Бывший докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Украине Ханне Северинсен почти год работает советником премьер-министра Украины Юлии Тимошенко. До этого датский политик почти 11 лет проводила мониторинг Украины от ПАСЕ, и начиная с 1997 года наблюдала за проведением президентских и парламентских выборов в нашей стране. В интервью «Дню» госпожа Северинсен рассказывает, в чем состоит ее работа в качестве советника, делится мыслями по поводу того, каким может быть выход из нынешнего политического кризиса, и в чем состоит опасность введения в Украине двухпалатного парламента.
— Госпожа Северинсен, нашим читателям было бы интересно узнать, какие советы вы даете Юлии Тимошенко?
— Это эпизодическая работа. Иногда Юлия Тимошенко спрашивает меня о новых идеях перед тем как предложить их общественности. Иногда я говорю, что такие идеи не стоит предлагать.
— А не могли бы вы привести примеры конкретных идей, предложенных вами украинскому премьеру?
— Я должна сказать, что моя позиция сейчас больше заключается в том, чтобы не быть публичной, как это было во времена работы в Парламентскойассамблее Совета Европы. Сейчас я больше работаю на заднем плане. И было бы нечестно, если бы я рассказала о предложенных мной идеях, если они не становились публичными. Иногда лучше не говорить о некоторых вещах на публике, если вы действительно хотите добиться реального результата.
— Недавно «Українська правда» сообщила, что внештатный советник украинского премьера Кеннет Мерфи является лоббистом Тимошенко на международной арене. По аналогии возникает вопрос, по каким вопросам вы лоббируете Тимошенко?
— (Смеется) Я не лоббист. Я только иногда встречаюсь с Тимошенко, иногда разговариваю с господином Немырей. И это не работа, потому что мне не платят за советы. Это, скорее, похоже на эпизодическую работу. Но мне нравится эта возможность до сих пор быть в курсе происходящего в Украине. Главным образом речь идет об избирательном законодательстве, Конституции. Но здесь ситуация очень изменчива. Как вы знаете, существует очень много предложений по этим вопросам. И Юлия Тимошенко сейчас не принимает никаких решений, а только выслушивает предложения.
— А что вы думаете о докладе ваших коллег из ПАСЕ по поводу предложенных в прошлом году изменений к украинской Конституции?
— Они сейчас делают работу, которой я занималась раньше. Я считаю, что в соответствии с рекомендацией Венецианской комиссии многие предложенные изменения не будут введены в действие. По моему мнению, дискуссия по поводу конституционных изменений не должна начинаться с условия: давайте введем двухпалатный парламент.
— Почему?
— Дискуссия должна начинаться с вопроса, чего мы хотим достичь. Мы должны выяснить, в чем состоит слабость существующей политической системы и что мы получим с введением новой системы. Т.е. следует объяснить, чего можно достичь благодаря введению двухпалатного парламента.
— Президент заявляет, что такое нововведение будет содействовать стабильности.
— Я действительно не понимаю этого. Ведь одна из самых больших проблем, которые существуют сегодня, состоит в том, что в условиях демократии правительство должно руководить. А сейчас в стране сложилась ситуация, когда правительство на самом деле не может руководить. И проблема не в выборах, а в том, кто за что отвечает. И если ввести еще одну палату, то как тогда будут приниматься решения, и будут ли в такой ситуации те, кто принимает решения, отвечать за их принятие. Надо, чтобы избиратели знали, кто принимает решение и кто отвечает за его выполнение. Если в других странах существуют две палаты, то большей частью это вызвано традициями. Один из аргументов Президента по введению второй палаты касается региональности.
По моему мнению, вам следует обеспечить другое — дать регионам возможность быть больше услышанными. В первую очередь, это можно обеспечить введением открытых списков, чтобы люди в регионах могли выбирать своих представителей в Верховную Раду. Другой путь заключается в децентрализации власти, передаче больших полномочий в регионы. Чтобы больше решений принималось на местном уровне. А если ввести вторую палату, то это приведет только к ухудшению процесса принятия решений.
— Как я понял, по вашему мнению, выход из нынешнего кризиса заключается в распределении полномочий между Президентом и премьер-министром?
— Да, это очень важно. Я считаю хорошей идеей: президент должен быть всенародно избранным. Это символ вашей страны, символ общества, который объединяет его. Я рада отметить, что у нас есть королева — символ, хотя это не совсем демократически, но он означает, что король или королева над политикой.
Я думаю, что неправильно, если Секретариат Президента постоянно критикует решения правительства. По моему мнению, нужны изменения в Конституцию Украины, которые реально укажут, какой является компетенция президента, парламента и премьер-министра. Я понимаю, что сложно из многопартийной системы формировать коалицию. В нашей стране также возникает подобная сложность с формированием коалиции. Но со временем вы все больше будете понимать, как создавать коалиции. Я также считаю, что у вас должна быть такая система, по которой правительство формируется большинством. А текущие решения в парламенте могут приниматься большинством из числа присутствующих депутатов. В нашей стране бывают случаи, когда депутаты из коалиции не могут присутствовать в зале, тогда оппозиция соответственно сокращает количество своих депутатов. Поэтому решения принимаются большинством из присутствующих членов парламента. Также важно, чтобы премьер-министр имел право идти в отставку или объявлять досрочные выборы. Во многих странах премьер-министр имеет право на объявление досрочных выборов. И это был бы двусторонний меч для премьера. В случае потери популярности коалиции премьер может уходить в отставку, во избежание досрочных выборов. Это добавит больше ответственности главе правительства. Вообще, я считаю, что не следует бросаться на поиск решений, а ставить вопросы и потом уже искать ответы на эти вопросы.
— Госпожа Северинсен, по вашему мнению, изменится ли ситуация в Украине с проведением досрочных президентских выборов?
— Естественно, сейчас все отравлено тем фактом, что скоро начнутся президентские выборы. Наступают дни, когда будет происходить много дискуссий. Для избирателей будет лучше, если они будут знать до выборов, за какую систему голосуют.
— Так возможно лучше внести изменения в избирательное законодательство, сделать открытые списки и тогда провести одновременно парламентские и президентские выборы?
— Да, при таких условиях проведение выборов было бы более легким. Я надеюсь, что в парламенте начнутся дискуссии об изменениях к избирательной системе. Одним из вопросов является то, что простые избиратели считают, что у них нет «собственности» на депутатов, иными словами они не могут влиять на депутатов. Избиратели также хотели бы увидеть новые лица.
Я знаю, что в Украине ведутся разговоры о возвращении к мажоритарной системе. Однако это приведет к атомизации. И это будет уж слишком. У вас уже был не совсем хороший опыт формирования парламента, когда половина депутатов выбиралась по партийным списками, а вторая по одномандатным. Поэтому я думаю, что вам нужно смотреть на опыт стран, у которых есть открытый региональный список.
— Госпожа Северинсон, вы, по-видимому, слышали, что Ющенко предложил одновременно с президентскими провести досрочные парламентские выборы. Чтобы вы порекомендовали Тимошенко в данной ситуации: идти на выборы или не идти?
— Я не могу ничего сказать по этому поводу. Вместе с тем замечу, что многие вещи говорят о нецелесообразности проведения досрочных парламентских выборов. Ваша страна переживает финансовый кризис. Тем временем избирательное законодательство в Украине является сверх меры сложным. Фактически каждый должен взглянуть на выводы Венецианский комиссии, которая в прошлом году предложила ввести более простую избирательную систему. Сейчас также следует сделать немало практических вещей. Поэтому я не думаю, что это хорошая идея проводить досрочные выборы. Тем более, что полтора года назад у вас уже проводились досрочные выборы.
Я думаю, что это может проветрить пространство. Но я не убеждена, что это возможно, учитывая существующий сейчас отравленный воздух. По моему мнению, нынешнее большинство, которое поддерживает правительство, должно использовать шанс и показать, что оно может сделать.
— Каков ваш прогноз, будут ли в этом году досрочные парламентские выборы или нет?
— Я не думаю, что в этом году будут досрочные парламентские выборы. Вместе с тем я боюсь, что атмосфера в стране станет еще более ядовитой. Даже, если бы договоренность о досрочных выборах существовала, то следует усовершенствовать избирательное законодательство. Нужны дискуссии, чего в Украине хотят достичь благодаря принятию нового избирательного законодательства. Надо рассматривать существующие возможности. Кроме того, партии должны идти на определенный компромисс. Я надеюсь, что они рассмотрят рекомендации Венецианской комиссии, в которой есть много опытных экспертов по конституционному праву.