Недаром жители больших городов стремятся хотя бы на несколько недель выехать из мегаполиса, чтобы слушать не шум моторов, а плеск морских волн, шум ветра, щебетание птиц. Специалисты утверждают, что шум ни в какой мере не содействует отдыху, а наоборот — постоянный шум вызывает нервное возбуждение, раздражительность, ухудшение сна и тому подобное. Опрос, проведенный Институтом гигиены и медицинской экологии им. А. М. Марзеева свидетельствует, что 51% киевлян в той или иной степени жалуется на шум, кроме того уровень шумового загрязнения в больших городах постоянно растет. О вредности шумового загрязнения и способах защиты — интервью с доктором медицинских наук, профессором, заведующим лабораторией гигиены шума и жилых и общественных сооружений Института гигиены и медицинской экологии им. А. М. Марзеева Владимиром АКИМЕНКО.
— Владимир Яковлевич, как действует шум на организм человека? Какие заболевания он может вызывать?
— Каждый звук, который раздражает, мешает, становится шумом. Существует много научных трудов, которые говорят о том, что люди, которые живут в шумных условиях, чаще страдают болезнями сердечно-сосудистой, нервной систем. Вообще людей шум тревожит, раздражение может стать сильным настолько, что они становятся агрессивно настроенными, начинают блокировать трассы, протестовать против значительного шумового загрязнения. Сейчас в Украине жители некоторых районов устраивают протесты из-за шумного строительства у их домов. Также жалуются и на шум в районах Бориспольского и Жулянского аэропортов. Факт остается фактом: определенные уровни шума не дают человеку спать, препятствуют нормальному общению, снижают производительность труда. Влияние шума зависит также и от уровня шума, его длительности, характера. Например, импульсный шум от петард, звучание которого меньше одной секунды, также оказывает негативное влияние на организм человека. Немало жалоб периодически поступает нам от жителей киевского проспекта Победы, дома которого окружены большой автомагистралью и железнодорожными путями. Допустимые уровни шума превышаются, но и запретить движение транспорта также невозможно.
— Как влияет шум на сон человека?
— Процент людей, которые не могут спать из-за шума, увеличивается. В моей практике был такой случай. К нам за советом обратилась одна женщина. У ее дома стояла машина, в которой всю ночь срабатывала сигнализация. Тогда раздраженная женщина собрала соседей, и они... стали бить машину. Потом началась судебная волокита. Таким образом, кто виноват: жилица дома или хозяин, который оставил свой автомобиль? Эта женщина обратилась к нам с вопросом, может ли шум привести к такому нервному состоянию. И мы ответили, что действительно может. Т.е. эти обстоятельства, которые должны учитываться при оценке влияния шума.
— Как регулирует законодательство поведение шумных жителей домов?
— Нужно, чтобы взаимное поведение людей было цивилизованно. Такое, как в Европе, например. В Европе организовывать вечеринку можно только при согласии соседей. А если их не предупреждают, то они вызывают полицию, которая приходит и штрафует нарушителей тишины. По украинскому же законодательству, соседей также надо принимать во внимание. Например, ремонт можно делать только при их согласии. Все люди согласятся с этим. И восприятие соседями звуков будет совсем иным, если их попросили, это абсолютно точно. Тогда человека не раздражает шум. Также актуальным остается вопрос о шуме в ночное время. Закон определяет, что запрещено шуметь с 10 часов, а санитарные правила — с 11 часов ночи. За границей еще ввели вечернее время, во избежание ситуации, когда человек приходит утомленным после работы, хочет отдыхать, а в это время возвращается сосед, и у него есть время для ремонта.
— Расскажите, пожалуйста, о шуме в высотных жилых домах.
— Для того, чтобы высотный жилой дом функционировал, он должен быть технически обеспеченным уже не так, как это было когда-то. Раньше бойлерные и трансформаторные подстанции стояли в стороне от здания. Функционирование новых жилищных комплексов требует другого отношения к шуму. У них есть различные подкачивающие насосы, вентиляционные системы, системы отопления, водоснабжения, мусоропроводов. Все это может быть стационарным источником внутреннего шума. Именно в новых высотных зданиях к внутреннему шуму более жесткие требования. В дневное время суток это не так заметно, а ночью, когда внешний шумовой фон понижается, все внутренние шумы становятся слышимыми. Люди, которые живут в таких домах, очень отрицательно реагируют даже на уровне шума ниже нормативных.
— Можно ли, по вашему мнению, защититься от внешнего шума в помещении, чтобы отдохнуть от работы?
— Есть вещи, которые не зависят от жителя определенного района. Например, транспортный поток. Вопрос разрешения на прокладывание улиц решает власть. От того, какая будет улица — городская, межрайонная или магистраль межгосударственного значения — зависит уровень транспортного потока. Обычное окно снимает приблизительно 10—15 дБ (децибел) звука, который проникает в помещение. А в условиях, когда создаются уровни шума более 70 дБ, когда у окон пролегают автомагистраль и трамвайные линии, то, конечно, защититься от шума практически невозможно. Только появляется какая-то щель в окне — звук проникает в помещение мгновенно. Сейчас промышленность предлагает стеклопластиковые окна, которые могут снимать до 40—45 дБ звука. Также изобретены устройства, которые пропускают воздух в помещение, но глушат звук. Честно говоря, человек, у которого нет достаточных средств, защитить себя от шума никак не может. Он может только изменить местожительство. В некоторых странах, где человек живет в акустически дискомфортных условиях, например, в районе аэродромов, он получает определенные средства от государства для создания звукоизоляции в своем доме. Вопрос застройки местности в районе аэродромов актуален и в Украине. В некоторых зонах вообще запрещена жилищная застройка, но в связи с изменением экономической ситуации застройка идет в сторону аэродромов. Поэтому возникает много проблем. Первое — это безопасность полетов. Есть государственные документы, которые утверждают, что в районе аэродрома должна быть система мониторинга, должны стоять датчики, и за рубежом так оно и есть. Второй вопрос — это авиационные двигатели. Сейчас идет борьба за создание менее шумных двигателей.