Мы прислушаемся к субботней просьбе Президента и не будем подвергать сокрушительной критике правительство, оппозицию, систему здравоохранения с санэпидемслужбой включительно. Пока что. Хотя, нужно сказать, основания для критики лежат просто на поверхности, не говоря уже о каком-то более глубоком анализе. Системно проанализировать сложившуюся вокруг эпидемии гриппа в Украине ситуацию мы вам обещаем, как только стабилизируется ситуация. А сейчас предлагаем поговорить о причинах паники и хаоса в регионах, первыми принявших на себя удар вируса, и об уроках, которые нужно вынести из первой недели борьбы с эпидемией.
Как уже писал «День», жизнь в бесконечной «грязи» — не только бытовой, но и политической и информационной, приводит в часности и к эпидемиологическим последствиям. Мы неоднократно отмечали, что в постоянном трепе на телеэкранах жалких политиканов теряются рациональные мысли экспертов. Разве с апреля месяца, когда мир вздрогнул от страха перед неизвестным вирусом, наши высокорейтинговые ток-шоу провели хотя бы одну передачу, посвященную опасностям пандемии в Украине? Не припоминается. Говорило ли общество — откровенно и не с политической точки зрения о катастрофическом состоянии украинской системы здравоохранения? Тоже нет. Это непопулярно и политических дивидендов не приносит. И экспертов по этим вопросам слушать не столь интересно, как наблюдать за бесконечными ссорами за портфели, кресла, голоса... Мы поддались игре, которую нам навязали избранные нами же политики. Теперь пожинаем плоды нашей халатности и легковерности...
В этом всем беспросветном разочаровании во всей государственной системе все-таки есть маленький позитив, вселяющий надежду. В последние дни украинцы наконец возвысились над повсеместной грязью отечественной политики.
Мы вспомнили о родных и близких, позвонили на другой конец страны и поинтересовались здоровьем друзей и знакомых. Хочется верить, что в украинском обществе происходит переоценка ценностей. Слово эксперту, как, в принципе, и всегда, предоставляет «День». Кроме того, мы постоянно отслеживаем ситуацию в регионах страны.
Юрий ЩЕРБАК, доктор медицинских наук, эпидемиолог, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:
— Я работал на десятках эпидемиологических вспышек, мне пришлось участвовать в борьбе с двумя пандемиями гриппа: в 1957 году — как студенту мединститута, а в 1967 — как научному сотруднику Института эпидемиологии. Как ученый, занимающийся вирусными инфекциями, я хочу недвусмысленно заявить: Украина не была готова к этой волне гриппа, в силу своей абсолютной профессиональной неподготовленности руководство государства и ответственные структуры проигнорировали момент, когда нужно было провести пакет важных мероприятий. В первую очередь необходимы были информационные мероприятия, которые не были проведены. Не были проведены организационные мероприятия, касающиеся элементарных вещей — закупить, подготовить, продумать.
Все это при том, что еще с прошлого года было известно, что такой вирус появился, он опасен и напоминает вирус «испанки» 1918 года. Всемирная организация охраны здоровья очень боялась этой мутации и внимательно отслеживала момент, когда вирус начал передаваться среди людей. Как минимум в апреле этого года, когда в мире начались заболевания, когда о вирусе фактически все было известно, нужно было начинать подготовительную кампанию. Однако ни один серьезный план не был разработан, как не была проведена и информационная работа среди населения. Мне, как и любому квалифицированному эпидемиологу, было известно, что у нас настоящая драма начнется осенью, когда наступит холод, и начнутся ОРВЗ и банальный грипп, и на этом фоне начнет процветать грипп А(N1H1). Но ходили ряженные в масках в Борисполе летом и делали вид, что они борются с инфекцией. Разыгрывая этот спектакль, не заготовили ни масок, ни элементарных витамин. Не было подготовлено необходимого количества лекарств, не разработана и не проведена вакцинация, которая должна охватить, в первую очередь, группы риска — медиков, транспортных работников и лиц, работающих с массами людей, а также инвалидов, пенсионеров и детей. Вакцинацию следовало проводить в августе, самое позднее — в сентябре. Если бы ее провели (даже не новым типом вакцины), то, во всяком случае, часть эпидемиологического процесса разорвали бы, потому что часть людей имела бы иммунитет против обычного вируса. Из-за такой ужасной некомпетентности распространились слухи, что в Киеве нужно обрабатывать чем-то воздух. Когда была чума в ХVIII—ХIХ столетиях, даже тогда никто не выдвигал таких безумных идей. Грипп передается только воздушно-капельным путем. Точка. Наибольшая угроза в этом плане — это метро (один пассажир может заразить 200 лиц) и другие виды общественного транспорта. Неделю назад я вернулся из США, где объявлена национальная тревога по поводу гриппа, где свыше 1,5 тысячи людей умерли, а миллионы заболели. Но никто даже не спросил пассажиров из нашего самолета в аэропорту «Борисполь» о самочувствии. Понимаю, что такой контроль не решил бы проблемы эпидемии, но как-то бы мобилизовал людей.
Причиной невероятной некомпетентности медиков и Минздрава кроется в политическом подходе при подборе кадров. Одним из первых законов, который нужно провести через Верховную Раду (если она еще вообще способна принимать хоть какие-то решения) — прекращение политической дискриминации людей по партийным признакам. Если в США две тысячи высоких должностных лиц меняются с приходом новой власти, то у нас — 20-28 тысяч. Где же взять квалифицированных медиков, если искать по пять-шесть их заменителей. Неправильной была рекомендация Минздрава населению: как только заболели, сразу обращайтесь к врачу. В Великобритании, где система здравоохранения одна из наилучших в мире, приняли специальное постановление, чтобы не распространять вирус среди других граждан, следует вызывать бригаду врачей домой.
Кроме того, в западных областях долгое время скрывали тяжелые летальные случаи. Безответственно было утверждать, что в Украине есть легочная чума! Распространять такие вещи по общенациональным каналам — это не то что безответственно, это преступление перед обществом! Если бы сказали правду о том, что произошло с умершими больными, какая форма тяжести заболевания у них была, — но все это скрывали, и, таким образом, просто запугали людей. Американский и мексиканский опыт учит, что летальность при таком типе гриппа намного меньше, чем была в 1918 году, когда погибли миллионы людей.
Мы опять ударили лицом в грязь перед всей Европой. В Польше также есть больные гриппом, но там нет такого ажиотажа и паники. Санитарно-эпидемиологическая служба Украины была одной из наилучших в мире, она помогла обществу выжить во время войны, голода, а сейчас она развалилась на части, поэтому оказалась неэффективной. В советские времена общество хоть и было закрытым, но существовала эффективная система противодействия катаклизмам. Деградация коснулась не только политической сферы, но и всех сфер жизни. Начиная с Чернобыля мы живем в обществе, где работают неквалифицированные люди, которые хватаются за любую должность из политических соображений, занимаются делом, о котором не имеют ни малейшего понятия. Это страшный диагноз для общества. Намного более страшный, чем нынешняя пандемия. Народ выживет, потому что и не такое переживали, но система не выживет, потому что выявляет абсолютную институционную и кадровую слабость и несостоятельность.