Украина и Россия рассматривают вариант совместного строительства причерноморского зернового терминала. Кроме того, в зону взаимовыгодных интересов входит создание совместных предприятий по производству сельскохозяйственной техники, сахара и инвестиционные проекты по стимулированию развития птицеводства. Если стороны «созреют» для претворения таких проектов в жизнь, это станет свидетельством смягчения диалога между обеими странами в аграрных вопросах. Ведь длительное время украинско-российские сельскохозяйственные отношения были напряженными. Стоит хотя бы вспомнить «молочную войну» в 2005—2006 годах, когда отечественные сыроварные заводы потеряли доступ на российский рынок (и почти половину своих прибылей). Сейчас же новая власть обещает как можно лучше «разыграть» аграрную карту Украины на продовольственном рынке соседки, углубляя интеграцию агропромышленных секторов обеих стран. Перспективные направления сельскохозяйственного сотрудничества украинские правительственные чиновники недавно обсудили в Москве во время встречи с первым заместителем главы правительства Российской Федерации (РФ) Виктором Зубковым. О результатах договоренностей «Дню» рассказал вице-премьер-министр Украины по вопросам аграрно-промышленного комплекса (АПК) Виктор СЛАУТА:
— После вашего визита в Москву прозвучал тезис об углублении интеграции в агропромышленном комплексе Украины и России. Объясните, о чем идет речь.
— На встрече с первым заместителем главы правительства РФ Виктором Зубковым рассматривались актуальные вопросы сотрудничества в области сельского хозяйства. Российская сторона предложила открыть доступ на рынки продукции обеих стран.
Из-за политического напряжения в отношениях предыдущих украинских властей с российскими, многие украинские предприятия не имели возможности экспортировать свою продукцию в соседнее государство, а украинский сахар даже стал «продуктом нон-грата» в России.
В то же время аграрный потенциал Украины использован всего на 20%. И при условии разумного сотрудничества с Россией этот показатель можно существенно увеличить. Мы не хотим конкурировать с Россией, ведь во многих аграрных аспектах обе страны похожи. В Украине в 2009 году собрали 46 миллионов тонн зерновых, в Российской Федерации — 108 миллионов тонн. В дальнейшем эти цифры будут расти. Следовательно, строя планы на экспорт зерновых, нужно учитывать мировые тенденции и проблемы, существующие на этом рынке, видеть зерновые балансы друг друга и не рубить тайно экспортный сук, на котором сидит одна из стран. Ведь в результате такой политики ни одна из двух стран просто не сможет экспортировать свою продукцию.
АГРАРНАЯ КООПЕРАЦИЯ: ЗЕРНО, ПТИЦЕВОДСТВО, САХАР...
— Расскажите больше о сути сотрудничества на рынке зерна. Не получится ли так, что Россия будет экспортировать на мировые рынки продовольственное зерно, а Украина — только фуражное?
— В России с продовольственным зерном ситуация похожа на украинскую (88% отечественного зерна — фуражное). Теперь по поводу сотрудничества на рынке зерна. Россия предлагает построить три-четыре элеватора в черноморском регионе на украинской территории. Мы не против такой инициативы и сейчас изучаем ее. Нужно урегулировать и вопрос тарифообразования при транспортировке зерна по железной дороге. Потому что сегодня, как только зерно пересекает таможенную территорию Украины, сразу же имеем втрое больший железнодорожный тариф. В таком случае Россия тоже может дать свой тарифный ответ. Словом, необходимо расчистить барьеры для торгового сотрудничества между Украиной и Россией.
— Какая роль в этой интеграции отведена созданию зернового пула с Россией и Казахстаном?
— Идея зернового пула действительно прозвучала на встрече, но напряжения в этом вопросе не было. Украинская сторона сейчас изучает данное предложение.
Кроме взаимодействия на рынке зерна, есть еще несколько направлений сотрудничества. В частности, украино-российская кооперация в сфере сельскохозяйственного машиностроения. Сегодня рассматривается вариант создания совместных предприятий по производству сельскохозяйственной техники и сбору техники из украинских деталей. Так, с заводом «Россельмаш» мы можем создать совместное предприятие по производству зерноуборочных комбайнов. Херсонский комбайновый завод может полностью изготовлять жатки. Харьковский тракторный завод сегодня производит продукцию для внутреннего рынка, но нужно, чтобы отечественные трактора продавались и на российском рынке. Для Украины это новые рабочие места, содействие развитию машиностроения и экономики в целом.
Еще одна из точек пересечения украинского и российского АПК — создание совместных предприятий в сахарной отрасли на базе заводов, считавшихся модерными 100 лет назад.
— Сколько сахарных заводов будет привлечено к созданию совместных предприятий и сколько сахара Россия готова экспортировать из Украины?
— Конкретные цифры не могу назвать, ведь встреча носила протокольный характер. Россия и Украина озвучили свои предложения, и теперь они будут рассматриваться профильными ассоциациями и министерствами.
Если же Россия предложит Украине экспортировать сахар на ее внутренний рынок или выделит определенную квоту, то мы сможем обеспечить такой экспорт в полном объеме. Напомню, что в свое время Украина производила шесть миллионов тонн сахара. Правда, он был не белый, а немного рыжеватый (не хватало технологии для его отбеливания). И из-за этого Европа не покупает наш сахар. О шести миллионах говорить не буду, но в течение двух-трех лет украинские сахаропроизводители способны выйти на производство трех миллионов тонн сахара в год.
Россия в настоящий момент и в будущем станет потреблять много продовольствия. И Украина должна использовать этот шанс, чтобы продвинуть свою продукцию на российский рынок.
— Какие еще продукты смогут экспортировать украинские предприятия в Россию в ближайшее время, кроме твердых сыров и карамели?
— Мы можем экспортировать продукцию животного происхождения, особенно актуально птицеводство. Ведь Россия сейчас импортирует американские «ножки Буша». Украинские же птицефабрики, увеличив свое производство со 100 тысяч тонн бройлерного мяса птицы до 1100 тысяч тонн, сегодня активно ищут новые рынки сбыта. Закончились политические войны, пора искать точки взаимовыгодного торгового пересечения. Успешно экспортироваться может и кондитерская продукция. А вот товары зерновой группы — не очень, потому что в России их достаточно.
— А что, в свою очередь, станет экспортировать Россия?
— То, в чем будет нуждаться рынок. Сегодня продукты российского производства присутствуют на отечественных прилавках, хоть их процент и небольшой.
— Какие производственные планы поставлены правительством перед вами как перед профильным вице-премьер-министром по вопросам агропромышленного комплекса на ближайшие два-три года?
— Никаких особых цифровых задач не ставили. Главное — повышать конкурентоспособность продукции. Нужно сделать хозяйство устойчивым, и особый акцент должен быть сделан на поддержке фундаментальных отраслей: растениеводства, молочного скотоводства, свиноводства. Работа каждого аграрного ведомства и предприятия будет оцениваться по объему привлеченных инвестиций, по наличию бизнес-планов и реализованных бизнес-проектов, по продвижению продукции на внешние рынки.
УКРАИНСКИМ АГРАРИЯМ СТОИТ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА КАЧЕСТВЕ
— Сколько средств заложили в проект бюджета на 2010 год для агропромышленного комплекса?
— В проекте сметы на этот год мы предлагаем предусмотреть 12,7 миллиарда гривен из общего фонда на финансовую поддержку отрасли в целом (поддержка производителей, финансирование деятельности государственных органов в системе Минагрополитики, аграрного образования и науки и тому подобное). 900 миллионов гривен планируется направить на поддержку молочного скотоводства. Просили выделить еще 10 миллиардов гривен из стабилизационного фонда. Но пока что ожидается сумма 3,3 миллиарда гривен, из которой 100 миллионов гривен — на агрострахование для фермеров (в 2007 году было 90 миллионов гривен, в 2008 году — 220 миллионов гривен). Из стабилизационного фонда предусмотрено финансирование и строительство современных молочных ферм на 200—1000 коров.
— Аграрный сектор — единственная отрасль экономики, окончившая кризисный 2009 год, продемонстрировав рост. Какие показатели в работе АПК ожидаются в 2010 году?
— Можно планировать рост и на 10%, но чуда просто так не бывает. Полагаю, реалистичная цифра роста на 2010 год — 2—2,5%, но при условии введения энергосбережения на предприятиях и повышения качества продукции. На недавней встрече с фермерами я сказал, что их не спасет ни одно правительство, если качество продукции будет низким.
Вот все радуются показателю в 50 миллионов тонн собранных зерновых, а я не радуюсь. Почему? Посмотрите на среднюю урожайность зерновых культур: пшеница — 27—28 центнеров с гектара, но существуют предприятия, которые дают всего 8—12 центнеров. Урожайность подсолнечника — 14 центнеров с гектара, а нужно в среднем — 25 центнеров. А взгляните на Запорожскую область, где 45% земель засеяно подсолнечником. А Западная Украина, желтеющая от рапса? Куда приведет этот путь? В никуда. Поэтому нужно разорвать круг экстенсивного хозяйствования и развивать молочное скотоводство, свиноводство и повышать качество продукции.
Прогресс в аграрном секторе — это когда при общем урожае зерновых в 50 миллионов тонн средняя урожайность с гектара зерновых составляет 45—50 центнеров. Поэтому заявления о росте в АПК в кризисный год под вопросом, тем более что, по статистическим данным, 2009-й год аграрный сектор закончил с отрицательным показателем —2,4% по отношению к 2008 году. На 6,1% в 2009 году снизилось производство продовольствия. То есть успешные итоги деятельности индивидуальных хозяйств дают возможность «нарисовать» любую цифру. Но ведь никуда не деться от того, что во время кризиса исчезло 10% сельскохозяйственных предприятий.
Задача на 2010 и на следующие годы — повысить качество украинского урожая. Задача максимум — 100% продовольственного зерна, но реально все будет зависеть от природных условий и от того, смогут ли фермеры во время колошения пшеницы обработать колоски карбамидом (вещество, повышающее клейковину в пшенице). Стоимость карбамида составляет около 3,7 тысяч гривен за литр.
— Где фермерам брать деньги на такое дорогое удовольствие, повышающее качество зернового урожая?
— Государство будет выделять средства на кредитование. В проекте бюджета на этот год предусмотрено 1,2 миллиарда гривен на компенсацию процентных ставок: 700 миллионов гривен — на обслуживание уже взятых кредитов в 2007—2009 годах и 500 миллионов — на обслуживание кредитов, полученных в этом году. По итогам же первого полугодия будем смотреть: если крестьяне станут брать кредиты, тогда будем вносить изменения в бюджет и предлагать еще средства для компенсации банковских процентов.
— С вашей точки зрения, какова главная причина того, что на протяжении 18 лет аграрный сектор Украины так и не раскрылся на полную мощность? Какие шаги будете предлагать для того, чтобы исправить ситуацию?
— Аграрный сектор справляется со своей задачей наполнять прилавки магазинов.
— Но множество продукции на украинских прилавках — импорт.
— По статистическим данным, 90% всех продуктов на прилавках украинских магазинов — отечественного производства. Импортируется немного мясомолочных продуктов.
ВТО — НИЧЬЯ, ЕС — ЕЩЕ ПРОБЛЕМА, СНГ — ПЕРСПЕКТИВА
— А как обстоит ситуация с экспортом украинских продуктов?
— Европа нас не пускает, потому что необходимо сначала адаптировать украинское законодательство к европейским стандартам. Кроме того, европейский рынок и так перенасыщен сельскохозяйственной продукцией. Время от времени там даже случаются бунты фермеров из-за снижения цен на их продукцию. Из-за этого экспортные ориентиры Украины следующие: украинскую продукцию будут экспортировать пока что на территории СНГ, в Египет и тому подобное. Расширить эти перспективы поможет успешный диалог с Россией. Продовольственный рынок России стратегический для Украины, и мы должны вытеснить на нем США хотя бы в направлении птицеводства.
— Как оцениваете эффективность пребывания Украины в ВТО?
— В ВТО нужно вступать, потому что не торговать нельзя. В мире происходит специализация, концентрация и кооперация производства. И бояться продукции других стран не стоит. Дело в другом — нужно эффективно разыграть свою козырную аграрную карту (сахарная и молочная отрасль, свиноводство). В ВТО очень хочет войти и Россия. Украина же еще не выиграла и не проиграла от членства в ВТО, потому что наши фермеры не освоили в совершенстве рычаги, которыми можно пользоваться, например, третейские суды.
— А готов ли отечественный агропромышленный сектор к вхождению в зону свободной торговли с ЕС?
— Это очень больной вопрос. В процессе адаптации к условиям и правилам игры на европейском рынке будем бороться за каждую цифру. В Евросоюзе хотят, чтобы Украина практически не оказывала финансовой поддержки своему производителю (предлагают отменить «зеленый» и «желтый» ящики дотирования). Кроме того, ЕС хочет самостоятельно диктовать тарифы на украинскую продукцию, которая будет ввозиться на его территорию. Украинские же тарифы для импорта заокеанской продукции предлагают фактически снизить до нуля. Но ведь в ЕС фермеры-экспортеры получают государственную субсидию, поэтому их продукция будет дешевле нашей, и ее появление на украинском рынке приведет к снижению объемов производства нашей продукции. В связи с этим, в разговоре о подписании соглашения о зоне свободной торговли с ЕС будем отстаивать каждую позицию.
— Какие пункты этого соглашения наиболее проблемные?
— Вопрос виноградарства и садоводства. В ЕС предлагают снизить до нуля ставки украинской пошлины на ввоз винной продукции. Это угрожает тем, что в страну станут завозить виноматериалы, а потом разливать их в украинские бутылки и продавать. В таком случае снизятся площади отечественных виноградников. Спорные моменты возникают и с продукцией животноводства. А вот зерновая группа товаров и жировая отрасль не вызывают вопросов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕРНОТРЕЙДЕР НА ПОДХОДЕ
— На какой стадии пребывает создание государственного оператора на рынке зерна?
— Государственный оператор на рынке зерна уже фактически создан. Напомню, что в составе ГАК «Хлеб Украины» существует государственное предприятие «Зерноэкспорт». Чтобы оно начало экспортировать зерно из нового урожая, нужно оказать ему финансовую поддержку (льготный кредит или государственное финансирование) и решить вопрос с долгами 15-летней давности ГАК «Хлеб Украины». Ситуация с долгами предприятия, похоже, удовлетворяет всех, начиная с руководителя предприятия и заканчивая его двенадцатью заместителями. Однако сейчас уже и на одного заместителя не приходится по одному прибыльному работающему элеватору. Напомню, что ГАК объединяет более 70 предприятий. Поэтому мы будем просить парламент и коалицию оставить в составе государственной компании 20—30 предприятий-элеваторов с хорошей географией по всей Украине, а остальные отдать на приватизацию, чтобы таким образом решить вопрос долгов. Эффект от государственного зернотрейдера очевиден: если он купит в начале жатвы два-три миллиона тонн зерна, то цена на рынке стабилизируется и будет ориентиром для зернотрейдеров.
— В 2007 и 2008 году правительство делало анализ продовольственной безопасности страны, по результатам которого принимало определенные предупредительные меры. Был ли сделан такой анализ по итогам 2009 года и если нет, то как вы оцениваете уровень продовольственной безопасности сейчас? Какие товары из агропромышленной группы могут оказаться в группе риска?
— По итогам 2009 года такой анализ не делался. Нынешний уровень продовольственной безопасности страны оцениваю нормально. По сахарной отрасли и молочному скотоводству незначительная угроза существует. Если не принять соответствующие меры, то через один-два года этот риск может сработать. Однако, на мой взгляд, избежать угрозы продовольственной безопасности в названных продовольственных группах удастся. Ведь после заявления о бюджетном дотировании выращивания свеклы (тысяча гривен на гектар) прогнозируемые посевные площади выросли на 120 тысяч га и составляют 420 тысяч га. Надеемся, что эта цифра приблизится к оптимальной — 500 тысяч га.