Чаще всего в библиотеки за книгами ходят ученики и студенты, и то только из-за того, что им необходимо получить информацию для учебы. Редко кто берет этот источник знаний, чтобы почитать на досуге. А вообще посетителями библиотек являются лишь 22% украинцев. Об этом свидетельствуют данные опроса Киевского международного института социологии, проведенного в начале этого года при поддержке Совета международных научных исследований и обменов (IREX) в рамках программы «Библиомост». Так, самыми активными пользователями украинских библиотек являются дети до 13 лет — по данным исследования, 55% из них побывали здесь в течение прошлого года. Зато в США публичные библиотеки намного популярнее, чем в Украине: на протяжении года их посетило около 70% граждан разного возраста. Как объясняют специалисты, такая популярность обусловлена тем, что в американских библиотеках уже давно предоставляются бесплатные интернет-услуги. Благодаря этому люди могут читать электронные книги, общаться с друзьями и даже искать работу. Украина также идет путем зарубежного опыта. Благодаря программе «Библиомост» до конца этого года более тысячи публичных библиотек будут оборудованы компьютерами, а библиотечные работники пройдут соответствующее обучение. Что еще нужно сделать, чтобы библиотечные учреждения стали популярными среди украинцев и как вообще относится население к библиотекам, «Дню» рассказала руководитель отдела по вопросам оценивания эффективности программы «Библиомост» Светлана КОЛЕСНИК.
— Госпожа Колесник, как вообще украинцы относятся к библиотекам?
— По результатам опроса КМИС, проводящегося по нашему заказу, несмотря на то, что только 22% украинцев пользовались услугами библиотек в прошлом году, почти 83% человек отметило, что они довольны библиотечными услугами. По мнению 18% опрошенных в возрасте 14 — 29 лет, публичная библиотека — это место, где можно получить оперативную информацию для учебы или работы; еще 20% считают это местом, где есть возможность бесплатного пользования интернетом и компьютерами. Кстати, исходя из нашего опроса, почти 70% молодежи заинтересованы в наличии компьютеров и интернета в библиотеке. Но проблема в том, что активнее всех библиотеки посещают дети и молодежь. Многие люди просто не знают, что эти заведения со временем меняются, становятся более современными и могут работать не только с книгами, но и предоставлять другие услуги. По нашему мнению, посещаемость несомненно возрастет благодаря установке интернета. Когда люди узнают, что есть возможность бесплатного доступа к сети, интерес поднимется. По крайней мере, так показывает опыт других проектов по установлению компьютеров и бесплатного доступа к интернету в библиотеках. Поскольку молодежь наиболее активно посещает библиотеки и является наиболее открытой к использованию новых технологий, то библиотекам, скорее всего, будет легче привлечь к работе именно эту группу населения. Также молодежь является наиболее вероятным кандидатом на популяризацию библиотек. У некоторых из них уже есть примеры того, как молодые люди становились волонтерами и пропагандировали местные библиотечные учреждения. Старшее поколение менее склонно посещать библиотеки и бесплатные компьютерные курсы, если те вскоре получат новые компьютеры. Однако это не значит, что они не могут получить пользу от интернета в публичных библиотеках. Например, граждане могут использовать сеть для общения с членами своей семьи, живущими за рубежом. А фермеры в Тернопольской области пользовались им в сельской библиотеке, чтобы найти новые сорта томатов и вдвое повысить урожай. По данным опроса, в прошлом году в библиотеках побывало 12% украинцев, которым более 60 лет, 18% респондентов — в возрасте от 45 до 59 лет, 21% — в возрасте 30 — 44 года, а остальные — молодежь. Существуют и определенные региональные отличия в посещаемости библиотек. Как показывают исследования, население восточных областей не так часто использует библиотеки для поиска информации (это делает лишь 19% респондентов), как население западных (26%) и центральных областей (27%).
— Как бы вы описали социальный портрет посетителя библиотеки?
— Анализ результатов исследования показал, что посетителей библиотек можно разделить на две больших группы. К первой группе, составляющей 41% общего количества пользователей, принадлежат люди, приходящие в библиотеку только за книгами. Типичным представителем этого сегмента, который для удобства можно назвать «взрослые читатели книг», является женщина в возрасте 45 — 59 лет, проживающая в сельской местности, без высшего образования, с невысоким уровнем доходов и информационной грамотности. Вторая группа, составляющая 59% от общего количества посетителей, пользуется широким спектром услуг, включая чтение прессы в читальном зале, участие в мероприятиях библиотеки и работу с компьютером и интернетом. Типичным представителем этого сегмента является студент с высоким уровнем информационной грамотности, для получения информации пользующийся разнообразными источниками, включая интернет. Невзирая на то, что большая часть опрошенных посетителей библиотек регулярно использует сеть для поиска информации, в настоящее время только 2,5% украинских публичных библиотек предоставляют эту услугу. Только 1,8% респондентов ответили, что они пользовались интернетом в библиотеке в течение последнего месяца.
— От чего, по вашему мнению, зависит популярность библиотек?
— Проводя опрос, мы пытались понять, почему некоторые люди не ходят в библиотеки. Почти все наши респонденты отвечали, что у них нет на это времени. Такой ответ весьма неконкретен, потому что все-таки люди находят время на вещи, которые считают для себя важными. Поэтому эта проблема является темой будущего исследования.
— И все-таки, каким образом можно поднять имидж публичных библиотек?
— Очень важно, чтобы публичные библиотеки предоставляли населению новые и инновационные услуги. Например, доступ к сети, разработка электронных ресурсов, обучение пользователей интернетом, поиск информации по определенным вопросам. Необходимо, чтобы библиотеки проводили больше интересных мероприятий, отвечающих потребностям населения и общества, и чтобы более активно предлагали и информировали население о своих услугах. Это должно поднять уровень посещаемости и повысить роль библиотек в современном обществе. Благодаря этому публичные библиотеки могут стать источником информации для разных слоев населения, особенно для людей, не имеющих достаточно средств, чтобы покупать или подписываться на газеты и журналы, а тем более — платить за интернет. По примеру зарубежных стран нам нужно предоставлять в библиотеках интернет-услуги, как, например, в настоящее время библиотекари предоставляют услуги по выдаче книг, видео- или аудиоматериалов и тому подобное. Компьютеры должны стать неотъемлемой частью библиотек. Кроме того, необходимо обучать библиотекарей новым технологиям, а они в свою очередь будут учить этому посетителей. Для этого программа «Библиомост» создает тренинг-центры в каждой области, а начали они свою работу уже весной этого года.