Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опасная подачка экстремистам

Почему молчат совестливые поляки?
31 июля, 1996 - 20:00

Текст постановления Польского Сейма от 15 июля 2009 года относительно оценки трагических волынских событий 1943 г., в котором бездоказательно утверждается, что «Организация Украинских Националистов и Украинская Повстанческая Армия на «кресах всходних» осуществляли антипольскую акцию — массовые пытки, которые имели характер этнической чистки и признаки народоубийства», до сих пор не обнародовано в средствах массовой информации. Причем это событие прошло не только мимо польских, а и мимо украинских СМИ. И только украинские историки в своих узких кругах высказывают обеспокоенность: а как же вся та сложная трудоемкая работа по взаимному прощению, которая в течение многих лет велась двумя сторонами. По мнению академика Национальной академии наук Украины, директора Института украиноведения им. И. Крипьякевича НАН Украины, председателя Украинского национального комитета историков Ярослава Исаевича, постановление высшего законодательного органа Польши нагнетает антиукраинскую истерию и унижает национальное достоинство украинцев, которые испокон веков жили на Волыни. Термин «Кресы всходни», употребленный в документе, свидетельствует о том, что в Польше до сих пор существуют вражеские намерения относительно этнических территорий Украины, в частности, Волыни. К сожалению, такие намерения находят поддержку на наивысшем — государственном — уровне ближайшего западного соседа Украины. Кому нужно это заявление польского сейма? Неужели сейчас полякам выгодна конфронтация отношений с украинцами? Или может это нужно вовсе не полякам? Об этом мы говорим с Ярославом ИСАЕВИЧЕМ.

— Постановление «По делу трагической судьбы поляков на кресах всходних» снято с сайта польского сейма, — рассказал «Дню» известный украинский историк. — В ней говорится о 66-той годовщине так называемых волынских событий. Снят с сайта и протокол этого заседания, с которого видно, что текст поляки приняли не голосованием — текст был согласован всеми фракциями, всеми политическими партиями. Тогда председательствующий, то есть маршалок сейма, зачитал, и люди приняли это продолжительными рукоплесканиями, и эти рукоплескания свидетельствовали о единодушном одобрении. В постановлении сказано, что вспоминают с болью украинских гражданских жертв. Хотя не сказано, кто виновен в этом убийстве. И сказано о том, что трагедия поляков должна быть возвращена исторической памяти современных поколений. Это задача для всей власти. Но что меня больше всего смущает — это постановление можно найти только в интернете. Польская пресса ничего не опубликовала. Как и наша. Меня это очень удивило и возмутило: почему никто не протестует? Я говорил с некоторыми народными депутатами. В посольстве Украины в Варшаве ответили: поскольку постановление не было опубликовано, мы его не заметили. Мне тяжело понять: так зачем же польскому сейму было принимать такое постановление, если его потом не донести до народа? Единственное объяснение — это постановление является подачкой экстремистам... Но ведь нельзя шутить с такими вещами! Мы не заинтересованы, чтобы такие вещи раздувать, будить. И Польша в этом не заинтересована. По большому счету, в этом заинтересована только Россия. К сожалению, таких благородных россиян, говорю о российской профессуре, которые поддерживали нас, украинцев, с точки зрения своих знаний, уже с нами нет. И меня лично они поддерживали в защите диссертации, издании книги — это было во времена определенной деукраинизации, цензуры относительно антисоветских мыслей. К сожалению, сейчас такого типа русская интеллигенция не имеет ни одного голоса и никакого влияния на путинско-медведевскую Россию. В Польше, без сомнения, такая интеллигенция имеет влияние. И без сомнения, она бы негодовала от такого постановления. Но, думаю, до них это постановление не дошло — раз польская пресса об этом не сообщила.

— Этот печальный юбилей, эти события, являющиеся трагическими не только для украинцев, но и для поляков, неоднократно вспоминали — и в 1993-м, и в 2003-м году...

— Тогда, и 16, и 6 лет назад, эти печальные события отмечались так, что польские газеты («Выборча», «Речь Посполита») вели прдолжительную дискуссию, в которой давали слово польским шовинистам, являющимся маргиналами, среди которых нет солидных ученых. Так же нет солидных ученых, которые работают, скажем, на Табачника или других, которые печатают антиукраинские статьи в газете «2000». Причем статьи эти всегда имеют и антипольский подтекст. И выглядит это так: «Мы с Польшей теперь должны дружить. Польша несла погибель Украине, но всегда спасала Россия». Одним словом, «Россия — это единственное спасение от польской опасности», такова их политика. Но я бы сказал, что россияне и поляки, даже те, которые считают ОУН и УПА преступниками, все-таки признают украинцев отдельным народом. И украинское государство признают. Вместо этого официальные лица придерживаются мнения, что украинцы — это какое-то недоразумение. И очень много россиян, к сожалению, верят в это. Возвращаясь к польским изданиям... Тогда очень многие поляки занимали объективную позицию. Конечно, они не оправдывали никаких убийств невинных людей, и мы также не оправдывали. Тот, кто любит поэму Шевченко «Гайдамаки», не совершает убийства детей и беременных женщин. И, кстати, среди поляков времен Шевченко были такие, которые солидаризировались с борьбой украинского народа против Польши... К так называемым Волынским событиям наш институт еще в 2003 году издал книгу «Волынь и Холмщина. 1938-1947 гг. Польско-украинское противостояние и его отголосок». В нее вошли воспоминания поляков — участников тех событий — и аналитические статьи. В них речь шла о том, что трагедия 1943 года была вызвана очень неразумной, по сути, преступной политикой польского правительства, которое отошло от завещаний Пилсудского. Поэтому еще в 1938 году начали уничтожать православные церкви на Холмщине и проводили резкую антиукраинскую политику на западной границе Польши. И тем, по сути, готовили такую судьбу, антипольские настроения.

— В прошлом году вы опубликовали статью под названием «Не подливать масла в угасающий огонь». Какова ее тематика?

— Я писал о «волынском» монументе в Варшаве. Открытие 11 июля 2008 года в сквере, названном Волынским, памятника для чествования памяти жертв «трагедии польской Волыни и юго-восточных кресов 1943-1944 гг.» (именно так назвал этот монумент президент Польши Лех Качиньский) на фоне всех позитивных акций, проведенных правительствами и общественностью Украины и Польши, прозвучало очень нездоровым и ничем не спровоцированным диссонансом. В отличие от мероприятий, проведенных в 2003 году, год назад речь шла исключительно о польских жертвах. Такое понимание засвидетельствовала, в частности, название «польская Волынь». Оно некорректно, потому что волынский регион сформировался еще в Киевской Руси и Галицко-Волынском княжестве, а позже, несмотря на долгие столетия денационализации — русификации в царской империи и СССР, и полонизации в межвоенном польском государстве, сохранил свой украинский характер. Согласно официальной польской переписи 1931 года, здесь проживало 70,4% украинцев, 15,2% поляков и украиноязычных римо-католиков, 9,8% евреев, 1,1%, россиян, 2,2%, немцев и 1,1% чехов. И совсем не могут символизировать «польскость» волынской земли такие элементы мемориала, как пилоны в виде свеч с названиями всех уездов «польской Волыни». Я понимаю, что, возможно, название «польская Волынь» — метафорична. Например, мы можем употребить словосочетание «украинская Канада» в отношении украинской диаспоры в Канаде... Но ведь те, кто читает это название — «польская Волынь», понимают ее по-настоящему, в буквальном значении слова. Интересно, как отнеслось бы польское общество к тому, что, предположим, в Германии начнут сооружать памятники жертвам «Немецкой Силезии», «Немецкой Померании» (Поморья), «Немецкой Восточной Пруссии», с вычеканеными названиями главных городов и земель, которые после войны вошли в состав тогдашней Польской Народной Республики? С их давними названиями — Бреслау, Опельн, Данциг, Эльбинг и тому подобное? Немецкими эти регионы можно назвать по большому праву: перед массовой принудительной депортацией немцев и массовым побегом населения, немцев постоянно было более 95%... Поэтому, возвращаясь к открытию монумента в Варшаве, отмечу: нельзя было такого делать. Честно, наверное, кто-то бы мог себе такое позволить, но правительство не должно бы принимать участие в таком сугубо реваншистском акте. Единственное, с чем можно согласиться, то это с трактовкой «польской Волыни», как одной из национальных культур, которые развились в украинских землях. Если же под определением «польская Волынь» подразумевается та часть Волыни, которая с 1919 по 1939 год принадлежала польскому государству, то возникает вопрос, была ли она «русской Волынью» до 1919 года, ведь тогда она принадлежала Российской империи? Понимать ли это в переносном смысле, — как отображение вклада польского населения в историческое развитие, и культуру волынского региона?

— Как можете подытожить сказанное выше?

— В Украине медленно, но неустанно растет понимание позитивного значения для страны польского примера и самого факта существования суверенного польского государства как фактора, благоприятного для украинской государственности. К сожалению, и среди украинцев, и среди поляков до сих пор мало кто знает о немногочисленных, но принципиально очень важных совместных акциях УПА и польского АКовского подполья в последние годы их деятельности. Опыт сотрудничества между ними, забытый или искаженный коммунистической и шовинистической пропагандой, заслуживает внимания. Он является составляющим истории таких отношений украинцев и поляков, которые отвечали интересам обоих народов. 11 июля 2003 года в волынском селе Павловка (бывший городок Поривск) прошли грустные торжества. Украинцы и поляки собрались, чтобы почтить память мирных жителей края, убитых, замученных и насильственно депортированных во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы, заклеймить ужасающие преступления, помянуть добрым словом тех, кто, рискуя жизнью, спасал людей. Президенты Украины и Польши открыли тогда памятный крест, на постаменте которого вычеканен текст «Склоняем головы перед светлой памятью поляков и украинцев, ставших жертвами межнационального конфликта». Надпись засвидетельствовала достижение определенного компромисса. В выступлениях церковных иерархов, культурных деятелей и политиков ведущим стал призыв «Просим прощения и прощаем». Шесть лет назад экстремистским силам не удалось превратить шестидесятую годовщину волынской трагедии в повод для манифестаций, которые вредят хорошим отношениям народов и государств, служат основанием для выдвижения взаимных обвинений. Значительная часть негативных стереотипов, казавшихся вечными, была преодолена. Соседи учились делать шаги на пути принципиального взаимопонимания, в том числе благодаря осмыслению позитивных аспектов исторического наследия. Важную роль в этом процессе играли совместные конференции, в частности, международные семинары «Украина — Польша: трудные вопросы». Ученым, как никому другому, понятна сложность и травматичность тематики межнациональных конфликтов, которая создает огромные трудности в понимании причин и характера противостояния: каждая сторона пытается видеть только свои боли. Чтобы возвыситься над однобокостью подходов к подобным историческим событиям, нужно принять во внимание стремления и интересы противоположной стороны. Историкам, которые работают с документами, а не подвергаются влиянию эмоций, больше с руки анализировать прошедшие события во всей их разносторонности. Здравый смысл подсказывает: нужно продолжать прилагать все усилия для взаимного понимания, воспитывать общество в таком духе, чтобы политизация воспоминаний о прошлом не помешала сотрудничеству. Когда же отдельные эпизоды вырываются из общего контекста явлений, то всегда возникает опасность и искушение однобокого использования прошлого — как политического инструмента.

P.S. Когда статья готовилась к печати, на «интернет-постановление» польского сейма поступил первый отзыв — это заявление Львовского регионального общественно-культурного общества «Надсяння». В нем, в частности, речь идет о том, что «Надсяння» считает непоправимым постановление польского сейма относительно оценки трагических событий в новейшей истории украинско-польских отношений. «К сожалению, вместо всестороннего анализа и взвешенной оценки трагических событий в новейшей истории украинско-польских отношений в постановлении Сейма бездоказательно утверждается, что Организация Украинских Националистов и Украинская Повстанческая Армия на так называемых кресах осуществляли антипольскую акцию — массовые жестокие убийства, имевшие характер этнической чистки и признаки народоубийства, то есть геноцида», — отмечается в заявлении. Об этом «Дню» сообщил глава общества Владимир Середа.

Приводим полный текст заявления:

«Присутствующие 15 июля этого года на заседании Сейма Речи Посполитой послы, стоя выслушали подготовленный президиумом сейма проект постановления по делу трагической судьбы поляков на так называемых восточных кресах, то есть западноукраинских землях, и продолжительными аплодисментами его одобрили.

Антиукраинская истерия, которую в прошлом году под предлогом отмечания на высшем государственном уровне 65-й годовщины «резни», «народоубийства» поляков на Волыни раздували разные «кресовые», комбатантские (ветеранские) организации, а среди них и неугомонный ксендз Тадеуш Исакович-Залески, к сожалению, достигла зала заседаний польского парламента.

По нашему глубокому убеждению, каждый беспристрастный человек не будет отрицать, что на Волыни в годы нацистской оккупации велась жестокая братоубийственная борьба за государственное и политическое будущее этой земли между притесняемым местным украинским людом, отделами Украинской Повстанческой Армии и вооруженным польским подпольем всех политических ориентаций, польской полицией, которая с весны 1943 года стала верноподданно служить нацистским оккупантам. Утверждению будущей «польскости» этой территории также служили несколько тысяч хорошо вооруженных и вышколенных воинов и офицеров 27-й Волынской пехотной дивизии АК.

К огромнейшему сожалению, местные польские крестьяне, колонисты стали заложниками политической игры своих предводителей, и в результате многие из них пострадали. Но при этом нельзя замалчивать, что от польского оружия на Волыни, на своей праотцовской земле, в то же время погибли также тысячи украинцев.

Если мы на самом деле желаем взаимного примирения и прощения, то давайте скажем современным поколениям польских и украинских граждан, что в эти же сороковые годы, кроме трагических событий на Волыни и в отдельных местностях Восточной Галичины, украинцы пережили кровавую трагедию и на Закерзонье.

Сотни беззащитных украинцев, замученных на смерть в Павлокоме над Сяном или в Сагрине на Холмщине — это не единственные жертвы случайных преступлений, совершенных польскими боевиками.

Никто не имеет права забывать, а тем более сознательно замалчивать, о тысячах украинских крестьян, женщин, детей, людей преклонного возраста, убитых в Бересте, Верховинах, Новоселках, Верешине, Ласкове, Шиховичах, Мягком на Холмщине, Пискоровичах, Горайце, Малковичах, Березке, Бахове в Надсянье и во многих десятках других местностей на юго-восточных территориях современной Польши, единственной виной которых было то, что они были украинцами.

Не забывая своего прошлого, считаем долгом всех нас достойно, по-христиански почтить память как украинцев, так и поляков, ставших невинными жертвами этих братоубийственных конфликтов.

Годами никак не отваживаются депутаты польского сейма выразить официальную политико-правовую оценку депортационной акции «Висла», осуществленной польским коммунистическим режимом в 1947 году. Неужели ее главная цель — «решить окончательно украинскую проблему в Польше», так как это предусматривали идеологи и исполнители этой преступной по своей сути и методам проведения операции, не требует анализа и оценки Сейма современной демократической Польши?

Однако, к сожалению, вместо всестороннего анализа и взвешенной оценки трагических событий в новейшей истории украинско-польских отношений в постановлении сейма бездоказательно утверждается, что Организация Украинских Националистов и Украинская Повстанческая Армия на так называемых кресах осуществляли антипольскую акцию — массовые пытки, имевшие характер этнической чистки и признаки народоубийства, то есть геноцида.

Вместо ожидаемого от Сейма шага навстречу настоящему примирению и единению между нашими народами, своим постановлением он нанес этому благородному делу большой вред.

Одобрено делегатами отчетно-избирательной конференции Львовского общественно-культурного общества «Надсяння» 26 июля 2009 года в г. Львове».

КОММЕНТАРИИ

«ЗАЧЕМ «ПЕРЕФОРМАТИРОВАТЬ» ДОСТИГНУТОЕ ТАКИМИ УСИЛИЯМИ?»

Леонид КРАВЧУК, первый президент Украины:

— Эта страница истории, понятно, болезненна для польского народа. Среди погибших есть родственники, близкие нынешних граждан Польши. Те события всплывают в памяти, появляются в альбомах, книгах... Наслоения прошлого на сегодняшний очень сложный день толкуются под углом зрения той или иной политической силы. Я участвовал непосредственно в решении этого вопроса на уровне Кучма — Квасьневский. Мы просили прощения друг у друга, покаялись, открыли памятники — мне показалось, что это было подведение итогов в этой грустной истории, и дискуссия на этом завершилась, во всяком случае на высоком государственном уровне. Люди могут и, очевидно, должны иметь разные мнения по этому вопросу как граждане. Но на уровне президентов, парламентов, правительств страница перевернута. Мне хотелось бы думать, что эта проблема не будет больше подниматься с точки зрения оценок и выводов на будущее.

Откровенно скажу, я не понимаю для чего на уровне Сейма принимать решение с оценками Волынских событий. Если речь шла о том, чтобы отметить те события, то возражений не возникает. Но не обязательно было переформулировать и переформировывать достигнутое такими усилиями. Можно было просто сказать: «Мы отмечаем эту трагическую дату в истории Польши и Украины. Не мы эту войну развязали, а развязана она была вне этих двух стран, а мы теперь должны искать решения тех острых противоречий, которые существуют в человеческой памяти». В таком изложении это было бы понятно. Но если говорить о геноциде как уничтожении одного народа другим — я бы предостерег польских коллег от этого. Такое определение может повлечь за собой толкование каждым по своему вкусу. А мне не хотелось бы опять к этому вопросу возвращаться, потому что найдутся люди и в Украине, и за ее пределами, которые используют эти разногласия в украинско-польских отношениях в свою пользу. Проблемный вопрос в политике очень легко поднять, а уладить его потом чрезвычайно тяжело.

«МЫ ДЕЛАЕМ СЕРЬЕЗНЫЕ ШАГИ НАЗАД. К СОЖАЛЕНИЮ»

Марек СИВЕЦ, вице-президент Европейского парламента:

— Это постановление — результат процесса, который касается не только Польши или Украины. Каждая европейская страна сейчас старается сформировать свой собственный взгляд на историю, и он — этот взгляд — часто отличается от того общепринятого, что был еще несколько лет назад. В Германии сегодня сформировался совсем другой подход к оценкам событий Второй мировой войны и ее жертв. В Украине известно несколько случаев чествования воинов УПА как национальных героев. Приближение к понимаю истории невозможно без переосмысления. А на пути переосмысления могут встречаться разные повороты. Может, поэтому сейчас в постановлении сейма доминирует более радикальная риторика, чем это было в 2003-м. Я не разделяю это решение. Я отдаю предпочтение языку взаимопонимания, который украинцы и поляки так долго пытались найти. Но приходят новые люди, которые пытаются использовать историю для достижения личных целей. Я уже приводил пример Германии. Совсем недавно мы также были свидетелями тревожного случая в Венгрии, где активизируются полуфашистские организации, и они имеют много сторонников. Все мы в плане понимания истории делаем серьезные шаги назад. К сожалению.

«МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ОТРЕАГИРОВАТЬ...»

Леонид ЗАШКИЛЬНЯК, профессор, доктор исторических наук, заместитель директора Института украиноведения им. И. П. Крипьякевича:

— Я сейчас держу перед собой текст упомянутого постановления, и у меня двойственные чувства. С одной стороны, постановление написано весьма толерантно, оно чествует память поляков, погибших в годы Второй мировой войны, в том числе — в украинско-польском конфликте. Это право поляков — чествовать своих погибших. В постановлении, посвященном 66-й годовщине страшных событий на Волыни, сейм очень тонко подчеркивает, что эти убийства имели ХАРАКТЕР этнической чистки и ЧЕРТЫ геноцида — еще раз подчеркиваю: не геноцид, а черты геноцида. Вместе с тем, поляки говорят о болезненной памяти об украинских жертвах. Правда, о самом конфликте они ничего не говорят. Последний абзац посвящен благодарности спасавшим своих соседей украинцам. Поляки отмечают, что о той трагедии необходимо помнить во имя понимание между народами нашей части Европы, а особенно между поляками и украинцами. В этом плане постановление выглядит как почтение памяти жертв.

С другой стороны, мне лично как историку не нравится термин «крессы всходнем», то есть восточные территории Польской Республики. Этот термин, означающий окраинные земли, оскорбителен для украинцев. Хотя это польское постановление не запрещает нам также принять постановление о чествовании памяти украинских жертв украинско-польского конфликта.

Третий момент, который стоит отметить: нам — современникам — необходимо помнить, что любая цель, в том числе — освободительная, должна зиждиться на гуманистических основах. Неоправданные меры очистки украинских земель от польского гражданского населения оставляют мрачный след на истории отношений украинцев и поляков.

Я знаю настроения поляков по этому случаю, потому что, в конце концов, являюсь непосредственным участником украинско-польских переговоров, заседаний по этим вопросам. Я думаю, что это последнее такого рода постановление (было несколько предыдущих). Оно основано на исторических исследованиях и не говорит о геноциде.

Интересный момент. У меня есть стенограмма заседания сейма, на котором принималось постановление. Его обсуждение заняло от силы две-три минуты, и принималось оно не голосованием. После прочтения постановления его приняли путем вставания и долгими аплодисментами. Никто не был ни «за», ни «против». Мне кажется, что этот документ — постановка точки в этой долговременной истории. Хотя с нашей стороны точка еще не поставлена. Мы также должны определенным образом отреагировать — не на то постановление, а на исторические события, имевшие место в конце Второй мировой войны. Это важно и для нас.

В 2003 году были приняты примиренческие документы и польским сеймом, и Верховной Радой относительно волынских событий, и постановление от 15 июля этого года не вносит никаких разногласий.

Тему подготовили Ольга РЕШЕТИЛОВА, Игорь СЮНДЮКОВ, «День», Татьяна КОЗИРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ