В сфере образования Украины уже более десяти лет говорят о присоединении к Болонскому процессу. Говорим, подписываем какие-то формальные документы, вводим далекие от украинской ментальности учебные программы... А до глубокой сути европейских стандартов обучения руки руководства образования (то ли нынешнего, то ли предыдущего) не доходят. Фактическим введением интегрированного образования в Украине занимаются совсем не те, кому это надлежит по должности. Однако благодаря энтузиазму и элементарному неравнодушию этих людей принципы Болонской системы не только действуют в Украине, но и дают свои результаты.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Каждый из нас может вспомнить, как в школе или университете мы передавали друг другу от парты к парте записки с важными для нас посланиями. Но может ли кто-то представить, что в сегодняшней Украине, во времена информационного общества, когда давно не новость чат-конференции и круглые столы в режиме онлайн, записки все равно передаются. Только уже не от парты к парте, а от вуза к вузу. И пишут там студенты не просьбы списать решение задачи или призывы прогулять пару, а... «давайте встретимся!» Возможно, просто перенасыщено информационное пространство, наполнено не той информацией, которая нужна молодежи? Зато общение донецких и львовских школьников в одном из телеэфиров становится настоящим событием! Вот и приходится нужный контент искать старым «дедовским» способом...
Записку от студента Острожской академии Ивана Сопиги студентам Таврического гуманитарно-экологического института привез профессор Александр Стариш. Он относится к тем преподавателям, кто не ждет введения Болонского процесса в Украине официально, а воплощает его своей собственной практикой, в частности, он успевает читать лекции в нескольких университетах сразу. Среди любимых учебных заведений Александра Григорьевича — два выше упомянутых. Во время одного из своих приездов в Острог он узнал об Острожском клубе свободного интеллектуального общения молодежи и его сотрудничестве с газетой «День», и как-то после пары его попросили передать записку от Острожского клуба своим крымским студентам. В письме, написанном Иваном Сопигой наскоро, прямо во время занятия, речь шла о том, что «ОК» давно намерен посетить Крым и основать там свою организацию, вот только крымчан, которые бы изъявили желание сотрудничества, найти сложно... Александр Григорьевич свое слово сдержал, и уже через несколько дней все участники «ОК» и главный редактор газеты «День» Лариса Ившина получили приглашение от руководства посетить Таврический гуманитарно-экологический институт в Симферополе.
РЕЦЕПТ УСПЕХА УКРАИНСКОГО: КОНКУРЕНТНОСТЬ И ПРЕСТИЖНОСТЬ
Запланированный формат крымской встречи Острожского клуба не должен был отличаться от уже проведенных ранее встреч, скажем, в Остроге или Донецке — традиционный круглый стол при участии «ОК» и студентов и преподавателей вуза на актуальные темы, общение с представителями местной власти и общественности, экскурсии. Однако волнение перед приездом в Симферополь было у всех: некое предчувствие «неизвестной земли», навязанное стереотипами, которые формируются под разными влияниями...
Однако начало визита в Симферополь развеяло сомнения — это именно тот контекст, с которого нужно начинать «ворошить» Крым. Участники «ОК» и представители газеты «День» были приглашены на праздник последнего звонка в Украинскую школу-гимназию в Симферополе, деятельность которой уже несколько лет подряд находится под пристальным вниманием «Дня» и его крымского корреспондента. Эта гимназия — одна из семи (!) школ с украинским языком преподавания в Крыму. При таком поразительно мизерном количестве каждую украиноязычную школу здесь уже можно считать особой. Но Украинская гимназия статус необычной заслуживает не только из-за этого. Имея шикарное помещение (где есть все: от компьютерных классов до дизайнерского интерьера каждой отдельной аудитории), высококлассных преподавателей и индивидуальный подход к каждому ученику, гимназия стала самой престижной в Симферополе. Чтобы успеть предоставить документы в приемную комиссию гимназии первыми, родители, бывает, даже ночуют под дверями. При чем сюда пытаются попасть не только украинцы по национальности, но и русские, крымские татары, греки... Их не останавливает и то, что в русскоязычном Крыму их чада не будут изучать русский язык даже факультативно (по словам директора гимназии Натальи Руденко, русский вообще не пользуется спросом среди учеников).
Создание Украинской гимназии — не случайность, а заслуга немногих людей. Среди них — директор Наталья Руденко, которая реализовала этот проект от идеи до воплощения. Очевидно, что основание престижной украинской школы в условиях Крыма — дело для нерядовой личности. Это подтвердил и еще один факт. На столе в кабинете у Натальи Ивановны лежало несколько экземпляров книги Анатолия Свидзинского «Синергетична концепція культури». Эта книга не только библиографическая (ее тираж — всего 600 экземпляров), но и интеллектуальная редкость. Анатолий Свидзинский — украинский интеллектуал, первый ректор Волынского национального университета им. Леси Украинки, автор «Дня», который, между прочим, долгое время работал и в Крыму. Об его беспрецедентном труде Наталья Руденко узнала из газеты «День» и нашла возможность закупить для библиотеки гимназии несколько экземпляров. Вот такой пример сочетания умного, живого, престижного... Хотя и на расстоянии почти тысячи километров.
ОТ СОБОРНОЙ УКРАИНЫ К СОБОРНОМУ КРЫМУ
На встречу с Острожским клубом пришли представители двух прогрессивных симферопольских вузов — Таврического гуманитарно-экологического института, благодаря которому фактически и состоялась встреча «ОК» в Крыму, и Крымского инженерно-педагогического университета, где в подавляющем большинстве учатся крымские татары. Со стороны «ОК», как всегда, «широкогеографическое» представительство: Черновцы, Острог, Донецк, Киев. Избранная тема для обсуждения, на первый взгляд, не «крымская»: «Становление единой украинской нации». Как оказалось, совсем наоборот. Для Крыма вопрос единения (или объединения) сегодня — вопрос состояния на завтра.
В течение пребывания в Крыму участников «ОК» не оставляло ощущение попадания в «свой контекст». В начале круглого стола «Становление украинской нации» декан историко-филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета Рефик Куртсеитов рассказал, что у них в университете на стене висит большой портрет Петра Григоренко, и каждый студент знает о подвиге этого человека. Да-да, именно того генерала Григоренко, личности которого «День» посвятил немало материалов. «Ликбез» об его судьбе мы устраивали участникам прошлогодней Летней школы журналистики «Дня». Советский генерал, который стал основателем и координатором Московской и Украинской Хельсинской группы, защищал интересы крымских татар, поэтому этот народ свято хранит память о нем. К сожалению, немало украинцев даже не знают имени этого человека.
Круглый стол в гуманитарно-экологическом институте проходил с переменной температурой. Иногда дискуссии вокруг межэтнических вопросов становились слишком горячими. Действительно, гегемония русского языка в Крыму лишает элементарных возможностей развития украинского или крымскотатарского языков. Отсутствие системного подхода в Киеве к разрешению этнического сосуществования в Крыму — не просто тормозит развитие региона, отталкивает Крым от «материковой Украины». По словам преподавательницы гуманитарно-экологического института Алиме Апселямовой, согласно данным мониторинга, который проводится с 2002 года, повторяется одна и та же ситуация: 75% информационного поля Крыма насыщенно негативной информацией о состоянии дел в регионе, 17% — нейтральной, и только остальное — позитив. Очевидно, такая ситуация не может вызывать другого отношения к центральной власти и государству вообще, кроме негативного. Вопрос: где участие в этом информационном поле украинской власти? Где социальная ответственность медиа-собственников?
Однако корень проблемы уходит еще глубже. Если в течение независимости по всей территории Украины так или иначе развивались институты гражданского общества, формировался социальный капитал (о чем Острожский клуб говорил еще в начале 2007 года), то Крым в этом процессе, кажется, не просто плетется в хвосте — он катастрофически отстал. Ни украинцы, ни крымские татары, ни, к слову, русские здесь так и не научились отстаивать свои интересы цивилизованным демократическим способом. Единичных ростков слишком мало для формирования мощного общественного движения. А заниматься его развитием никто не берется — ни те, кто имеет к этому способности, ни те, кому за это платят деньги...
Поездка «ОК» в Крым представляется мостиком от объединенной молодежи «Соборной Украины» к «Соборному Крыму». Правы были крымские участники круглого стола: для того, чтобы влиться в украинский контекст, Крым должен решить свои внутренние проблемы. Но кто сказал, что мы имеем право оставлять крымчан наедине со своими проблемами?! Так уже делали не один раз. Молодежь этих ошибок повторять не собирается...
«НЕ СМОГЛА БЫ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ РАЗГОВОРА, ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ НАЧАЛОСЬ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»
Оксана ПРОКОПЧЕНКО, ученица 10-А класса УПК «Украинская школа-гимназия»:
— Мероприятие, которое состоялось в нашей гимназии, имело исключительный смысл для всех учеников и учителей, которые присутствовали на нем. Конечно, все мы с интересом и вниманием слушали речи уважаемых должностных лиц, размышления которых о статусе украинского языка и украиноязычного образования в Украине, а особенно в Крыму, имели рациональное зерно. Чрезвычайно приятное впечатление осталось от отца Ивана, священника Украинской православной церкви Киевского патриархата, действительно легендарный человек. Говорят, он имеет особый дар от Бога — может вылечивать тяжело больных людей своими молитвами. После конференции отец Иван дотронулся своими руками к головам детей и благословил тех, кто учится и работает в гимназии. Во время его благословения я почувствовала тепло и энергию, которые разлились по телу, от самого сердца к кончикам пальцев. Не менее захватывающей оказалась вторая часть — разговор с представителями Острожского клуба и газеты «День». По-видимому, я не смогла бы отвлечься от него, даже если бы неожиданно началось землетрясение. Это было действительно замечательно — увидеть собственными глазами молодых людей, которым также небезразлична судьба нашей страны, как и мне. Ведь именно за молодежью — сегодняшними студентами и школьниками — будущее Украины. Меня невероятно заинтересовало существование такой организации, как Острожский клуб, а также идея внутренней интеграции, которую он пропагандирует. Благодаря ей мы сможем увидеть нашу страну такой, какой еще не видели, побывать во всех ее неповторимых уголках, а также пообщаться и подискутировать с людьми из других областей на темы, которые беспокоят всех нас. Я бы очень хотела, чтобы Острожский клуб нашел как можно больше единомышленников в Крыму. Со своей стороны, я полностью поддерживаю его идеи и деятельность и надеюсь в будущем стать его членом.
«КРЫМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СФОРМИРОВАННОГО МЕДИА-ОБРАЗА»
Иван СОПИГА, студент третьего курса специальности «политология» Национального университета «Острожская академия»:
— Острожский клуб уже давно пытается наладить контакты с крымскими студентами, и только этой весной удалось познакомиться с людьми, которых заинтересовала идея нашей деятельности. Учитывая сложность процессов, которые происходят в регионе, все мы ожидали сложной дискуссии. Однако произошло иначе. Обсуждение роли Крыма в становлении единой украинской нации открыло глаза на много вещей. Тот Крым, который нам удалось увидеть кардинально отличается от сформированного средствами массовой информации стереотипного образа. Большое количество нерешенных проблем, как оказалось, происходит не из-за конфликтов между социальными группами, а преднамеренным навязыванием противоречий местной властью и местными политическими силами. Официальный Киев, не углубляясь в сущность процессов, которые происходят в регионе, не может содействовать разрешению проблем, да и не имеет для этого политической воли. Чрезвычайно сильно поразила Украинская гимназия, аналогов которой нет, по-видимому, во всей Украине. Это образовательное учреждение — чуть ли не единственный островок сохранения и распространения украинского языка и культуры. Ежегодно количество желающих здесь учиться непрестанно увеличивается, ведь родители начинают понимать, что будучи гражданами Украины их детям необходимо знать язык государства в котором они будут жить и будут строить карьеру. Очень благодарен Александру Старишу и Юлии Кокоревой, что отозвались на предложение встретиться и пообщаться в Крыму и организовали, как по мне круглый стол высшего уровня.
«МОЛОДЕЖЬ КРЫМА ВКЛЮЧАЕТСЯ В ОБЩЕУКРАИНСКИЙ КОНТЕКСТ»
Сергей СТУКАНОВ, аспирант философии Донецкого национального университета:
— Как по мне, крымское заседание стало одним из самых интересных за всю историю Острожского клуба. Иногда «градус» дискуссии немного превышал обычную «умеренную температуру» за круглым столом, однако это не было следствием непонимания или ненахождения точек касания — скорее всего давал о себе знать горячий темперамент крымчан. Взаимная заинтересованность гостей (то есть, участников ОК с «материковой Украины») и хозяев (студентов и преподавателей симферопольских вузов, участвовавших в обсуждении) была действительно искренней и глубокой. ОК приехал на полуостров с целью лучше понять этот край (погрузиться в его атмосферу и почувствовать те трудности, которые являются реалиями жизни крымчан), но в первую очередь — поделиться тем духом и идеями, которые исповедует клуб со времени своего учреждения: украинцы, независимо от края проживания или этнической принадлежности, составляют единую нацию, а, следовательно, нахождение национальной идеи возможно только совместно (через общение во всех его формах — интеллектуальной, неформальной и тому подобное). Острожский клуб всегда акцентировал внимание именно на политической трактовке украинства (этнически можно быть русским, евреем, татарином или гагаузом, но осознавать себя украинцем) и старался распространять это понимание по стране. Важность усвоения такого толкования является именно своевременной, а особенно в Крыму: как отметили за круглым столом крымчане, на уровне повседневного сознания жители полуострова и доныне воспринимают термин «украинец» по большей части в этническом смысле, следствием чего становится неминуемое столкновение идентичностей. Как показала дискуссия, априорное убеждение, что Крым является чрезвычайно сложным и противоречивым регионом, было справедливым. Ситуация на полуострове очень запутана, а особенно когда пробовать вписать его в украинский контекст, пытаться выяснить роль Крыма в процессе становления украинской нации. В первую очередь, крымчане убеждены, что Киев их не понимает (и не пытается понять). Так же непонятной (а значит непривлекательной и неприемлемой) кажется многим крымчанам и политика Киева относительно полуострова. Данная неудовлетворенность и непонимание нередко проектируются на государство (страну) в целом, препятствуя здоровой идентификации населения с Украиной, украинской нацией. Общий вывод, который можно было сделать после круглого стола, состоит, по-видимому, в том, что Крым еще не увидел (не рассмотрел) своего места в общеукраинском масштабе; значительная часть населения (за исключением разве что молодого поколения) не вышла на уровень национального сознания. Крымские русские, этнически и культурно идентифицируя себя с Россией, не находят себя в украинском контексте, но и не интересуются им. Татары в общем поддерживают украинское государство, однако все их внимание направлено на разрешение локальных (хотя — признаем — жизненно необходимых для крымскотатарского народа) проблем (среди которых наиболее неотложной является катастрофически быстрое забвение национального языка, русификация). Украинцы Крыма также преимущественно русифицированы (лишь 40% из них по переписи 2001 года признали украинский язык родным) и анемичны. Следовательно, не воспринимая (или, во всяком случае, не занимаясь) теми концепциями развития украинской нации, что их предлагает центр, крымчане сейчас не предлагают своего видения вопроса. Но из сказанного не должно создаться впечатление, что ситуация выглядит совсем пессимистически. Отнюдь. Как отметили крымские участники круглого стола, напряжение в этнонациональных отношениях ежегодно падает, положение на полуострове нормализуется. Молодежь постепенно включается в украинский контекст, пробует искать себя в молодом государстве. Одним из основных факторов, который содействует этому процессу, является, бесспорно, симферопольская украинская гимназия, которую повезло увидеть участникам Острожского клуба. Посещения этого заведения — без преувеличения — способны изменить сознание, полностью перевернуть представление о качестве среднего образования в Украине (и в частности, о качестве украинского среднего образования в Симферополе). Ожидая увидеть обычную школу, которая едва сводит концы с концами, пребывая в условиях перманентной борьбы с неблагосклонной властью (последнее, кстати, вполне справедливо), я вместо этого открыл для себя сильную гимназию, которая является суперпрестижной и наиболее популярной в Симферополе. Заведение и действительно фантастично как с внешней стороны (современное здание, оснастка, оборудование — чего стоят бассейн, прекрасный актовый зал, куча различных мастерских для проведения внеурочного времени и тому подобное), так и со стороны внутренней, духовной. Кроме основательных знаний ученики получают действительно патриотическое воспитание. Приятно, что такое заведение функционирует в Крыму, — и немного огорчительно, что подобного заведения нет в Донецке. Стадион, безусловно, вещь важная, но ведь и школа не менее необходима... Напоследок хочется сказать несколько слов о природе полуострова. Нам посчастливилось — была прекрасная погода, поэтому мы осуществили прогулочное путешествие в Ялту и Ласточкино Гнездо. Чистое голубое море и величественные скалистые Крымские горы... Что может быть лучше, чем проведенный там денек в круге старых и новых хороших друзей?
«КТО ЖЕ, ЕСЛИ НЕ МЫ?!»
Елена КРОХМАЛЬ, студентка второго курса философско-теологического факультета Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича:
— Когда на прошлой неделе мне предложили поехать в Крым на круглый стол Острожского клуба, то никаких особых эмоций это у меня не вызвало. Но ознакомившись с рабочей программой клуба и открыв для себя неординарное мыслящее патриотически направленное ядро неформальной организации, я была просто в восторге! Тема, которую затрагивали на заседании круглого стола (и не только) является достаточно обычной для молодежи Западной Украины, ведь известным является факт политичности и националистического сознания жителей Буковины. Поэтому я несколько скептически оценивала возможность подобных обсуждений на территории АР Крым. И в этом я очень ошибалась. Крымская молодежь и представители восточной и центральной частей Украины проявили себя как европейски направленные патриоты нашей страны. Мнения, которые раздавались на протяжении заседания Клуба, в частности, и всего путешествия, в общем, несли в себе практические варианты разрешения общенациональных проблем. Не грех сказать, что нашим политиканам было бы не лишне пообщаться с членами Острожского клуба и перенять хотя бы частичку того свежего и прогрессивного. Организовывая такие клубы и вкладывая в них свое время, потенциал и надежды, украинская молодежь идет верным путем. Потому что, кто же как не мы?!
«Я СТАЛА ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЛЮБИТЬ «ДРУГУЮ» УКРАИНУ»
Юлия КОКОРЕВА, студентка четвертого курса специальности «политология» Таврического гуманитарно-экологического института:
— Участие в Острожском клубе свободного интеллектуального общения молодежи стало одним из самых ярких моментов в моей жизни. Клуб действительно является площадкой для свободного высказывания своего мнения, идей, предложений студентами различных специальностей всех регионов Украины. Наверное, сегодня настал такой период в развитии нашего государства, что каждый мыслящий и всем сердцем переживающий за его будущее гражданин (особенно молодой — ведь в его руках будущее) просто обязан вносить свои предложения касательно развития страны. Казалось бы, каким образом, обычный студент может донести до всей Украины свои идеи? Ответ на этот вопрос и кроется в формате деятельности Острожского клуба. Его участникам предлагается уникальная возможность узнать и проникнуться взглядами молодежи из многих регионов Украины, ну и, естественно, поделиться своими. Очень порадовал меня и тот факт, что Острожский клуб является НЕ политической организацией. Честно говоря, сначала даже не поверила. Но, впервые приняв участие в заседании круглого стола клуба «Становление единой украинской нации» в Симферополе, я это сразу поняла. Ведь не просто отсутствовала какая-нибудь агитация, но и пресекались старожилами Острожского клуба попытки перехода участниками круглого стола на сугубо политическую трактовку темы, сакрализацию или унижение современных политических лидеров Украины. Участники клуба не пропагандируют, не навязывают чуждые тебе идеи, а слушают, интересуются проблемами региона или страны в целом, которые для тебя сейчас на первом месте. Лично мне очень понравился такой формат работы. По окончании выездного заседания Острожского клуба благодаря его участникам я открыла для себя и стала еще больше любить «другую» Украину. Мне, жительнице Крыма, через СМИ в большинстве случаев наше государство преподносится в образе врага. Нам удалось показать друг другу, что НАШЕ государство, несмотря на множество проблем, настолько разнообразно и красиво, что не любить его и не быть в душе патриотом практически невозможно. Больше всего Острожский клуб поразил меня своей приветливой и дружественной атмосферой. Став участником клуба, я не просто приобрела знакомых в профессиональной сфере, единомышленников и людей, так же любящих Украину, как и я. В первую очередь у меня появились настоящие ДРУЗЬЯ в Остроге, Донецке, Черновцах и Киеве (наверное, доказательство тому — слезы на глазах при расставании). С нетерпением жду новых встреч.
«ЕДИНАЯ УКРАИНСКАЯ НАЦИЯ БУДЕТ СФОРМИРОВАНА»
Анна ПОЛТАВСКАЯ, студентка четвертого курса факультета политологии Таврического гуманитарно-экологического института:
— Для начала хотелось бы отметить, что нельзя Крым рассматривать в отрыве от Украины, Крым — это не часть мозаики, которую можно примерять к Украине или к иным государствам. Крым — сложный регион со множеством особенностей, проблем. Наличие в Крыму таких основных этносов, как русские, украинцы и крымские татары, создает некоторые противоречия в жизни полуострова. Так, практически нет школ с украинским, с крымскотатарским языком обучения. Однако не следует забывать, что большая часть населения Крыма является русскоговорящей, о чем свидетельствует, скажем, выбор языка внешнего тестирования: большинство выпускников выбирают русский язык. Такая ситуация сложилась в силу исторических предпосылок, региональных предпочтений. По моему мнению, о становлении единой украинской нации следовало бы начать говорить после того, как будет сформулирована и принята основная объединительная идея для Украины. Раньше такой идеей было обретение независимости, обрели — и идея пропала. К сожалению, сейчас общей национальной идеи нет. А для того, чтобы ее сформировать, необходимо повышать уровень политической культуры общества, прекратить политикам разных уровней играть и спекулировать на вопросах, волнующих общество, а в людях с раннего возраста воспитывать любовь к своему государству, патриотизм и толерантность по отношению к другим политическим субкультурам (будь то этнические, религиозные или иные). С годами единая украинская нация будет сформирована и объединена единой идеей, а роль Крыма будет такой же, как роль Донецкой области, Запорожской или какой-либо другой. Однако следует подождать и не форсировать события. Спасибо Острожскому клубу, что посетили наш институт, с удовольствием пригласим вас снова и будем рады видеть в стенах нашего ТГЭИ. Ждем приглашений и от других университетов.
Нияра НАГАЕВА, студентка третьего курса Таврического гуманитарно-экологического университета:
— Программа дискуссий за круглым столом разрабатывалась с учетом интересов всех участников. К активному обсуждению были приглашены студенты и преподаватели. Формат мероприятия позволил в живом обсуждении выявить наиболее острые темы, касающиеся формирования единой украинской нации. Дискуссия развернулась вокруг ситуации в АР Крым, роли Крыма в формировании единства украинской нации. Мы видим достаточно большой пласт существующих проблем, решить которые согласны члены ОК, безусловно, подкрепленные поддержкой инициативных людей на местах. На мой взгляд, столь широкий отклик участников круглого стола, всевозможная интерпретация темы, количество высказываний по данной теме подтверждает актуальность поднятых вопросов и общий интерес к формированию единой украинской нации и национальной идеи. Этот круглый стол помог познакомиться с новыми здравомыслящими и веселыми людьми, взглянуть на проблематику с новой стороны, а также выделить для себя важнейшие проблемные моменты формирования нации. Очень приятно, что члены ОК приняли приглашение в Крым, очень хочется, чтоб такие выездные заседания проводились чаще (или, к примеру, можно открыть ячейки в регионах, а раз в год проводить итоговые круглые столы).
Александр КОЗЬМАЕВ, ученик 10-А класса НВК «Украинская школа-гимназия»:
— Тему, которая поднималась на конференции, на сегодняшний день я считаю одной из важнейших в Крыму, и в нашем государстве в целом. Сейчас наблюдаем разъединение как территории Украины, так и общества. Думаю, что наше государство должно быть одним целым, так же, как и другие государства мира. Украина должна иметь свой государственный язык — украинский, но в связи с тем, что большая часть людей в Крыму — русскоязычные, нужно сделать плавный переход к украинскому — путем создания новых украинских заведений, воспитывания молодежи, начиная с детей!«
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Виктор ШЕМЧУК, народный депутат Украины:
— Создать украинскую гимназию в Крыму было делом нелегким. Конечно, хотелось бы, чтобы в каждом городе Крыма были такие школы, которые проводили бы подобную украинской гимназии мировоззренческую политику, тогда проблем в Крыму стало бы намного меньше. Ведь в крымской гимназии объединились усилия всех тех, кто реализует в Крыму проукраинскую политику. В стенах этой гимназии много внимания уделяют вопросам украинской идеологии, без чего развитие украинского общества двигаться дальше не сможет. Самое главное, что эта гимназия, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности учеников, стремится, чтобы у них было абсолютно определенное будущее. Выпускники украинской гимназии могут смело поступать в любые учебные заведения по всей территории Украины, потому что они имеют сильную учебную базу. Перспективы развития этой гимназии в будущем — это создание младшей школы, построение детского садика, общежития для учителей, помещения для оздоровления молодежи и т.д. Если в Киеве не поймут, что делать с Крымом во всех областях развития полуострова, то он еще долго будет одной из горячих точек Украины. Все крупные инфраструктурные проекты в Крыму не могут финансироваться исключительно из крымского бюджета, они должны иметь поддержку и со стороны центра. Если сегодня посмотреть, что важнее — сделать реконструкцию 29 танков или построить две украинские гимназии в Крыму, то, на мой взгляд, второй вариант более приемлемый, хотя я не выступаю против перевооружения украинской армии. Если бы в перспективе были реализованы те проекты, которые сегодня уже существуют на бумаге, например, «Школа будущего» в Ялте, то можно было бы говорить, что в этом направлении есть развитие, а так его практически нет. Отсутствие украинских школ в Крыму сводят к недостатку денег, но когда мы в свое время поставили вопрос о создании нынешней гимназии, то нашли поддержку у всех, хотя это было нелегко. То есть сегодня причина малого количества украинских школ в Крыму — отсутствие достаточной политической воли в Киеве, а в Крыму ее вообще нет.
Сергей САВЧЕНКО, глава Крымского отделения Всеукраинского общества «Просвіта»:
— К отсутствию у нашего руководства политической воли я бы прибавил отсутствие здравого смысла. Для того, чтобы перевести школы Крыма на украинский язык обучения, достаточно с нового учебного года в первый класс набрать учеников с украинским языком обучения. Например, в 1989 году, когда в Николаеве не было ни одной школы с украинским языком преподавания, лучшую школу города — физико-математическую, перевели на украинский язык обучения. Вот это был государственнический подход. На сегодняшний день в Николаеве 70% школ с украинским языком обучения. А в Симферополе, я это им неоднократно в глаза говорил, действуют против детей. По переписи в Крыму есть около сотни населенных пунктов, где большинство составляют этнические украинцы. Там можно хоть завтра переводить на украинский язык обучения, но этого не делают. Также существует большая проблема с отсутствием украинских учебников, хотя есть много школ, готовых учиться по этим учебникам, но их просто нет.
Валерий ПРОБИЙГОЛОВА, заместитель постоянного представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым:
— С украинской гимназией я связан с 1998 года, поэтому знаю весь путь ее становления и развития. Но не вдаваясь в историю, хочу отметить, что пообщавшись сегодня с учениками, я понял, что мы совсем отстали от жизни. По развитию они уже нас обогнали, а то, что делают политики — далеко от понимания того, что нужно детям. Когда я спросил русскоязычных детей: «почему вы пришли учиться именно в украинскую школу?» Они ответили: «Валерий Борисович, вы уже себя «сделали», мы тоже хотим себя «сделать», нам нравится эта страна, мы хотим жить здесь и строить ее будущее». К сожалению, сегодня в Крыму есть много людей, которые делают на этих всех вопросах политику и, к сожалению, иногда она срабатывает. Они занимают должности, а потом забывают о школах. Если мы живем в этой стране, мы должны знать украинский язык. Я всегда говорю, что есть две нации, которые очень ленивы в вопросах языка — это британцы и русские, обе думают, что все должны разговаривать на их языках. Пусть это будет так, но у каждой страны есть свой язык, и мы должны все делать, чтобы в Украине знали украинский. Безусловно, нужна поддержка Киева, потому что украинский язык местные власти просто используют как фактор нестабильности, и демократические принципы, действующие в Украине, как раз дают им возможность не творить, а вытворять. Я считаю, что в парламенте необходимо провести специальный закон, в котором нужно четко утвердить программу развития украинского языка от детского садика до высшего учебного заведения. На исполнение этого закона нужно выделить деньги, которыми смогут пользоваться не только украинцы, но и все, кто проживает в Крыму. Украинский язык как основной необходимо знать всем, но если идти европейским путем, то нужно развивать и другие языки, распространенные в этом регионе.