Вчера комитет Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками положил конец слухам относительно кандидатуры будущего посла России в Украине. Согласно процедуре, в этот комитет внесены документы для рассмотрения вопроса о назначении Михаила Зурабова послом Российской Федерации в Украине. Председатель этого комитета Алексей Островский высказал убеждение, что в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен и члены комитета дадут свое согласие на назначение господина Зурабова послом в Украине.
Напомним, что в СМИ называлась фамилия Михаила Зурабова, советника президента России. На прошлой неделе на прощальной пресс-конференции в Киеве Виктор Черномырдин уже в качестве экс-посла, не назвав имени преемника, сказал о нем следующее: «Он брюнет... Он умный, бывший министр, серьезный... в общем, нормальный».
Для читателей может быть интересной аргументация уверенности главы думского комитета, который в интервью Интерфаксу заявил, что Зурабов «показал себя практичным человеком и жестким руководителем на занимаемых ранее должностях, а именно эти качества нужны сегодня в российско-украинских отношениях». Островский считает, что закрытость и непубличность господина Зурабова являются значительным плюсом для нового посла, поскольку публичные заявления некоторых послов Российской Федерации чаще всего усложняли их деятельность в странах пребывания. Еще одним плюсом, по его мнению, является то, что Зурабов «хорошо знает бизнес-элиту Украины, которая, собственно, и будет определять результат будущих президентских выборов здесь». По словам Островского, также важным фактором является то, что «господин Зурабов был советником и Владимира Путина во время пребывания его в должности президента, и президента Дмитрия Медведева, который говорит о возможностях его прямых телефонных контактов с теми лицами, которые определяют внешнюю политику страны».
Поскольку в Думе доминирует прокремлевская партия «Единая Россия», то можно не сомневаться, что без проблем будет принято предложение Медведева относительно назначения Зурабова послом в Украину.
Украинцы, как все рассудительные люди, хотят жить мирно и иметь хорошие отношения со всеми соседями, в том числе — с Россией. Газета постоянно пишет об этом, проводит опросы и предоставляет на своих страницах слово представителям российской интеллигенции и экспертных кругов. К сожалению, этого нельзя сказать о российских СМИ, в частности, о том, чтобы они предоставляли на своих страницах слово украинской интеллигенции и представителям украинской экспертной среды. Нам небезразлично, кто будет следующим послом России в Украине и какую политику он будет проводить относительно нашей страны. Поэтому мы задали два вопроса украинским и российским экспертам. Как они оценивают такое назначение? И какой должна быть доминанта в деятельности нового посла России в Украине?
Игорь ЧУБАЙС, доктор философских наук, директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов, главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи»:
— Зубаров — человек из номенклатуры, чиновник высшего уровня, и мы мало что о нем знаем. В то же время, я могу сказать, что в общественном мнении это одна из самых негативных фигур, человек с антирейтингом, который вызывал в обществе глубокое раздражение. Это редкий случай, когда неприязнь к нему в конце концов якобы заставила его уйти в отставку, но потом он был то ли помощником, то ли политиком при Путине, вот теперь он снова выходит в большую политическую жизнь. Мне этот человек совершенно антипатичен, поскольку, хоть ничего не доказано и я не юрист, но в общественном мнении его деятельность связывается с коррупцией.
Что касается того, какими должны быть доминанты в работе посла России в Украине, то тут я должен отметить, что у нас существует огромный разрыв между властью и обществом. Власть думает в рамках своих категорий, общество — в рамках своих, поэтому я могу говорить как часть гражданского общества. Вообще, самое важное в работе любого посла в любой стране является улучшение отношений. Для меня Украина чрезвычайно важна, поскольку она идет очень сложным путем, но это путь демократического развития. Если Украина будет продвигаться, то это будет важный урок для России, потому что у нас идет на самом деле движение не в сторону демократии (некоторые полагают, что мы очень медленно движемся в сторону демократии) — мы просто быстро движемся к сталинизму. И то, что происходит в Украине, — для нас поучительно. Теперь уже мы находимся в такой ситуации, когда политический опыт Украины востребован в России, потому что в Украине пройдут выборы, исход которых никто не может заранее предсказать. А у нас пытаются уже на двенадцать лет вперед все просчитать.
Лилия ШЕВЦОВА, ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги:
— В последнее время Россия делает странные назначения: Рогозина — в НАТО, Зурабова — в Украину. Какие основания у Зурабова быть послом? Я просто не знаю. Все назначения последних лет, в том числе — на международном поприще, вызывают улыбку. Но чаще всего — вопросы.
В данном случае назначение Зурабова послом в Украину, скажем так, вызывает не только улыбку, но и пожатие плечами. Лично мне как наблюдателю не понятны резоны. Я могу понять резон назначения Рогозина представителем России в НАТО — это проявление своеобразного чувства юмора. Очевидно, юмора бывшего президента и нынешнего премьера Владимира Путина. Хорошо иметь человека, который постоянно провоцирует, скажем так, выделение желчи у натовских коллег и является постоянным напоминанием о своеобразии российской политики. Но вот назначение Зурабова послом России в Украине — человека, у которого столь неоднозначный политический опыт в России, — я никак не могу понять. Дипломатическими качествами и успехами на поприще министра он явно не прославился. Зурабов, скорее, известен тем, что стал фактором раздражения как для общества, так и для политической элиты. В каком качестве и в какой роли он направляется в Украину? Как фактор раздражения, как человек, который способен к компромиссам, как человек, который должен, скорее, олицетворять жесткую позицию Москвы — мне пока не ясно. Потому что личность Зурабова исключительно кабинетная, исключительно аппаратная. Это совершенно не публичный человек. Дипломат и не может быть публичным человеком. Но, по крайней мере, любое назначение в такую важную для России страну должно стать символом определенного вектора, определенного курса. Назначение аппаратного, кабинетного человека, который явно склонен к манипулятивной политике... Хотя, очевидно, назначение яркого и несомненно талантливого человека с одиозной репутацией, возможно, свидетельствует о том, что у России вообще нет курса в отношении Украины. А есть какая-то постоянная политика зигзагов — да и не политика вообще, а постоянный зигзаг.
С учетом того, что отношения Москвы и Киева (не России и Украины, не народов, а российской и украинской политических элит) являются зоной постоянной турбулентности, и чаще всего по российской вине, — я думаю, что объективно на этом посту должен быть человек, который, по крайней мере, не будет обострять эти отношения, и, по крайней мере, будет представлять более или менее четкую позицию Кремля. Дело в том, что у Кремля нет четкой позиции. Поэтому, в общем, назначение Зурабова... — я ему могу только посочувствовать. Не могу представить, как он будет представлять российские интересы, в каком виде, какую точку зрения, и как он будет вести себя в моменты напряженности. Вы понимаете, что этих моментов, мне кажется, не избежать, и к ним нужно даже готовиться.
У меня нет оптимизма по поводу российской политики в отношении Украины. Но при отсутствии российской политики, я думаю, нельзя никакую ответственность возлагать на российского посла в Киеве. Вот Зурабов — это лицо российской политики, о которой мы не можем сказать ничего определенного
Юрий ЩЕРБАК, экс-посол Украины в США и Канаде:
— Он был очень одиозной фигурой как министр. Его обвиняли во всех социальных проблемах, которые он, наверное, не мог решить. Я не знаю, к какому он клану принадлежит. Очевидно, сейчас он уже человек Медведева, хотя во времена Путина был министром. Честно вам скажу, что я не знаю его взглядов. Очевидно, он абсолютно новый человек в дипломатии. Это политическое назначение. Он не имеет на себе никаких негативных наслоений, но и позитивных тоже.
Считаю, что задачей нового посла должно быть налаживание отношений между Украиной и Россией, которое на 90% зависит от решений руководства России. Если оно захочет, то не будет проблем со стороны Украины. Хотя Украина продвигает свои очевидные интересы. И делает это правильно, как любая другая страна. Конечно, новый посол России будет действовать в русле российской политики. Первые сигналы покажут, на чем основывается эта политика. Мне кажется, что вряд ли сейчас можно ожидать резкого потепления отношений именно со стороны Москвы. Потому что диалог ведется на повышенных тонах. Наблюдается нагнетание страстей вокруг газового вопроса. Не видно никаких попыток Москвы протянуть руку и сказать, что давайте часть проблем отбросим и не будем обострять ситуацию. Этого не видно. Поэтому очевидно, что новый посол будет четко выполнять инструкции Москвы. Он как неопытный дипломат вряд ли будет играть в какие-то дипломатические игры, а станет выполнять волю президента России, который его назначил. И здесь открывается очень большое поле для спекуляций, размышлений, гипотез относительно того, что он будет делать и почему именно его избрали в качестве представителя России. Понятно, что после такой личности, какой был Черномырдин, — чтобы мы там о нем ни говорили, а это была очень знаковая, высокая фигура — Зурабов не принадлежит к тем звездам российского правительственного небосклона. Потому что он пошел под натиском протестов граждан в результате очень сомнительной социальной политики. Там были проблемы с лекарствами, пенсионерами, выплатами пенсий. Конечно, эта должность очень сложная, чтобы решать социальные вопросы, но у него были серьезные проблемы с общественным мнением. Каким образом все это будет осуществляться здесь, сейчас очень трудно сказать.
То, что второй посол России в Украине является политическим назначением, а не карьерным дипломатом — признак того, что в Москве рассматривают Украину не в контексте нормальных отношений двух стран, в которых многие вопросы решают именно карьерные дипломаты. Этим подчеркивается, что Украина — особый случай, что она намного важнее для России, чем рядовая страна, в которую посылают карьерного дипломата, и в этом будет знак. Принимая во внимание какие-то связи Зурабова с петроградской группой, очевидно, он станет выполнять их волю и привезет с собой их послание. Он не будет задействован в таких нормальных, рутинных дипломатических переговорах, а, наверное, станет действовать напрямую, встречаясь с украинскими политическими деятелями, должностными лицами. Ближайшая практика покажет, что это значит. Я не считаю, что нужно сразу паниковать, мол, это унижение для Украины. Потому что намного худшим унижением было бы, если бы нам прислали военного губернатора, который стал бы здесь пугалом для государства. Пока что я не вижу ничего драматичного в назначении Зурабова. Жизнь покажет, как он будет выполнять свои обязанности.
Владимир ВАСИЛЕНКО, профессор, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:
— Конечно, фигура посла является важной, особенно посла России в Украине. Но, учитывая специфику украинско-российских отношений, то или иное назначение не играет решающей роли в изменении их характера. В данном случае, я думаю, назначают человека, который будет послушным исполнителем воли тандема Медведева-Путина. Новый посол не будет играть какой-то самостоятельной роли. Принимая во внимание питерское происхождение и предыдущую карьеру Зурабова, его деятельность будет вписываться в существующие модальности политики России относительно Украины, в которой на сегодняшний день одним из доминирующих направлений является гуманитарное. На этом направлении будут пытаться претворить в жизнь уже не концепцию строительства дружеской, пророссийской Украины, а вместо этого создание русской Украины с перспективой включения ее в состав единой Великой России.
Могу сказать, что новый посол не будет позволять себе хамских высказываний в адрес Украины и ее руководства. Но в обозримой перспективе, кто бы не был послом России в Украине, кардинальных сдвигов в украинско-российских отношениях не случится пока не состоятся кардинальные сдвиги в ментальности украинского и российского руководства. О чем идет речь. Обе стороны должны отказаться от комплекса второсортности. Российский комплекс второсортности — это мания величества, мания создания единой Великой России путем включения Украины в эту неоимперию. А комплекс второсортности значительной части властной элиты Украины заключается в упрямой демонстрации ею своей униженности, вторичности и пресмыкательство перед «старшим братом». Я имею в виду ту часть украинского руководства и оппозиции, для которой является правилом наперегонки бежать в Москву для поиска российской поддержки за счет сдачи национальных интересов Украины. Когда обе стороны этих комплексов лишатся, тогда можно надеяться на то, что отношения между двумя странами нормализуются.
Если доминантой в деятельности нового посла станет стремление убедить своих начальников в том, что украинские граждане не считают Украину частью России, и что Украина является независимым суверенным государством и отношения с ней необходимо строить на основании принципов международного права, а не имперских прихотей, которые есть в голове властной российской элиты, то это может приблизить время такой нормализации.
СПРАВКА «Дня»
Михаил Зурабов (родился 3 октября 1953 года в Ленинграде) — советник президента России по проблемам реформирования социальной сферы (с 7 октября 2007 года). В 2004—2007 годах был министром здравоохранения и социального развития РФ. В 2000—2004 годах занимал должность главы Пенсионного фонда РФ. Один из главных инициаторов и непосредственный исполнитель пенсионной реформы, реформы здравоохранения и монетизации льгот. Также был учредителем страховых компаний «МАКС» и «Макс-М». По профессии — инженер-кибернетик, кандидат экономических наук. Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.