Она начинала свою карьеру в Русской драме, а с 1994 года — ведущая актриса Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Ксения Николаева сыграла множество ролей, среди которых: толстовская Анна Каренина, чеховская Раневская, Люси Краун («Так закончилось лето» — пьеса Ярослава Стельмаха по Ирвину Шоу). Ныне Николаева востребована в кино, много и активно снимается. А еще Ксения принадлежит к знаменитой актерской династии — ее предки играли на сцене еще в позапрошлом веке, а мама — народная артистка Украины Анна Тимофеевна Николаева — с 1952 года и до самой смерти (2003 г.) работала в труппе Театра им. Леси Украинки...
ДЕТИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
— Ксения, вам приходилось доказывать свое «я» в актерской профессии? Популярность матери мешала или помогала?
— Все, кто любил маму, любили и меня. И наоборот. Конечно, самоутверждаться было трудно, несмотря на то, что я выросла в Театре им. Леси Украинки, даже свои первые шаги после коляски сделала именно в этом театре (я была поздним и обожаемым ребёнком, мама меня старалась всюду брать с собой). Казалось, что с Русской драма будет связана и моя судьба, но после окончания Киевского театрального института в этот театр меня не взяли. Год я поработала в Театре киноактёра, а затем опять показывала комиссии свою программу и меня зачислили в труппу.
— То есть мамин авторитет в вопросе трудоустройства вам не помог, и свое имя на сцене вы зарабатывали самостоятельно?
— А как иначе? Ведь мама не выйдет и не сыграет за меня. Кстати, некоторые недоброжелатели злорадствовали, если у меня что-то не получалось на сцене, дескать, «природа на дочери отдохнула». В советские времена у нас актерские династии презирали, называя «семейственностью», детьми знаменитостей...
— Как Анна Тимофеевна относилась к вашим работам?
— Мамы все одинаковы. Все желают своему чаду счастья (я тоже не исключение — очень переживаю за дочь Дашу). Помню, когда в «Вишневом саде» играла девушку на балу, мама сказала: «Ты обязательно в будущем сыграешь Раневскую». Жаль, что она не дожила и не увидела меня в этой роли, которую я очень люблю (именно этот спектакль я выбрала на свой бенефис, который состоится 26 сентября в нашем Театре на Левом берегу Днепра).
— Ваша мать не противилась, когда вы захотели связать судьбу со сценой. А почему вы свою дочь не захотели отдать в актерскую профессию?
— Мама втайне мечтала, чтобы я продолжила ее дело. Но и боялась — все-таки актерская профессия очень зависимая. У меня были колебания. В школе я интересовалась медициной и литературой (до сих пор пишу стихи). А, например, бабушка хотела меня видеть журналистом... Еще я закончила музыкальную школу по классу фортепиано при консерватории. Но выбрала актёрство. Причем в Москву поступать меня не отпустила бабушка («Как? В 16 лет девочка одна будет жить в чужом городе? Никогда!»). И я окончила Киевский театральный институт.... Знаете, при всей своей любви к театру я не хотела, чтобы моя дочь продолжила актерскую династию. Даша очень рано проявила задатки художника (профессионалы нам посоветовали серьёзно к этому отнестись). Я рада, что дочь окончила Художественную академию. Кстати, как художник она уже оформила шесть спектаклей, хочет попробовать себя в кино и на телевидении.
— Обычно актерские дети не могут похвастаться активной заботой родителей...
— Доля правды в этом есть. Моим воспитанием занималась в основном бабушка (потомственная дворянка, в прошлом тоже актриса, высокообразованный и интеллигентный человек). У мамы всегда на первом месте был театр, а отец занимал руководящие посты, в частности, долгое время был директором ансамбля танца у П. Вирского. Но все-таки, несмотря на занятость родителей, я росла очень обласканным ребенком. Мне дали хорошее воспитание и образование. Потому и я в Дашиной судьбе стараюсь принимать активное участие, помогать ей во всем. Она у меня тоже выросла за кулисами Театра им. Леси Украинки.
— Ваш муж связан с театром?
— К счастью, нет. Он всю жизнь проработал в Москве на крупных государственных должностях. Мы познакомились в Одессе. Когда мы полюбили друг друга, то Саша принял важное и непростое решение — переехать в Киев, чтобы мы были вместе. Хотя здесь ему надо было начинать с нуля... Александр стал для меня мужем, советчиком и критиком всех ролей, а самое главное — другом и надежной опорой (я очень тяжело пережила смерть матери)...
ЖЕНА, МАТЬ И «ОДИНОКАЯ ДАМА»
— Ксения, у каждой актрисы есть свой секрет работы над ролями — а у вас?
— Когда готовится премьера в театре или идет процесс съемок в кино, то внутренняя работа происходит постоянно, чем бы я ни занималась. Тексты специально не учу в закрытой комнате (в нашей семье нет такого, чтобы все домочадцы сидели тихо, потому что я работаю над ролью). У меня само все идет, запоминаются тексты легко. Я никогда не жертвую семьей, т.к. считаю, что близких нельзя обделять своим вниманием и заботой. Женщина должна быть прежде всего мамой и женой, хранительницей домашнего очага...
— Что главное из родительских напутствий вы взяли на вооружение?
— Нельзя быть злопамятным и подлым. Хотя бы потому, что это зло к тебе обязательно вернется. Я очень ценю в людях порядочность и не понимаю людей, для которых злоба — смысл жизни. Как, например, некоторые режиссеры могут в одно мгновение перечеркнуть годы преданного труда и взаимопонимания с актёром или актрисой?
— Вы перешли в театре на разовые спектакли, почему?
— На определенном этапе жизни начала понимать, что стою на месте: новых ролей в театре нет, а годы идут. Надо не бояться менять свою жизнь, и я предпочла активно вмешаться, а не плыть по течению. Сейчас много снимаюсь и репетирую в театре «Сузір’я» пьесу «Одинокая дама» Игоря Афанасьева, которую он мне подарил на юбилей. Ставит спектакль Игорь Славинский, а в октябре мы пригласим зрителей на премьеру. Можно сказать, что «Одинокая дама» продлит мои юбилейные торжества. Ныне в репертуаре «левобережцев» у меня остался только один спектакль «Так закончилось лето» («Вишневый сад» покажут публике последний раз 26 сентября, а в «Анне Карениной» вместо меня уже играет другая актриса).
— О чем будет ваш новый спектакль «Одинокая дама»?
— О большой любви, о которой все мечтают. Моими партнерами в спектакле выступят два выпускника Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В этой постановке много музыки и танцев. Сценографию и костюмы создает дочь Даша. Вообще, идея этой постановки родилась неожиданно. Как-то мы снимались вместе с Игорем Славинским, в перерыве разговорились о том, что я ищу пьесу для бенефиса. Игорь сказал, что искать не нужно, т.к. его друг Афанасьев давно написал интересную пьесу. Когда я прочитала «Одинокую даму», то поняла, что это действительно то, что нужно. Мы репетируем без присутствия автора (Игорь Афанасьев — драматург, актер, режиссер, экс-кивлянин, ныне живущий в США. Последняя его режиссерская работа в Театре им. И. Франко — мюзикл «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит». — О.Д.). Это знак полного доверия постановщику (Славинский и Афанасьев вместе учились, они друзья). Славинский — большой выдумщик, светлая голова. Он умеет дать исчерпывающие ответы практически на все возникающие вопросы, связанные с афанасьевской пьесой.
ФАНТАЗИИ И МЕЧТЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ
— Как для вас начинается процесс познавания роли?
— Всегда по-разному. Бывает моментальное попадание в роль (как, например, Раневская), а бывает — медленная обработка и постижение образа (Анна Каренина). То есть путь к роли всегда разный. Но это не значит, что какую-то роль я люблю больше или меньше. Я люблю все свои роли и помню их.
— И «Сказку про Монику», которую в 1970-х поставил Виталий Малахов на сцене Русской драмы?
— Не просто помню, а считаю ее точкой отсчета моего профессионального пути. Тот спектакль вызвал огромный резонанс в Киеве, билеты невозможно было достать. Режиссер задействовал в массовке весь наш курс. Массовка постоянно присутствовала на сцене и была живым, активным персонажем.
— Ксения, выступая на сцене, вы применяете какие-нибудь профессиональные нюансы, подсказанные вашей мамой?
— Специально — нет. Но, когда смотрю старые записи спектаклей, в которых играла мама, то осознаю, что с годами все больше и больше становлюсь похожей на нее — и внешне, и голосом, и даже манерой игры. У меня с ней сильная связь на высшем духовном уровне: до сих пор чувствую ее поддержку, мысленно советуюсь с ней... Мы с мамой всегда были как две половинки одного яблока. Уверена, что эта духовная связь меня ведет по жизни, охраняет и помогает.
— Вам довелось вместе играть в одних спектаклях?
— Это «ОБЭЖ», «Кровавая свадьба», «Горе от ума» — все не перечислишь. Даже мой дебют в Русской драме мы играли вместе: в спектакле «Снежная королева» я была Снежной королевой, а мама — бабушкой.
— Вам посчастливилось работать с корифеями украинского театра, к которым принадлежала и Анна Тимофеевна Николаева. Вы могли бы сравнить то поколение и сегодняшнее?
— То поколение было абсолютными фанатами театра. Я не помню маму без тетрадки с ролью и цветных карандашей, которыми она что-то подчеркивала, на полях делала зарисовки. Кстати, Даша от нее унаследовала эту черту и стала делать свои рисуночки (хотела быть похожей на бабушку). У старых актеров была железная творческая дисциплина. Если я приходила на спектакль за 40 минут, то мама — за два с половиной часа. Она никогда не помогала в работе над ролью. Знала, что я этого не люблю. Порой она высказывала свою точку зрения, я слушала — и делала по-своему. Наверное, в силу юношеского максимализма, а может потому, что у нас были разные амплуа.
— Вне сцены вы спокойная, мягкая женщина. Откуда у вас появляется мощь в создании таких сложных характеров, как Раневская или Анна Каренина?
— Вся эта «мощь», как вы говорите, мне тоже присуща. Просто в жизни я выбрала роль ведомого человека. Знаете, как животное выбирает себе окраску для приспособления и безопасности, так и я с годами пришла к выводу, что и мне надо так поступить. Я очень динамичная от рождения — лидер по натуре. Работала заместителем секретаря комсомольской организации Киностудии им. Довженко, затем в горкоме и райкоме комсомола, груды дел переворачивала... А сегодня мне лидерство абсолютно не нужно. У нас в семье муж — лидер. А если будет два лидера, то начнутся недоразумения.... Поэтому свою динамику я применяю только на сцене, как говорится, извлекаю из своих душевных глубин краски, которые в жизни не использую, и творю образ, заложенный автором...
— Вы сейчас много снимаетесь. Кино вас увлекает?
— Это расширение творческих возможностей, опыта. Сейчас на экранах демонстрируется фильм «Тайна святого Патрика», где я играю вместе с Василием Лановым. Закончены съемки 160-ти серий фильма «Сердцу не прикажешь», который снимали полтора года. Монтируется фильм Вячеслава Криштофовича «Откуда берутся дети» по сценарию Анатолия Крыма. В этой картине я играю врача, так что мечта стать медиком в какой-то степени у меня осуществилась на экране. Знаете, я люблю свою профессию, т.к. она дает возможность воплощать в театре и кино свои мечты, фантазировать, а самое главное — познавать удивительный мир человеческой души. Но кино есть кино — то ты одновременно снимаешься в пяти фильмах, то бывают целые месяцы простоя. Вот тогда театр становится моей гаванью...