(Отзыв на статью Анатолия Штанько «Почему столько аморальности?», «День», №74 от 29 апреля 2009 года).
В статье автор поставил целью узнать, почему безответственность наших политиков, чиновников является одним из главных признаков нынешней украинской власти, почему народные депутаты в Верховной Раде становятся как будто многостаночниками, голосуя за отсутствующих в зале, что является нарушением процедуры принятия решений; почему они не несут юридической ответственности за результаты голосования в парламенте. К этому можно добавить еще десяток «Почему?» из нашей современной жизни, вызывающих обеспокоенность людей. Если же на все давать ответ, то стоит их обобщить, и тогда они примут характер библейского изречения: «Нет пророка в своей стране».
Когда маленький ребенок начинает осваивать мир, то интересуется всем подряд, что видит перед собой. Взрослые отвечают. Но когда дети долго не успокаиваются, ответы становятся все более короткими.
Так и в разнообразии зарубежной информации среди различных норм и правил, свойственных другим странам, у нас начали выбирать отдельные краткие особенности, узнавать, что они означают, где и как используются. А потом начали внедрять у себя, выдавая это за широкую осведомленность с новейшими веяниями и попыткой не отставать от требований времени. Но привело ли это к какому-то улучшению, где и в чем мы получили преимущества и какие именно?
Возьмем судебную власть, о недостатках которой ныне так много говорят, как и о необходимости ее реформирования. Известно, что судебное заседание проходит в соперничестве двух сторон- истца и ответчика — или обвинения подозреваемого в совершении преступления, проводится расследование обстоятельств события, всестороннее изучение доказательств, сообщений свидетелей. Вдруг в этот регламентированный процесс вносятся изменения, теперь судья может единолично вернуть уголовное дело органу дознания или совсем его закрыть, не доводя до рассмотрения. Зачем, с какой целью? Очевидно, решили перенять передовой опыт других стран, где применяется такая практика, а в качестве мотива взяли стремление разгрузить суд или какой-то другой орган. Однако правосознание граждан различных стран не одинаково, имеет отличия, что зависит от многих причин, в частности, и исторического прошлого. Результат же такого копирования оказался один — у правонарушителей появилась возможность влияния на судью и избежания ответственности.
А что это за религиозные проповедники, за границей их целый легион? А у нас нет. Как же это мы, люди православной веры, до сих пор жили без них? Давайте подпустим их к себе, пусть они и нас начнут чему-то учить. И что это за паспорта, в которых нет графы о национальности? А у нас такая запись вносится. Перенимаем и себе этот пример. Так граждане Украины без всякого обоснования начинают получать паспорта, в которых национальность уже не указывается. Есть ли в этом необходимость, развитие, не кроется ли здесь какое-то коварство? Остается только думать, чем же руководствовались народные депутаты, принимая такое решение.
Или зачем улицы наших городов заполонять вывесками на иностранных языках, игровыми автоматами, завозить кинофильмы со сценами насилия над человеком, грубого поведения, сквернословия. И вот на телепередаче у Савика Шустера появляется чванливый мужик и пересыпает свое выступление вульгарными словами, причем выбирает пренебрежительный тон, как будто поучает слушателей, хотя на самом деле все его домогательства не стоят и ломаного гроша. Следует отметить, что никто его так и не остановил, ни от кого не слышно было возмущения или возражений этому откровенному нахальству.
Все эти приведенные примеры показывают, как взвешенно и осторожно нужно относиться к чужеземному заимствованию. Но к ошибке может привести необразованность или выполнение какого-то заказа. Все это — визитные карточки исторического беспамятства, пренебрежения к своему народу, его традициям и обычаям, потеря национального достоинства. Отсюда и начинаются истоки аморальности.
Есть и сложные задачи, которые требуют знаний, широкого кругозора, предвидения. Назовем переход на рыночные условия ведения хозяйства. Как только мы с этим справились, уже можно сделать определенные выводы. Они не воплощены, унизительны, плачевны. В чем это проявилось? В поспешной приватизации, рейдерских захватах предприятий, остановке производства. А вывоз капитала за границу? Ведь это равнозначно тому, если бы кто-то свою зарплату не тратил на себя или свою семью, а раздавал соседям или знакомым. В надежде на то, что среди них также найдется добрая душа, которая так поступит и относительно него или посочувствует его бедной жизни и когда-нибудь вернет полученные деньги. Недаром другие государства в период становления своей экономики вводили строгие запреты и наказания за вывоз капитала и принимали послабление только после того, как крепко становились на ноги.
А без материальной поддержки страдают образование, культура, искусство, т.е. те отрасли, которые закладывают основы морального воспитания. И здесь одними пожеланиями, просьбами не обойтись, нужны средства, а где их брать, да еще и при финансовом кризисе, когда едва хватает на социальные расходы.
Чтобы не быть самоуверенными и недальновидными, всем необходимо помнить обращение к нам нашего национального гения Тараса Шевченко, которое звучит как завещание:
«Учітеся, читайте,
І чужому навчайтесь,
І свого не цурайтесь».