Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Екатерина Билокур и Фрида Кало: цветы с разных континентов

На сцене Национального драматического театра им. И. Франко — опять премьера
21 мая, 1996 - 19:16
РОЛЬ ЕКАТЕРИНЫ БИЛОКУР В СПЕКТАКЛЕ «ДВА ЦВЕТКА ЦВЕТА ИНДИГО» СЫГРАЛА МОЛОДАЯ АКТРИСА ЕЛЕНА ФЕСУНЕНКО, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ИСТОРИЯ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЖЕНЩИНЫ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ЩЕМЯЩАЯ, СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ КАРТИНА / ФОТО ИЗ АРХИВА ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР СВОИ КАРТИНЫ ВСЕГДА ПИСАЛА С НАТУРЫ ФОТО ИЗ АРХИВА ПЕРВЫМИ ПОПЫТКАМИ ФРИДЫ КАЛО БЫЛИ АВТОПОРТРЕТЫ ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День» ЖАЖДА ЖИЗНИ, МЕКСИКАНСКАЯ СТРАСТЬ, ЛЮБОВНАЯ ЭЙФОРИЯ И ОГОНЬ В ДУШЕ — ВСЕ ТО, ЧТО ВДОХНОВЛЯЛО ФРИДУ КАЛО, КОТОРУЮ В СПЕКТАКЛЕ СЫГРАЛА АКТРИСА ЛАР

Хореографическую драму «Два цветка цвета индиго» поставил Александр Билозуб, который в то же время является автором идеи и сценографом спектакля. В Киеве он уже завоевывал неоспоримый авторитет театральных критиков, любовь столичного зрителя, а также зарекомендовал себя как режиссер с нестандартным видением сценических возможностей. Кроме того, своеобразным профессиональным козырем Билозуба являются спектакли о судьбе выдающихся людей (вспомним «Божественное одиночество» о последних годах жизни и любви Кобзаря Тараса Шевченко и «Соло-мия», посвященный оперной певице Соломии Крушельницкой). Значительный акцент режиссер также делает на хореографическую составляющую, где сценическая история передается в первую очередь через пластическое решение.

А поэтому хореографическая драма «Два цветка цвета индиго» в данном формате является вполне уместной, ведь чего стоят слова по сравнению с фантастическим, ярким языком красок, линий и образов?.. На этот раз режиссер предложил на суд зрителей спектакль, который композиционно состоит из двух историй. В них — две женщины, выдающиеся художницы: украинская Катерина Билокур и мексиканская Фрида Кало.

Наверное, перед началом спектакля большинство зрителей, ознакомленных с живописью этих мастеров, ставили перед собой вопрос: каким же образом Александр Билозуб будет художественно оправдывать идею объединения этих «женских историй»? И здесь же возникала мысль о том, что весь спектакль будет работать именно на мотивацию сценического микса.

Однако, ничего подобного. Режиссер предложил две большие истории, самостоятельные и сценически объемные сюжеты — о таланте и судьбе, о страдании и творчестве в духе примитивизма: трогательные и сентиментальные картины Катерины, несколько агрессивные и глубоко философские полотна Фриды. А поэтому общий стержень сформировался сам собой... Хотя, Александр Билозуб дал возможность гениальным женщинам из разных континентов встретиться в финале спектакля: в своеобразном эпилоге они появляются вместе на сцене, а также на портретах.

Роль Катерины Билокур в спектакле «Два цветка цвета индиго» сыграла молодая актриса Елена Фесуненко, благодаря которой история выдающейся женщины воспринимается как щемящая, сентиментальная картина. Цветы, а на фоне их — девушка, которая в своем окружении выглядела чудаковатой, увлеченной рисованием (в то время, когда надо работать физически). Цветок стал для нее символом вдохновения, любви, творчества и самой жизни... И если с известного портрета, который возникает в воображении при упоминании о Катерине Билокур, на нас смотрит пожилая женщина с грустными глазами, то героиня Елены Фесуненко хрупкая, привлекательная, исполненная жизни и фантазии, хотя и влюбленная в одиночество.

Личность Фриды Кало и ее история, которую начали активно культивировать прежде всего благодаря киноленте «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли, вопреки названию спектакля, «окрашена» другими цветами. Жажда к жизни, мексиканская страсть, любовная эйфория и огонь в душе — все то, что вдохновляло Фриду, которую в спектакле сыграла актриса Лариса Руснак. Тяжелая болезнь, физическое увечье, творчество почти в неподвижном состоянии, огромная сила духа и, конечно, бессмертные полотна — образы ее картин иногда кажутся крайне жестокими, однако очаровательно фантастическими. Именно поэтому история Фриды в спектакле обретает более яркие, возможно, даже агрессивные тона, и, конечно, знаки-символы, которые являются средствами характеристики личности, а также составляющими ее судьбы. Чего только стоит красно-огненная кровать, на которой будут возить Фриду после катастрофы?.. Правда, в спектакле заметны аллюзии из упомянутой киноленты, но они, по большому счету, работают как «элементы-напоминания» известного материала, что в значительной степени настраивает на восприятие действа.

Композиционным элементом, который объединяет две истории, являются сцены с женщинами (Ксения Вертинская, Анастасия Добрынина, Татьяна Олексенко-Жирко, Наталья Омельчук, Светлана Прус). Однако это объединение, скорее, не смысловое, а эмоциональное. Порывистые, неудержимые и немотивированные движения, неестественные звуки — сценические фрагменты при участии женщин, которые отсылают зрителя к работам других режиссеров-экспериментаторов (Андрею Жолдаку и даже Дмитрию Богомазову).

Финальным аккордом действа является встреча двух женщин на сцене и в картинах, что, возможно, выглядит не очень органично, однако по-театральному эффектно. При просмотре спектакля «Два цветка цвета индиго» на определенном этапе возникает ощущение, что сценическое произведение слишком продолжительно по времени (учитывая специфику жанра). Иногда возникает впечатление, что некоторые сцены можно заменить «трансляцией» картин, которые более красноречиво расскажут о художницах. Однако зрелищность сценического действа помогает режиссеру и актерам удержать внимание зрителя. А что касается индиго... Цвет творчества, интуиции, гениальности. Символ врожденного таланта и ощущения прекрасного. Творцы спектакля предложили едва ли не научное утверждение: дети индиго, появление которых приписывают современности, рождались всегда. Если, конечно, имели красоту в душе...

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ