печальное надгробие...Покорнейше прошу Комитет принять во внимание идею Памятника и поставить его таким, чтобы звал нас всех — «Вперед к обретению полной свободы!»
Было решено привлечь к работе нового скульптора — Петра Капшученко из Филадельфии. После переговоров в марте 1981 года он дал согласие на предложенную работу и уже 30 апреля 1981 года представил в Комитет первые десять небольших макетов «фигуры для памятника». Однако оценка их Комитетом и митрополитом Мстиславом из-за хлопот, связанных с освящением земли под памятник (3 мая 1981 года), и некоторых других причин, состоялась только 26 сентября 1981 года. П. Капшученко были сделаны определенные замечания и выбрана фигура, над которой нужно было работать дальше.
Затем — 2 апреля 1982 года состоялось еще одно заседание Комитета вместе с митрополитом Мстиславом — и снова с пожеланиями учесть еще некоторые замечания. Наконец, 17 октября 1982 года — спустя почти восемь лет после создания Комитета — был рассмотрен последний вариант — большая (высотой 24 дюйма) скульптура Липкивского. Хотя к скульптору и оставались вопросы, было решено остановиться на этом варианте (с творческими личностями тяжело спорить!).
Указанный срок — восемь лет — мог, по-видимому, быть и менее длительным, но существовало много объективных и субъективных причин определенного «торможения» процесса. Это и полное отсутствие поддержки со стороны каких-либо государственных структур (мы здесь, в Украине, чаще всего только на это и рассчитываем), и то, что единственной движущей силой был энтузиазм круга национально сознательных украинцев (к сожалению, не всех, кто сначала взялся за это дело), которые, к тому же, имели личные обязанности перед своими семьями, и большая занятость митрополита Мстислава, и упоминавшаяся уже сложность нахождения понимания с творческими личностями. (Кстати, с архитектором памятника были трудности: начинал работу отец Иван Кульчицкий, который проработал весь 1982 год и вынужден был отойти от дел не по собственной воле, потом был архитектор Тарас Добуш, а установление памятника успешно осуществил инженер Владимир Безсонив)...
Разумеется, кроме проекта памятника для воплощения идеи в жизнь нужны были значительные средства. С целью информирования и привлечения потенциальных жертвующих велась активная просветительская работа — печатались статьи и сообщения, проводились соответствующие выступления на разнообразных форумах. Существенно помогал круг людей, которые не были членами Комитета, а сознательно объединились вокруг этого благородного дела, — помогали собирать деньги на памятник, письмами и через прессу приобщали Комитет памятника к работе, переживали за успех.
Деньги вносили не только верующие украинской православной церкви. Так, значительный вклад сделал первоиерарх УКЦ патриарх Иосиф Слепой, который направил комитету теплое письмо со словами: «... Рад до глубины души, что великий Митрополит мученик и исповедник Василий будет иметь на свободной земле свой памятник для свидетельства и науки перед своими духовными детьми и чужестранцами в свободном мире о нашей неволе, страдании и соревновании за правду Христа на востоке Европы...»
Благодаря четырем тысячам (!) блатворителей из США, Канады, Австралии и Германии, которые собрали в целом более 170 000 долл. (!), ОДУМ в сотрудничестве с руководством УПЦ в США смог поставить памятник Митрополиту Липкивскому.
22—23 октября 1983 года в Украинском пантеоне в Баунд Бруке состоялся «общенациональный праздник открытия и освящения памятника национальному герою Василию Липкивскому, Митрополиту Киевскому и всей Украины». Вечером 22 октября в просторном зале Дома украинской культуры был большой торжественный прием с официальной и богатой творческой частью, а также банкет при участии 400 гостей и представителей украинских церковных, светских и общественных учреждений, включительно с организациями молодежи. На второй день состоялось освящение памятника.
«В неділю, 23-го жовтня 1983 року в православному Центрі Саут Баунд Брук поруч церкви-пам’ятника св. Андрія Первозванного відбулося урочисте відкриття і посвячення пам’ятника великому Митрополитові Василеві Липківському — батькові Української православної Церкви та великому патріоту українського народу. Зранку падав дощ, було холодно. Після відправи Святої Літургії понад 1000 громадян і Одумівців в одностроях з прапорами, у дощовиках і з парасольками, зібралося навколо пам’ятника. У великій присутності духовенства і владик, Блаженніший Митрополит Мстислав завершив чин посвячення пам’ятника Митр. В. Липківському — першого пам’ятника великому Митрополитові у світі — у вільній державі Вашінгтона на українському клаптику землі Саут Баунд Брук...» (Ол. Пошиванык, «Народна воля», 10 ноября 1983 г.)
«І так 23 жовтня 1983 року під святочні виголоси епископів, священиків і хору, в 12:30 дня було виконано акт посвячення пам’ятника великому українському національному героєві бл.п. Василеві Липківському, митрополитові Київському і всієї України. Разом з небесними краплями спадала на пам’ятник свячена вода акту освячення. Не в одного з присутніх разом з краплинами небесної води скапували сльози радости, що нарешті після більше 50-ти років вся українська громада стала у стіп могутнього пам’ятника і неначе прислухалася до українського Золотоустого.
Три години пізніше на далекому заході ЗСА, в Лос-Анджелесі, обидві українські православні парафії св. Володимира і св. Андрія відправляли спільну службу Божу, молитовно об’єднуючись з подією, яка сталася в українському Пантеоні на сході. Це об’єднання було висловом глибокої пошани до Митрополита Василя через настоятеля парафії св. Володимира о. Петра Маєвського, який ... весь час співпрацював з Будівельним Комітетом до останньої хвилини свого життя. Мрія о. Маєвського здійснилася, хоч, на жаль, йому не довелося бути учасником посвячення пам’ятника Тому, слідами якого він ішов усе своє життя...» (Алексей Шевченко, «Свобода», 15 декабря 1983 г.)
Так закончилась эпопея построения памятника Митрополиту Липкивскому в США. Инициатор и активный реализатор этого благородного дела Петр Матула отдал ему годы своей жизни, силы, знания, вдохновение. И вот сейчас в своей книге он коротко, но с документальной точностью рассказал нам, читателям, как все это происходило.
В начале этой книги господин Матула, как уже упоминалось, выделил в качестве основного источника своего замысла Проповеди Митрополита Липкивского, которые он не только принял в свою душу, а и активно пропагандировал. И здесь мне кажется уместным использовать не очень знакомую украинскому читателю оценку Проповедей славным украинцем Олесем Гончаром из его письма к господину Петру Матуле от 8 апреля 1991 г.
«Многоуважаемый господин Матула!
Не уверен, успел ли я за многочисленными заботами вовремя поблагодарить Вас за присланные книги, в частности, за уникальное издание Проповедей в. Василия Липкивского. Вот только теперь я ближе ознакомился с книгой, которая просто поразила богатством мыслей, силой страсти и силой веры. Согласен с Вашей оценкой Липкивского как выдающегося духовного деятеля, и надеюсь, что эта достойная фигура и его творческое наследие в дальнейшем будут шире открываться для всех верующих на Украине. Поэтому присланная Вами книга будет здесь для нас очень уместной. Постараюсь и я при случае сказать слово об этом Человеке, чья жизнь и у нас, в сегодняшней Украине, раньше или позже получит должное признание».
К сожалению, пока что эти надежды Олеся Гончара не осуществились...