Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Причины «теневого ренессанса»

Игорь СТЕЛЬМАХОВИЧ: В Украине сейчас модно не платить налоги...
16 октября, 1996 - 19:51

Хочешь жить — умей вертеться. Особую актуальность эта народная мудрость приобрела во время экономического кризиса, когда многие предприниматели решили сэкономить свои деньги за счет «экономии» на налогах. В Минэкономики утверждают: по итогам первого квартала 2009 года, «в черную» работало 36% экономики. В экспертном же кругу «тень» оценивают в 40%. Об основных схемах минимизации налогов, и о том, как с ними борются сегодня, «Дню» рассказал директор Департамента борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, Государственной налоговой администрации Украины (ДНАУ) Игорь СТЕЛЬМАХОВИЧ.

— Как оцениваете нынешний уровень «теневой» экономики в стране? И какая ситуация в других странах?

— Определить общий уровень «тени» в государстве не берусь, потому что для этого существуют такие учреждения, как Минэкономики. Анализируя же данные, которые собирает возглавляемый мной департамент, могу рассказать об интересной тенденции. Но сначала напомню читателям, что для контроля за незаконной отмывкой средств, работники нашего департамента обращают внимание на использование предприятиями различных финансовых инструментов, что в схемах легализации «теневых» денег, что в уклонении от уплаты налогов. Одним из самых распространенных способов отмывки грязных средств является использование, так называемых мусорных (необеспеченных денежными средствами) акций и векселей, которые выпускаются предприятиями с признаками фиктивности. Так вот, по данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в первом полугодии 2008 года общегосударственный объем операций с акциями на фондовом рынке составлял 148 миллиардов гривен, а в первом полугодии 2009 года — 289 миллиардов, что демонстрирует рост операций с акциями почти вдвое. И это при том, что в экономике страны происходит спад: показатель ВВП уменьшается, некоторые банки не кредитуют, потому что не имеют денег. Почему же тогда растет количество операций с акциями на фондовом рынке? Конечно, рост фондового рынка — хороший показатель. Но существуют экономические законы. В соответствии с ними, не может быть такого, что вся страна переживает экономический кризис, а в каком-то отдельном секторе — на фондовом рынке — происходит такой колоссальный рост. Это противоестественно. Конечно, большинство операций с акциями предприятий «белые». Но среди всего количества операций с акциями (289 миллиардов гривен), департаментом выявлено операций с «мусорными» акциями на сумму более 50 миллиардов гривен. Такие цифры свидетельствуют о том, что все больше предприятий пытается убежать в «тень».

— То есть экономика все же уходит «в тень»?

— Действительно, экономика плавно переходит работать «в тень». В целом объемы товарно-денежных операций уменьшаются, а удельный вес теневых операций, наоборот, растет. Но ГНА Украины не просто наблюдает, а значительно усиливает борьбу с «тенью».

— Какие схемы минимизации налогов пользуются наибольшей популярностью? Появились ли какие-то новые?

— Принципиально новых схем отмывки преступных доходов и уклонения от налогообложения не появилось. Использование фиктивных акций, векселей, облигаций, конвертационных центров — то есть классика жанра. Хотя наши «оппоненты» пытаются ее совершенствовать. Скажу откровенно, два года назад, в частности, на фондовом рынке, нам было значительно легче работать. Нас беспокоит высокий процент, который приходится на инвестиционные сертификаты. По наблюдениям сотрудников департамента, именно использование инвестиционных сертификатов, которые выпускаются компаниями по управлению активами, позволяют минимизировать налоги. По замыслу, акции (деньги) физических, юридических лиц аккумулируются в инвестиционных компаниях, потом вкладываются в производственные или другие проекты с целью получения прибыли. С одной стороны, выглядит, как цивилизованная форма распоряжения своими состояниями. На самом же деле, часто получается противоположный эффект. Государство предоставило право таким компаниям не платить налог на прибыль. И этим сразу же начал активно пользоваться теневой бизнес. «Теневыми» создают такие компании, на их базе регистрируют инвестиционные фонды, которые наполняют фиктивными акциями и осуществляют выпуск инвестиционных сертификатов, которые в дальнейшем выполняют роль инструмента в схемах минимизации налоговых обязательств, легализации доходов, полученных преступным путем и вывод валютных средств за границу.

Так вот, сегодня количество этих инвестиционных фондов катастрофически увеличивается. Назвать рост в процентах не могу. Но по увеличению количества инвестиционных сертификатов вижу, что процесс активно развивается. Так, в первом квартале 2008 года, инвестиционных сертификатов было выпущено на сумму 9 миллиардов гривен (за аналогичный период в этом году 11 миллиардов), а во втором — на 12 миллиардов (соответственно — почти на 16 миллиардов). Чтобы выявить такие «мусорные» акции, и предъявить претензии к предприятию, которое их выпустило, ГНА Украины необходимо сначала проверить компании по управлению активами, выяснить, чьи акции — и тогда доказывать, что они фиктивные, и ликвидировать их. Но сделать это непросто. Хочу сказать, что такая творческая активизация «теневиков» вызвана усилением налогового контроля за ними. Налоговая все больше разоблачает и ликвидирует схемы отмывания доходов и минимизации налогов.

— В каких именно сферах и видах бизнеса предприниматели больше всего уклоняются от уплаты налогов?

— Частному предпринимателю или плательщику единого налога такие схемы не очень нужны. Затраты на их обслуживание обходятся малому и среднему бизнесу очень дорого, если учесть небольшие обороты их предприятий. Схемы минимизации в основном используют все крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), у которых есть, что прятать от государственной казны.

— Имеет ли департамент сейчас претензии к каким-то крупным ФПГ?

— Претензии существуют, и мы работаем в этом направлении. Но наша задача — не заниматься отдельными ФПГ, а ликвидировать причины и условия, которые позволяют отмывать средства и минимизировать налоги на всем финансовом рынке. Только так можно создать равные налоговые условия для бизнеса. Если все предприятия будут работать в равных условиях, тогда можно реализовать дополнительный потенциал, даже не увеличивая налоги.

— Как кризис повлиял на деятельность конвертационных центров, которые до недавнего времени пользовались большой популярностью среди «минимизаторов»?

— Кризис породил дефицит клиентов в конвертационных центрах. И это нормальное развитие событий, ведь в стране меньше стали воровать денег. Автоматически уменьшилась необходимость их «отмывать». То есть конвертационные центры сегодня ощущают кризис, но не все.

— По вашим оценкам, на сколько процентов уменьшился рынок конвертационных центров за год кризиса?

— В 2008 году, в это время Департамент обнаружил и ликвидировал около 90 центров. В этом же году — около 70, при этом качество нашей работы не ухудшилось. Из таких цифр вытекает, что количество конвертационных центров уменьшилось на 20—25%.

— А как изменились расценки на конвертацию валюты? На пресс-конференции в прошлом году вы говорили, что расценки колеблются в рамках 3-5% от общей суммы.

— Стоимость услуг конвертационных центров растет, а количество клиентов уменьшается. Сегодня меньше 4—5% (от суммы), вряд ли кто-то будет предоставлять такие услуги. Если объемы валюты для конвертации очень велики, то риски для таких умельцев растут. По некоторой информации, за дополнительные риски приходится выкладывать до 10% суммы конвертированной валюты. Где и кто этим занимается, говорить не буду. Задача ГНА Украины — предупреждать и выявлять такие факты, а не играть в политические игры. Ликвидировать данное явление возможно. Но для этого следует применить комплекс мероприятий: предупредительных и законодательных. Необходимо принять законы, которые сделают выгодной уплату всех налогов.

— То есть вы предлагаете снижать налоги?

— Никто же не скрывает, что в Украине не идеальная налоговая система. Но стоит ли принимать решение о снижении или о повышении налогов во времена экономического волнения? Над этим нужно хорошо подумать. И параллельно создавать такие условия, чтобы налоги платили все, без единых исключений. Работать и платить налоги должны все предприятия, как с большими оборотами, так средние и мелкие. По моему мнению, более мелких даже можно оставить в покое: дать возможность работать по меньшим налогам. А у нас получается, что налоги платят средние и мелкие предприятия, а крупные — не очень. Часто валовые доходы крупных предприятий измеряются сотнями миллионов гривен, а сумма оплаченного налога, в некоторых случаях, не достигает даже 1% от этих сумм.

— Такой «мизер» платят государству благодаря использованию схем минимизации?

— А вы как думаете?

— Какие, на ваш взгляд, основные причины «теневого ренессанса» в стране? Возможно, проблемы следует искать не столько в экономических факторах, сколько в украинском менталитете?

— В Украине сейчас модно не платить налоги — и это плохо. Психология бизнеса испорчена — и ее нужно менять. Пример многих развитых стран свидетельствует, что в период развития и становления государства происходят различные кризисные явления. Но они постепенно исчезают. Так, США, также, проходили период накопления капитала не совсем законным путем. Но иногда богатые люди начинали понимать: чтобы не потерять свои капиталы, лучше уплатить все налоги и спать спокойно. Украина, также, к этому подходит. К тому же, у украинцев еще не сформирована культура уплаты налогов, потому что они живут не настолько хорошо. На мой взгляд, основные причины уклонения от уплаты налогов сегодня имеют экономический характер. Хотя это явление, бесспорно, имеет и ментальные корни, потому что оно появилось не сегодня. Должно пройти время, чтобы в Украине развилась культура налогоплательщика.

— Если «теневая» тенденция будет продолжать укореняться, к чему это повлечет?

— Давайте не будем пессимистами. Страна обязательно выйдет из кризиса. На мой взгляд, не все так плохо, как сегодня подают это обществу. Люди работают, экономика выздоравливает.

— А «что» или «кто» сейчас мешает сделать борьбу с минимизаторами более эффективной?

— Для этого следует разорвать круг экономических и политических проблем. Бизнесу и экономике нужны нормальные законы, и чтобы каждый чиновник эффективно выполнял свою работу.

— В проекте бюджета на 2010 год заложен рост объемов сбора налогов в бюджет на 12%, по сравнению с 2009 годом. Не значит ли это увеличение государством налогового давления на бизнес, и параллельно — сознательное содействие ухода бизнеса в «тень»?

— В следующем году вырастет ВВП, многие предприятия заработают, оживут экспортеры — автоматически увеличатся налоговые отчисления. Прибавьте к этому еще и очень большой ресурс от закрытия схем минимизации уплаты налогов и отмывки преступных доходов.

— Если закрыть схемы минимизации налогов, то во сколько раз увеличатся поступления в бюджет?

— Увеличение на 12% точно перекроем, еще и запас будет.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ