Вечером в прошлую субботу во Дворце «Украина» открылся 38-й Международный кинофестиваль «Молодость».
Был соблюден привычный сценарий: речи организаторов, официальных лиц, главы жюри — им в этом году стал известный американский актер Арман Ассанте, потом, после небольшого театрализованного шоу, показ фильма открытия «Молодости». Уже со следующего дня, в воскресенье, началось конкурсное соревнование — молодые режиссеры из десятков стран вступили в борьбу за призы в трех основных номинациях (студенческий фильм, короткий и полный метры) и за гран-при фестиваля. Впрочем, один призер уже известен. «Скифского оленя» — почетную награду за вклад в киноискусство — в этом году вручили нашему мэтру Роману Балаяну. Собственно, его новая картина «Райские птицы» и открывала «Молодость» в Украине; Роман Гургенович вместе с актерами — исполнителями основных ролей — представил ленту киевским зрителям.
«Птицы» — это трагическая история, действие которой происходит во времена расцвета советского режима, в 1981 году. Невзирая, однако, на все хорошо узнаваемые атрибуты: КГБ, самиздат, диссидентство, тайную слежку, стукачество, атмосферу общей безыходности, новый фильм Балаяна не является полностью политическим, это, скорее, экзистенциальная драма, авторские размышления на тему свободы, а также цены того или иного выбора, который приходится делать иногда в совершенно несвободных условиях. Отдельная важная деталь — фильм, действие которого разворачивается в Киеве, полностью дублирован украинским языком — об этом позаботился сам режиссер, который до этого времени делал исключительно русскоязычное кино, и даже более — картина завершается песней «Океану Ельзи».
Фестивальные будни начались с самого утра воскресенья — конкурсом студенческих фильмов. Соревнование будущих режиссеров радует разнообразием: здесь соседствуют документальное кино, игровые и анимационные ленты, выполненные в весьма разнообразных техниках. Кто-то из молодых фильммейкеров отдает предпочтение жанру своего рода киноанекдота — как, например, британцы Ричард Адлесс и Девид С. Нобль, показавшие в «Стуке» перепуганного мужчину, пытающегося похоронить... дверь от собственной квартиры, в которую стучат какие-то призраки.
Более остроумно и мастерски сделано «Прощание» хорватки Ирены Скорич — об отце и сыне, путешествующих на старой машине еще титовских времен — только чтобы продать ее на металлолом; прощание с полуразвалившимся автомобилем превращается, по сути, в прощание с целой эпохой, которая, однако, не исчезает совсем. Близка по теме этой миниатюре и документальная «Польская Народная Республика де люкс» (режиссер —Эдита Вролевская, ученица школы Анджея Вайды, Польша) — зарисовка о неком Майке, организовывающем для западных туристов экскурсии в светлое прошлое — на старом автобусе, известном в народе как «огурец», привозит их к построенному во времена социализма городу Нова Гута, в этих бетонных джунглях катает их в настоящем «Трабанте», кормит-поит в абсолютно совково-аутентичном ресторане «Стильный», и даже квартира в соответствующем доме с соответствующим антуражем — от бюстиков Ленина до черно-белого телевизора — у него есть. Все же хорошие времена наступили, если над всем этим можно абсолютно легко посмеяться.
Мини-трагикомедия получилась у швейцарки Марины Росе: ее «Медвежья лапа» — это маленькая рисованная сказка о трех братьях, самый младший из которых настолько глуп, что не может отличить своего нового друга от охотничьей добычи. Много и смешного, и трогательного в британо-болгарском среднеметражном неигровом фильме «Голешово» (режиссер — Илиан Метев) — о забытом болгарском городке, в котором доживают свой век несколько бабушек и старый священник: довольно простая работа, потому что у каждой из героинь вся ее история уже, по сути, написана на лице.
Впечатление действительно взрослой, зрелой работы произвел «Мужчина» (режиссер — Мина Йозеф, США) — сначала это кажется историей полового созревания в треугольнике из двух сестер и одного парня, но под финал перерастает в настоящий роман воспитания в миниатюре.
Приятно, что украинские участники конкурса ничем не уступают иностранным коллегам. «Отрочество» Дмитрия Сухолиткого-Собчука — это всего лишь 10 минут про утро одного прощания — юноша отправляется в дальний путь, но за эти минуты режиссеру удается рассказать и о герое, и о его семье, и о его предыдущей и даже будущей жизни почти все. А «Дождь» Марины Вроды — вообще о старых супругах из села, которые попали под сильный дождь и потеряли друг друга. Казалось бы, ничего особенного, сколько уже таких сюжетов снимали в нашем многострадальном институте имени Карпенко-Карого, однако у Вроды получается полноценная история любви или лав-стори, как говорят в большом кинематографе — опять-таки, за непродолжительное время становится все понятно об отношениях этой пары и кто на самом деле в доме хозяин, и об их чувствах, которым и молодые могут позавидовать...
Что же касается внеконкурсных программ, то самыми большими событиями стали показ нового фильма известного режиссерского дуэта братьев Дарденн «Молчание Лорны» (Бельгия —Великобритания — Франция — Италия, гран-при жюри на последнем Каннском фестивале) и открытие программы «Кино против тоталитаризма» — первым фильмом здесь стал полностью проигнорированный российской прессой и критикой фильм «Письмо Анне» (режиссер — Эрик Бергкраут, Швейцария — Германия), посвященный истории жизни и убийства российской журналистки Анны Политковской. Очевидно, «Кино против тоталитаризма» станет чуть ли не самой дискуссионной программой всего фестиваля.
Таким образом, начало «Молодости» можно считать удачным. Впереди еще пять насыщенных событиями дней.