Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игра в женитьбу

Гоголевская «эстафета» продолжается...
20 мая, 1996 - 20:42
КОЧКАРЕВ (БОГДАН БЕНЮК СПРАВА) ЯВЛЯЕТСЯ ЭДАКИМ ДЕМОНОМ-ИСКУСИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕТ С ДУШОЙ СВОЕГО ДРУГА ПОДКОЛЕСИНА (АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ) / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На сцене Национального драматического театра им. И. Франко — «Женитьба» в постановке Валентина Козьменко-Делинде. Наверное, зрители помнят постановку этого произведения Юрием Одиноким в Киевском театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, а в роли Подколесина Владимира Горянского. В версии же франковцев горе-жениха играет Алексей Богданович, поэтому динамика и темпоритм спектакля задаются с первой сцены...

Интерпретировать Гоголя сложно. Ведь характеры его произведений выписаны настолько скрупулезно, мастерски, с вниманием к каждой детали, что кажется, для режиссера нет никаких шансов изменить акценты. Возможно, только доказать актуальность гоголевских типов как иллюстрацию общественных недостатков и пороков. Хотя...

Смотря спектакль Валентина Козьменко-Делинде, можно догадаться, что режиссер позволил себе и некоторое творческое хулиганство. Однако, как мы любим говорить, «режиссерская концепция», «современная интерпретация»... все это в спектакле «Женитьба» читается. И это, во всяком случае, радует.

Наверное, нет смысла пересказывать известную историю о женихе-беглеце, который стал избранником Агафьи Тихоновны, но, спасаясь от семейного счастья, выскочил в окно. В конце концов, дело и не в этом. Создается впечатление, что в этой сценической интерпретации известного текста важным является не столько конфликт, сколько обстоятельства существования этого конфликта и, конечно, характеры и психологические ориентиры действующих лиц, которые принимают участие в его решении.

Подколесин соглашается свататься к Агафье Тихоновне (Ирина Дорошенко), принимая помощь и свахи Феклы Ивановны (Любовь Кубюк), и своего товарища Кочкарева (Богдан Бенюк). Он осторожен, но, кажется, воспринимает этот эпизод своей жизни как азартную игру. И сам пугается, что «выиграл». Алексей Богданович достаточно органичен в своих отношениях с гоголевскими текстами (вспомним хотя бы его Чичикова в спектакле «Брат Чичиков» Александра Дзекуна). Именно поэтому он с легкостью не просто играет роль Подколесина, но и играет возможными дополнительными смыслами.

Кочкарев (Богдан Бенюк) является демоном-искусителем, который экспериментирует с душами Подколесина и Агафьи Тихоновны, словно с марионетками, руководя их судьбами. Создается впечатление, что ему абсолютно не важен результат собственного «исследования». А опять-таки, сам процесс, словно захватывающая игра. Поэтому его даже радует, что вокруг невесты собралась немалая компания. Закомплексованный, но болтливый Яичница (Василий Мазур), притворно сдержанный моряк Жевакин (Лесь Сердюк), мечтатель Анучкин (Александр Логинов).

Достаточно показательной является сцена в гостиной Агафьи Тихоновны, которая очень хорошо иллюстрирует именно игру между женихами: они собрались все вместе, но места, чтобы сесть, всем не хватило. Так гости приходили и садились друг другу на колени, и чувствовали себя довольно комфортно. Никакого соперничества — эдакое партнерство.

Тип игривой ведьмы в спектакле воспроизводит Любовь Кубюк в роли свахи. Фекла Ивановна делает свое дело, словно развлекаясь, заигрывает, кокетничает... Сценографическое решение спектакля «Женитьба» является только удачными апартаментами для режиссерских проделок и актерских трюков. Поэтому — и окно (иначе куда же убегать «счастливому» избраннику?), поэтому — и диван (где же моститься женихам друг другу на колени, а Подколесину вести «неоднозначный» диалог со свахой). Правда, на определенном этапе, фиксируя игровые трюки, возникает эффект дежа вю. Где, мол, мы могли видеть подобное? И вдруг... Сценические алюзии из постановки «Тартюфа» В. Козьменко-Делинде. И реприза «сидения верхом», и эротические мотивы, и актерское «два в одном», или же «один во многих»: в «Тартюфе» — два Тартюфа, в «Женитьбе» — в роли Дуняши, Степана, компаньона Старикова, извозчика, а в финале спектакля появляется образ автора действия — Николая Васильевича Гоголя (Дмитрий Ступка).

Вместе с тем спектакль «Женитьба» воспринимается довольно целостно, вызывает целый каскад эмоций (кстати, эмоциональный фон в значительной мере поддержан и музыкальным решением — русские романсы в исполнении американского актера русского происхождения Юла Бриннера). И, как не крути, все у режиссера будто бы и «сходится»: и гоголевская ирония, и современные акценты, и актерские репризы, создавая в результате большую игру, имя которой — Театр...

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ