Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник, который должен дорасти до традиции

13 мая, 1996 - 19:35
БОЛЬШИНСТВО УКРАИНСКИХ СЕМЕЙ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ОДНИМ РЕБЕНКОМ, ПОТОМУ ЧТО, КАК ПОКАЗЫВАЮТ ИССЛЕДОВАНИЯ, РОЖДЕНИЕ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО РЕБЕНКА ПРОВОЦИРУЕТ В СЕМЬЕ БЕДНОСТЬ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

— Пани Лидия, празднование Дня матери в Украине — это дань моде или нам этот праздник действительно нужен?

— Думаю, что этот праздник действительно необходим. Дело в том, что люди живут не только рациональными вещами, но и символическими — каждое общество имеет определенные иррациональные стереотипы, мифы, традиции, по которым оно живет. Хорошо, когда эти традиции несут позитив, объединяя людей, делая их добрее и умнее. Думаю, таковым является празднование Дня матери, и, как это показал опыт Европы и США, где есть традиция для семей в этот день проводить время дома, посещать родителей. Возможно оно там несколько и коммерциализируется, но это не уменьшает огромного позитива, который дают, особенно молодежи, почитание матери, встречи в кругу семьи и тому подобное. В Украине этот праздник может стать определенным символом, который нужен нашей молодежи, ведь он не столько важен для старшего, как для молодого поколения, которое формирует свою систему ценностей, свою модель семьи. Украинцы — семейные люди, ценность семьи всегда была весомой, но она не выкристализировалась в определенные традиции: до сих пор у нас не было праздника, в центре которого бы стояла женщина-мать, дети, семья. Поэтому семейный праздник матери может, собственно, и стать тем «кристаллом», неся свой огромный позитив.

— Что в украинской семье не так, какие трансформации переживает семья, если государственные и общественные институты предлагают решать проблемы семьи, даже внедряя отдельный праздник?

— Исследования Института развития семьи и молодежи показывают, что для молодых людей семья является чрезвычайно важной ценностью. Происходят изменения, трансформации в институте семьи, но семья, как институт, остается наиболее весомым в обществе. И как институт она чрезвычайно необходима для развития и стабильности общества. Поэтому разговоры, которые имеют место в некоторых СМИ о том, что семья разрушается, что она перестанет существовать, ошибочны. Наши исследования показывают, что семья, как институт, сохранится, хотя по всей вероятности изменятся определенные функции ее членов, (например, ролевые), претерпевают изменения отношения, определенные приоритеты. Начиная с 1998 года, Государственный институт развития семьи и молодежи проводит ежегодные социологические опросы по поводу ценностных ориентаций молодых людей. И если в 1998 году около 94% молодых людей сказали, что наибольшей ценностью для них является семья, то в 2007 году так ответили уже 98%. Другой вопрос, что появляются различные формы семей. Объясню подробнее. Так, сегодня в Украине насчитывается 13,5 миллиона семей. Из них 2,3 миллиона — неполные семьи (когда кто-то один из родителей отсутствует), два миллиона молодых семей — когда мужу и жене еще не исполнилось 35 лет, 396 тысяч многодетных семей — когда в семье воспитывается три и больше ребенка. Также у нас есть семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, безработные, у которых дети имеют особые потребности и тому подобное) — почти 58 тысяч. Какие произошли изменения? Если в начале 90-х в Украине было 11% детей, которые родились вне брака, то на сегодняшний день таких детей 21%, и тенденция продолжается. Также до 2000 года у нас росла динамика разводов — к пребольшому сожалению, у нас почти каждая вторая семья расстается. Восемь лет назад тенденция пошла на убыль, а с 2005-го динамика снова начала существенно увеличиваться. 70% из них приходится на семьи, которые прожили вместе до 15 лет. Больше расстаются в городской местности, хотя рост количества внебрачных детей одинаков на селе и в городе. Правда с региональными отличиями: только 8% приходится на Западную Украине — здесь семейные традиции довольно сильны, и более 20% в Центре и Юге. Аналогично и с разводами: где традиции сильнее, там ниже уровень. И все же, когда люди говорят о своих ценностях, семья остается стабильно наибольшей ценностью и потребностью: семью люди ставят выше здоровья и материального благополучия — как в селах, так и в городах, независимо от региона проживания.

— Насколько люди искренни? Ведь статистика разводов свидетельствует о другом, как и то, что каждого пятого ребенка воспитывает одинокая мать (отец)...

— Эта противоречивость есть, и, в то же время, ее нет. На самом деле, люди желают такой формы отношений, как семья. Отвечая на вопрос «Для чего вы женитесь?», более 70% отвечают, что «дети должны рождаться в семье». На втором месте — 68% — те, кто хочет создать семью, чтобы быть рядом с близким по духу человеком. Легализацию же половых отношений отметили лишь 14%. Мы пытались выяснить, почему люди, имея эту ценность, расстаются и выяснили: люди стремятся к семье, но их никто не учит как жить в семье: как строить отношения, как преодолевать конфликты, как искать компромиссов и, в конечном счете, как любить и уважать свою жену или мужа. Если в давние времена молодые люди ходили в церковь, где проходили школу подготовки, то нынче такие курсы — редкость. Поэтому мы длительное время выступаем за то, чтобы в Украине были определенные подготовительные курсы для тех, кто хочет вступить в брак — Институт выступал инициатором программы «Ответственное отцовство». Ведь семьи распадаются, потому что у людей нет понимания того, как строить отношения, что их требуется ежедневно формировать. Что семья — это большая работа. И когда люди сталкиваются с первыми проблемами, то не знают, как с этим справиться, и в дальнейшем видят единственную возможность выхода из кризиса — развод. Институт изучал итальянский опыт работы с семьей. Там очень сложная система разводов: есть несколько этапов, паре дается длительное время на размышления, с ними работают психологи, проводятся длительные судебные заседания. Все делается для сохранения этой семьи. Довольно сложно и в материальном плане — инициатор развода должен содержать свою половину до того времени, пока она снова не вступит в брак. Поэтому семьи создают, по большей части, зрелые люди, которые достигли чего-то в жизни. У нас же налицо — легкость получения брака и легкость получения развода — нет проблем, особенно если нет детей. И дети не становятся помехой на пути к разводу. Поэтому противоречивость, которую вы отметили, — это пробел в подготовке молодежи к семейной жизни. Я бы говорила о необходимости превентивных действий, о смысле подготовки детей к семейной жизни — в школе, собственно, перед тем как вступить в брак.

Институт семьи был, есть, и будет как форма сожительства, ведь на вопросы: «Что вы считаете самым стабильным в жизни?» большинство назвали семью, также ответили на вопрос: «Куда человек обратится в случае какой-то беды или где будет искать моральной поддержки». Проблема — в формировании превентивных действий и поддержке в случае возникновения кризиса. В частности, нам очень нужны семейные психологи. Ведь в обществе нет понимания того, что этот специалист действительно поможет решить проблему — у нас нет культуры потребления услуг психолога и психотерапевта, как это есть на Западе. Поэтому семья переживает проблемы самостоятельно и уже когда заходит в тупик, то единственным выходом видит развод (также люди прибегают к алкоголю, наркотикам и тому подобное).

— Большое количество разводов, незрелость родителей бьет по детям и они растут такими — у них также нет нужного опыта решения проблем, понимания компромиссов в жизни. Получается замкнутый круг.

— Так, к сожалению, на сегодняшний день в институте семьи мы имеем большие проблемы, которые пока что не решаются. Для формирования полноценной личности необходимо наличие отца и матери, которые дают различные модели выхода из жизненных ситуаций, которые формируют целостное представление о мире, о себе. Личностная незрелость плохо влияет на детей: в Украине есть большая проблема насилия в семье. Представьте: опросы показали, что 40% украинских женщин считают, что когда муж их бьет, этим он проявляет свою любовь! Также 45% наших детей постоянно бьют, 20% отказались отвечать, что также о чем-то говорит. И это при том, что 72% молодых украинцев причиной создания семьи считают общее рождение и воспитание детей, 65% — совместное проживание с близким человеком, 44% — чтобы не быть одиноким, есть и меркантильные — почти 10% создают семью, чтобы улучшить материальное положение (кстати, странно, что уменьшается сексуальная функция семьи: если в 1996 году основную функцию «семья, как удовлетворение сексуальных потребностей» признавали 45% мужчин и 48% женщин, то в 2006 — 26% и 34% соответственно).

Однако не все так у нас плохо. Сегодня в Украине есть более 1700 семей, где воспитывается более 10-ти детей. В таких семьях, а также во всех многодетных, основной акцент в воспитании детей заключается в формировании у них самостоятельности и помощи младшим. Вместо этого для неполных семей в воспитании характерны независимость личности и индивидуализм. Для малообеспеченных — бережливость.

Еще одна проблема: несмотря на все позитивы, а именно: изменение имиджа ребенка-сироты, активизация национального и международного усыновления, у нас — 103 тысячи детей сирот и детей, лишенных родительской заботы. Это более 1% всех детей в Украине. При этом, если на западе Украины таких детей меньше 1%, то на востоке — около 3%. Как не огорчительно, но только у 10% этих детей родители умерли, то есть биологические сироты. Думаю, что акценты нынче мы должны смещать на превентивные, упреждающие действия — работу с кризисной семьей — чтобы количество социальных сирот не росло. Еще одна проблема, которая предопределяет кризис в семье — это социально-экономические особенности — заробитчанства на западе, но и на востоке Украины. Здесь есть проблема, что родители (или кто-то один) выезжает на заработки за границу, а ребенок становится беспризорным.

— По вашему мнению, какие изменения претерпит институт семьи уже в ближайшие годы?

— В Украине есть большое число людей, которые стремятся сначала достичь определенного уровня самореализации и уже тогда создавать семью. Мы не говорим об отказе людей заводить семью, а о отсрочивании юридически оформленных отношений. Это — одна из тенденций. Также наши исследования показывают, что количество самодостаточных женщин, которые будут рожать самостоятельно, будет увеличиваться. Также есть тенденция к уменьшению количества детей: несмотря на увеличенные выплаты при рождении ребенка, две трети семей в Украине имеют одного ребенка (кстати, это наблюдается и в Европе). Хотелось бы, чтобы кроме праздника Дня матери мы переняли от запада культуру здорового образа жизни. Ведь в Украине более 5% детей больше девяти часов проводят за компьютером. Разве этого родители не видят? Видят, но им это удобно. Еще один способ времяпрепровождения — телевизор: не природа, не книга, не прогулки...

Несмотря на эти вышеперечисленные проблемы, мы можем говорить о положительных тенденциях что касается сохранения семьи. Оптимизм внушают шаги государственных органов в направлении укрепления института семьи. Главное — есть понимание, что семья является одним из самых важных элементов развития и безопасности страны, ее будущего.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ