За историю украинско-колумбийских отношений Альберто Баррантес стал вторым послом, который представляет Колумбию в Украине, и резиденция которого расположена в Варшаве. В эксклюзивном интервью «Дню» колумбийский посол после вручения верительных грамот украинскому Президенту рассказал, почему колумбийцы стремятся переизбрать нынешнего президента Урибе на третий срок.
— К сожалению, мы не можем открыть полномасштабное посольство в Украине. Тем не менее, хочу отметить, что Украина является важной страной для Колумбии. Мы хотим усилить отношения между Колумбией и Украиной. Мы укрепляем экономические и торговые отношения. Для нас важно иметь присутствие в Украине, чтобы демонстрировать нашу страну, нашу культуру. Наши страны находятся далеко друг от друга, но благодаря открытости экономики и мира, мы имеем лучшую коммуникацию, становимся ближе и можем укреплять отношения. Я знаю, что ваша страна находится в переходном периоде и пытается развивать экономику. Насколько я знаю, вы справляетесь с собственными проблемами. Наши страны имеют приблизительно одинаковые размеры и численность населения. Мы хотим обеспечить рост экономики и увеличить присутствие в мире.
— Господин посол, ваша страна внедрила американскую систему правления. Помогает ли такая система консолидации общества и политической стабильности?
— Действительно, наличие двух палат, института президентства и независимой судебной власти — все это обеспечивает консолидацию демократии. Колумбия — латиноамериканская страна, в которой есть все демократические институты, выборы происходят раз в четыре года. В 1991 году на конституционном референдуме у нас была модернизована конституция в соответствии с современными условиями. В частности, был создан Конституционный суд, внедрена многопартийная система и введена выборность губернаторов и мэров, которые раньше назначались указами президента. Все это помогло лучше консолидировать базу демократии.
— То есть у вас не бывает случаев роспуска парламента или одной из палат?
— У нас невозможно распустить парламент, который работает отведенный конституцией четырехлетний срок.
— Хорошо, а принимая во внимание зрелость вашей политической системы, почему до сих пор правительству не удается внедрить конституционный порядок на всей территории страны?
— Действительно, на территории нашей страны до сих пор действуют «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC) — леворадикальная марксистская группировка, которая возникла в конце 1950-х годов вследствие раскола политических сил. Но впоследствии эта группировка перебрала на себя бизнес по продаже марихуаны, кокаина, фактически забыв цель, ради которой она была создана. Определенное время этой группировке удавалось позиционировать себя как силу, защищающую интересы обездоленных. Но на самом деле это была (в Европе это поняли) террористическая организация, которая занимается наркоторговлей и терроризмом, совершает преступления против мирного населения, в частности, убивает мирных фермеров и отбирает их собственность.
Длительное время колумбийская армия проигрывала войну силам FARC, которая оказалась лучше снаряженной. Ситуация изменилась, когда правительство начало сотрудничать с США, которые были основным потребителем наркотиков, в рамках «Плана Колумбия». Тогда ситуацию удалось несколько переломить и изолировать партизанов в некоторых регионах. Но они продолжали заниматься наркоторговлей и террором мирного населения. Из-за страха перед повстанцами люди покидали поселения и убегали в города.
Но настоящий перелом в борьбе с FARC произошел с приходом к власти президента Урибе, который предложил политику демократической безопасности.
Урибе заявил о намерении возвратить население в покинутые территории, возобновить там деятельность школ, госпиталей, полиции, органов самоуправления. Сейчас все эти институты работают, и люди стали возвращаться на свою родину. Правительство стало уничтожать плантации коки, лаборатории по производству наркотиков. Каждый день в новостях можно услышать, что изъято столько-то кг наркотиков, ликвидированы лаборатории, задержаны повстанцы, наркобароны. По инициативе Урибе было принят специальный закон-амнистия повстанцам, которые добровольно сдадут оружие. Если по обычному законодательству повстанцу могло светить, скажем, 20 лет, то по амнистийному закону он может получить 8—10 лет. Конечно, его признание проверяется прокурором и решение выносится судом.
По последним данным, почти 50 тыс. повстанцев добровольно сдались и теперь интегрируются в общество. Однако немало партизанов боятся наказания, среди которых есть такие, которые опасаются, что FARC убьет их семьи, если они сдадутся власти.
Никто не знает точного количества партизан. Но можно сказать, что им сейчас приходится достаточно нелегко. Они скрываются в джунглях, которые, кстати, занимают 51% территории Колумбии. Повстанцам тяжело получать оружие, еду, у них проблемы со здоровьем.
— Но ведь повстанцы и сегодня демонстрируют свою силу, в частности, они недавно пытались убить министра обороны вашей страны...
— Важно, что наша армия больше подготовлена для борьбы с повстанцами. У нас хорошо налажена разведывательная служба, есть спутники. Все это помогает определять местонахождение повстанцев. И подтверждением этого является то, что попытка убить министра обороны была раскрыта. Правоохранители схватили десять партизанов, которые пытались совершить покушение на министра. Также было предотвращено покушение на директора ведущей медиа-компании, прокурора страны.
— Очевидно, борьба с повстанцами полностью ликвидировала сферу туризма?
— Так в 1990-х гг. мы потеряли наш туризм. Тогда все говорили, что Колумбия — опасная для туристов страна. В те времена особенно опасно было за чертой городов. Но мы восстановили страну и обеспечили безопасность для колумбийцев. За три года мы отстроили туристическую инфраструктуру. И туристы стали возвращаться. Сейчас мы ежегодно принимаем более 2 млн. туристов. Достаточно важным является морской туризм. Нашу страну омывает Карибское море и Тихий океан. Страна находится близко к Панамскому каналу. К нам снова стали прибывать туристические лайнеры. В прошлом году мы приняли 161 лайнер со 150 тыс. туристов на борту. Больше всего туристов прибывает из США, хотя десять лет назад это было невозможно. Таким образом, политика демократической безопасности спасла туризм. Мы хотим прийти в Украину, чтобы прямо отсюда отправлять украинских туристов в Колумбию.
В нашей стране нет такого понятия, как четыре времени года. У нас одинаковая погода круглый год. Все зависит от того, где вы пребываете. В горах очень холодно, круглый год лежит снег, обеспечивающий лыжный туризм. А на берегу моря очень жарко — температура составляет 35—38С градусов тепла. Наша природа является очень разнообразной. У нас много видов птиц, животных, цветов, рыб. У нас выращивается наилучший кофе в мире, и мы также является вторыми в мире после Голландии экспортерами цветов.
— Господин посол, не считают ли в вашей стране опасными тенденции, происходящие в соседних странах: Венесуэле и Эквадоре, где у власти находятся левые?
— Да, политические тенденции в Латинской Америке изменились. Например, в Сальвадоре к власти пришел бывший партизан. Такие тенденции важны. Но для нас, Колумбии, члена многих организаций, тот факт, что левые силы находятся при власти в Венесуэле и Эквадоре, не представляет никакой угрозы. Мы пытаемся работать с ними. Мы поддерживаем контакты с президентом Чавесом. Мы имеем достаточно протяжную границу с Венесуэлой и Эквадором. Венесуэла является большим, чем Эквадор торговым партнером Колумбии. У нас свои идеи, у Венесуэлы — свои. Венесуэла заявляет, что капитализм вредит развитию страны, и США эксплуатируют нас. Они думают таким образом. Наша задача — консолидировать торговлю, внутренний и региональный рынки. Но иногда Чавес заявляет, что он не хочет работать с андским сообществом, потому что оно связано с США. А мы заявляем, что для нас самым важным партнером являются Соединенные Штаты, которые много покупают у нас. Следующим партнером является ЕС. А если говорить об отдельных странах, то вторым торговым партнером после США является Венесуэла. Мы продаем Венесуэле очень много продовольствия.
— Но нет ли в вашей стране ощущения, что левые идеи могут угрожать демократическому развитию страны? Например, именно так воспринимается проведение референдума в Венесуэле, который дает право Чавесу избираться президентом без ограничений.
— Последние 4—6 лет у нас была большая активность левых партий, которые участвовали в выборах и сейчас имеют мэра в Боготе. Но в конечном счете люди поняли, что социализм не лучший способ для развития страны. В Колумбии люди становятся все больше разборчивыми относительно партий. Они больше разбираются в политике и меньше обращают внимание на политические взгляды кандидата. На выборах люди больше обращают внимание на профессиональные качества кандидатов. Например, президента Урибе поддерживали представители всех партий. И он был переизбран. Люди считали его деятельность фантастической. Страна при его президентстве развивалась, безопасность граждан усиливалась. В прошлом году рост колумбийской экономики составлял 7,5%. И люди теперь поднимают вопрос, чтобы его переизбрать на третий срок. А согласно конституции президент может занимать пост лишь два срока. Но люди предлагают изменить конституцию, чтобы дать ему возможность быть избранным еще раз.
Президент заявляет, что это будет нарушением демократии. И в Колумбии есть много людей, которые могут прийти к власти. Но люди хотят, чтобы именно он занимал должность президента. Они уже собрали 6 млн. подписей за то, чтобы Урибе оставался на должности президента. Люди требуют провести по этому вопросу референдум. Это свидетельство того, что политика Урибе по обеспечению демократической безопасности приносит фантастические результаты. Для страны важно продолжение этой политики с президентом Урибе или без него. Если такая политика будет продолжаться, то мы со временем покончим с повстанцами, и в стране окончательно будет установлен мир.
Справка «Дня»
Республика Колумбия — государство на северном западе Южной Америки. Эта страна почти полностью обеспечена нефтью, углем, гидроэлектростанциями и экспортирует кофе, сырую нефть и нефтепродукты, бананы и цветы. Основными статьями импорта Колумбии являются станки, автомобили, железо и сталь, химикаты, пшеница.