В день старта очередной 23-й недели моды — наш разговор с председателем оргкомитета Ukrainaian fashion week (UFW) Ириной Данилевской
— На одной из пресс-конференций вы сказали о том, что мода — это культурный продукт. Но, очевидно, не всегда. Когда она превращается в культурный продукт?
— Я считаю, что любая мода, любая коллекция, которая несет в себе яркий авторский стиль дизайнера, является культурным продуктом. Безусловно, мы не говорим о коммерческой моде, о том, что называется «черными юбочками и черными футболками». Мы говорим о коллекциях, которые имеют дизайнерский почерк.
— Но одновременно это не обязательно от кутюр, а в том числе и прет-а-порте?
— Безусловно, потому что коллекции прет-а-порте так же несут очень яркий и убедительный образ. Если образ, который создает дизайнер, действительно яркий и убедительный, тогда эта коллекция интересует людей и они ее покупают. А покупают они уже вещи с вешалок — блузы, юбочки. Но это уже потом. А на подиуме образ — целостный. Очень часто журналисты спрашивают, почему в коллекции дизайнера было платье, которое явно не будет тиражироваться? Такие вещи создаются, чтобы отражать мнение дизайнера, они являются носителями концепции коллекции. Ради яркости образа создается масса вещей, которые никогда не будут тиражироваться.
— Вы говорили и о том, что отечественная мода содействует росту авторитета Украины в мире. Это уже в течение многих лет доказывает Лилия Пустовит. Недавно выяснилось, что Виктория Гресь является автором сценических костюмов Джанет Джексон. Чем выделяются украинские дизайнеры на общемировом уровне? Они идут за космополитами или предлагают собственное видение?
— Не знаешь, где потеряешь, а где найдешь. Так и у нас. Возможно, благодаря тому, что коллекции наших дизайнеров не шьются тысячными тиражами, у них есть возможность оставаться достаточно темпераментными, яркими и не такими унифицированными, как те дизайнеры, которые занимают мировой рынок. Я думаю, что украинские дизайнеры выделяются эмоциональностью, пониманием женского естества.
Космополитизм предусматривает расширение мировоззрения — ощущение себя как человека, который живет в мире, и который знает свое место в мире. Но этот мир не обязательно унифицирован и однообразен. Мы делаем специальный мониторинг и очень приятно, что украинских дизайнеров вдохновляет богатая украинская культура, но речь идет не о прямом цитировании (например, украинского национального костюма), а о том, что эти образы живут у дизайнеров в подсознании.
— Есть немало стран, где экономика держится на модной индустрии. Но модную сферу этих стран, в отличие от Украины, поддерживает государство. Какой бы вы видели государственную поддержку для украинской моды?
— Когда мы говорим о поддержке государства, мы отмечаем, что о средствах речь не идет. Украинская мода и дизайнеры не претендуют на ни одну копейку из бюджета. Речь идет о государственной политике поддержки творческим людям в целом. Когда по старым традициям в программы всяких саммитов и встреч на наивысшем государственном уровне привлекают трио бандуристок (при всем моем уважении) и сало с водкой, то, возможно, следует в конце концов показать и украинскую современность европейского уровня? Например, моду. Можно привести конкретный пример моральной поддержки нашего кинематографа нашей первой леди. Что-то похожее нужно и нам.
С другой стороны, мы со временем должны прийти к созданию специальной программы экономического спасения легкой промышленности. В Украине есть хорошие традиции, еще остались хорошие фабрики, на которых работают хорошие люди. Эта отрасль умирает на глазах. По моему, это ужасная ошибка. Ведь это именно то, что могло бы сделать государство более богатым, возвратить в Украину множество женщин-эмигранток. Также сегодня в Украину абсолютно нелегально и бесконтрольно под видом секонд-хэнда ввозят абсолютно новые вещи. И если даже за них уплачивают пошлину, то такую, что, в соответствии со статистикой, мужской костюм при ввозе в Украину стоит 2 доллара.
— Неужели среди нашего очень модного политикума не нашлось лоббистов для моды?
— Нет, не нашлось. «Модные» деньги — они красивые, честные, но длинные. А наш политикум защищает интересы тех отраслей, которые дают максимальную прибыль в минимальный срок.
— Какие ваши прогнозы относительно воздействия экономического кризиса на мировую индустрию моды и прежде всего — на украинский фэшн? Ведь известно, что, например, свою деятельность уже ограничила империя Dior.
— В этом и прошлого году были созданы неплохие предпосылки для инвестиций не только в дизайнерские бренды, а и в фабрики и заводы, а этот кризис отбросил нас на несколько лет назад в ожидании этих инвестиций. Как и во время любого кризиса, люди прекратят покупать вещи, особенно те, которые подпадают под категорию luxury. А этот сегмент является важным не только в экономическом плане, а и в плане новых идей и экспериментов.
— Но ведь есть поводы и для оптимизма. Главный продюсер «Украинской недели моды» Владимир Нечипорук утверждает, что продажа одежды украинских дизайнеров каждый сезон возрастает на 30—60%. Также в Украине появился новый крупный байер — Yellow and Blue. Не значит ли это, что можно уже говорить об украинской модной индустрии во всяком случае в зародыше?
— Украинская мода — это еще не фэшн-бизнес. На фоне улучшения ситуации в делах отдельных дизайнеров, мы имеем ухудшение состояния легкой промышленности. И чем быстрее будут развиваться наши дизайнеры, тем быстрее они натолкнутся на эту проблему. Когда магазины будут готовы покупать их вторые линии, эти вещи негде будет шить. То есть поводы для оптимизма есть у дизайнеров, которым все больше доверяют. Правда, только верхушка общества.
— Среди главных заслуг «Украинской недели моды» вы называете выстраивание «модной вертикали». По-видимому, молодые дизайнеры уже совсем иные, чем мэтры, ведь формировались они в абсолютно других условиях. Какие они, — молодые украинские дизайнеры?
— Они смелые, нахальные и коммерческие. На их этапе развития наши мэтры делали более творческие и художественные коллекции. Сегодня молодые дизайнеры понимают, что нужно не голодать, ожидая когда придет слава, а нужно заниматься коммерцией. И это нормально: они понимают, чего они хотят, потому что выживает тот, кто понимает, что мода — это не только культурный продукт, а и бизнес.
— Какие самые главные особенности будут на этот раз на UFW?
— Для организаторов важно внимание очень авторитетных и влиятельных людей мировой моды к «Украинской неделе моды» и к дизайнерам. В этот раз некоторые показы посетит европейский редактор интернет-издания Fashion Wire Daily Годфри Дини, также Хилари Александр, фэшн-редактор издания The daily telegraph в сопровождении известного британского фотографа Джона Своннела, входящего в топ-10 наилучших фотографов Британии. Опять будут показывать свои коллекции дизайнер из Грузии Автандил Цквитинидзе и Аннет Гертц из Германии. Важным моментом для нас является возобновление совместного проекта с фондом Елены Франчук «АнтиСПИД».