Итак, предварительные итоги парламентских выборов, состоявшихся 30 сентября, подведены, победители известны. Но впереди еще коалициада, во время которой определятся настоящие победители, которые смогут образовать межпартийные и межблоковые альянсы, позволяющие иметь большинство в Верховной Раде и, соответственно, сформировать коалиционное правительство. К сожалению, послевыборный расклад таков, что состав правящей коалиции сегодня не сможет спрогнозировать ни один эксперт. Возможны даже самые экзотичные варианты. Однако «День» считает наиболее достоверными так называемые базовые коалиции: «оранжевую» и «голубо-красную» плюс блок Литвина, и поэтому расспрашивал своих экспертов именно о рисках, которые могут возникнуть для Украины в связи с их приходом к власти.
Оксана КУЗЯКИВ, исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— При любом формате коалиции всегда существуют реформы, которые должна проводить каждая правящая коалиция, независимо от того, широкая она или узкая, «оранжевая» или «голубая». Часть упомянутых мероприятий является популярными, а часть нет. Однако, если их не делать, то Украина не сможет двигаться в том направлении, в котором движется весь мир. Главная же проблема заключается в том, чтобы у любой коалиции хватило политической воли принять такие меры. О возможных рисках трудно сказать, потому что нет общего документа с четко выписанной политикой. Безусловно, если смотреть на предвыборную программу — если мы говорим об «оранжевой» коалиции — то БЮТ и НУ—НС во многом сходятся, но есть такие моменты, которые будут вызывать внутренние дискуссии. В частности, относительно моратория на землю. Это точка, которая у них отличается. Дискуссионным может быть и вопрос сроков проведения военной реформы. Сам факт, что эта реформа нужна, не вызывает сомнения ни у одной из политсил, но проблема заключается в ее сроках.
При втором варианте коалиции ничего не изменится. Потому что там любые небольшие партии, которые вступят в нее, будут лишь меньшими партнерами Партии регионов. Фактически это будет экономическая политика, которую проводит тот Кабмин, который мы имеем сегодня. Это означает большую ставку на крупный отечественный бизнес и меньше внимания малому бизнесу.
Владимир КАЗАЧЕНКО, глава центрального комитета Профсоюза металлургов и горняков Украины:
— В любой стране должен преобладать курс, сориентированный на интеграцию в мировую экономику. Главное для профсоюзов в коалиционном вопросе то, какую социальную политику будет проводить правительство относительно людей труда, в частности, горняков и металлургов, дающих 40% валютных поступлений страны и 30% ВВП. Мне кажется, что всегда нужно прибегать к практике переговоров. Самое важное — поиск компромиссов ради процветания нашей страны. Поэтому, чем шире коалиция, которая в принципиальных вопросах достигнет согласия, тем лучше будет для общества. Ведь это — согласие не только в наших городских и районных общинах, а и во всем государстве. Я за широкую коалицию. Какие могут быть риски? Если снова начнется вражда между партиями и движениями, если будет продолжаться своеобразный нигилизм в отношении друг к другу, то это повлияет на принятие наиболее важных законов в государстве. Иностранные инвесторы будут более осторожными, потому что деньги любят тишину. Не следует забывать, что приток капитала возможен только при условии нормальной экономической ситуации. Такой риск возможен в любом формате коалиции. Социальные же программы, за которые ратуют профсоюзы Украины, у возможных коалиций аналогичные. Другое дело, что, возможно, придется на некоторых направлениях применять непопулярные меры. И вот здесь интересы партий могут не совпадать.
Василий КРАВЧЕНКО, президент Международного института финансов:
— На мой взгляд, начиная с 2006 года, политика уже не влияет на экономику. Люди работают, невзирая на споры политиков. Поэтому мне кажется, что от того, будет ли коалиция «оранжевой» или «бело-красной» — особо больших рисков для экономики Украины не будет. Основные риски для нее связаны со внешними факторами: ситуацией на мировых рынках. Потому что Украина — экспортная страна. И если там конъюнктура цен будет меняться, то основные риски тоже изменятся. Внутренняя же политика имеет второстепенное значение. Хотя политический цвет также может оказывать свое влияние. В Украине можно делать ставку на разные слои населения. Партия регионов в основном опиралась на крупный капитал — это ее основа. А «оранжевая» коалиция больше склоняется к среднему капиталу. Вот в чем разница.
Василий ЮРЧИШИН, директор экономических программ Центра Разумкова:
— Риски будут для всех коалиций. Заключаются они в том, что страна не имеет единой определенной стратегии развития, а программы партий и блоков довольно непоследовательны. Нужно будет учесть и коалиционные результаты, потому что определенные группы имеют различные взгляды на отдельные программные принципы. Но риски за счет компромиссов и переговоров можно превратить в выгоды. Вопрос лишь в том, кто и как будет формировать правительство. И только после первых шагов по этому мы сможем увидеть, действительно ли новое правительство исповедует принципы демократического развития в экономике или оно возвращается к режиму ручного управления.
Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:
— «Оранжевая» коалиция уже была. И хотя в ней преобладают радикальные партии, она будет иметь в меру радикальную позицию. А это риск. Всегда, где есть слово радикализм, там существует риск принятия неоправданных быстрых решений. Что касается коммунистов и «бело-голубых», то они уже год у власти. Поэтому мы представляем их политику. Я бы сказал, что это менеджеры представителей крупного капитала, способные к поддержке базовых отраслей народного хозяйства. И здесь речь идет о риске целевого использования денег на поддержку неэффективных отраслей.
Александр БАКУМЕНКО, председатель Совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины»:
— Сейчас очень трудно об этом говорить. Нужно знать, какая будет программа у правительства, какой будет защита отечественного производителя. Как коалиция будет реагировать на повышение цен? А от него никуда не деться, потому что вы видите, что делается с зерном в мире. Сложно сказать... Я бы смотрел на ситуацию несколько иначе. Сегодня нужно подождать, пока выяснятся основные принципы нового правительства и коалиции.
Эдуард Багиров, председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины:
— Я не вижу экономических рисков для страны с формированием «оранжевой» коалиции. Наши и восточные, и западные соседи уже приняли результаты выборов. И, исходя из образовавшейся у нас конфигурации политических сил, они будут строить форму взаимоотношений и политических, и экономических. Все зависит от того, кто возглавит Кабмин, какие будут первичные задачи, и как их будут реализовать. Поэтому рисков я не вижу. Даже заявление «Газпрома» — это еще не предлог для опасений. Некоторым политическим кругам Российской Федерации не понравился результат выборов. Изменение политической ориентации Украины и формирование новой не заставит высокопоставленных чиновников Российской Федерации по крайней мере явно и открыто выказывать свое неудовольствие или, в крайнем случае, применять жесткие экономические санкции или же требования. Второй вариант коалиции рассматривать сегодня сложно, потому что у них не хватает голосов для ее формирования. Согласно регламенту и Конституции необходимо, чтобы было более 226 депутатов. Поэтому коалиция может быть, но она фактически не будет формировать исполнительную власть и ее структурные подразделения. Я скажу еще по поводу формирующейся коалиции... Уже существует устная политическая договоренность о создании коалиции в составе «Нашей Украины», «Батькивщины» и блока Литвина.