Киев и Василий Липкивский... Василий Липкивский и Киев... Слишком глубинна и важна их взаимная связь, чтобы сводить отношения между ними к простому сочетанию слов: город и житель... Дважды становился Василий Липкивский, выдающийся украинский церковный и общественный деятель, киевлянином. Впервые — в юношеских летах постижения мира и науки — на десять лет обучения в семинарии и духовной академии. Во второй раз — в зрелые годы творческого, тяжелого и в то же время светлого труда для родной Церкви, для Матери-Украины. Во второй раз — на долгие и неумолимо короткие годы, и уже навсегда, до трагической смерти.
Между этими двумя ознакомлениями-освоениями Киева был двенадцатилетний промежуток — во времени, но не в действиях. Это также весьма интересный, плодотворный период становления, возмужания Василия Липкивского на церковной ниве Липоветчины, период, достойно оцененный благодарной памятью, период, во время которого он вовсе не терял контактов с Киевом...
Неизвестно, бывал ли Василий Липкивский в Киеве в детском возрасте, или, может, впервые увидел его в 1879 г., когда после обучения в Гуманской (Уманской) бурсе попал на шесть лет в семинарию, располагавшуюся на улице Кирилловской (сейчас Константиновской), 5. Возведенный для семинарии в 1828—1830 гг. этот довольно большой трехэтажный дом был в 1874—1876 гг. — почти перед поступлением Василия Липкивского — существенно перестроен, расширен (в частности, увеличена библиотека) и «осовременен» проведением газо- и водопровода. (Вскоре, в 1901 г., семинария перебралась в новопостроенный корпус на Копыревом конце — теперь там Украинская академия искусств, — оставив старое помещение духовному училищу. В 2000 году этот старый дом, имеющий не очень привлекательный вид и даже лишенный таблички с номером, принадлежал Национальной гвардии Украины, а сейчас, по словам охранника «на вахте», служит Президентскому оркестру).
В классе, в котором учился Василий, было 52 ученика, из которых к выпуску осталось 37. Сдав в 1885 г. на «пять» почти все выпускные экзамены, он был пятым среди них. Те времена спустя много лет вспоминал один из одноклассников Василия Липкивского и по бурсе, и по семинарии. «Вместе с тобой шли мы все время десятилетнего обучения... В семинарии, возмужав и окрепнув духом и телом, ты, как и раньше, (в бурсе. — Л.К.) привлекал к себе симпатии товарищей... Ты выдвинулся и стал в ряду первым по успехам... Дорога в академию была для тебя открыта...»
В 1886 г. Василий Липкивский поступает в Киевскую духовную академию, новый учебный корпус которой находился в каких-то трехстах шагах от семинарии — в доме №3 на Контрактовой площади. И снова Василий Липкивский приходит в только что обновленное помещение: построенный в 1822—1825 гг. большой дом был значительно расширен и отремонтирован именно в 1884—1886 гг. На первом и втором этажах размещались учебные аудитории, на третьем — жилые комнаты. На второй этаж вела металлическая лестница, сохранившаяся и поныне...
Академия имела славную историю, была признанным центром церковной науки и просветительства, с которым были связаны жизнь и деятельность известных ученых, церковных и общественных деятелей, писателей, композиторов и других деятелей культуры. В Академии была большая библиотека, при которой богатый (до 17 тыс. единиц хранения) церковно-археологический музей; ее профессора создавали обстоятельные монографии, публиковали в периодических изданиях (не только академических) многочисленные статьи, высоко оцененные современниками (в частности, И.Франко). Один из профессоров — Ф.Лебединцев, которого сейчас называют «своеобразным предтечей украинского автокефального движения», основал и редактировал журнал «Киевская старина», имевший много поклонников и авторов (о нем еще пойдет речь далее).
В Академии Василий Липкивский учился на «отлично» и «хорошо», и «подводили» его только оценки по церковному праву и проповеди — при переводе на последний — четвертый — курс он получил по этим дисциплинам «три с плюсом». (А сейчас «Проповіді на неділі й свята: слово Христове до Українського народу» В.К.Липкивского являются неотъемлемым и, как говорят, неоценимым учебником современных студентов!). 10 июня 1889 г. Совет Киевской духовной академии, одобрительно оценив диссертацию Василия Липкивского «Боротьба Маккавеїв із сирійськими царями: її причини й значення в історії іудеїв», присвоил ему степень кандидата богословия.
После прощания с Академией (сейчас в ее обновленных корпусах разместился известный Университет «Киево-Могилянская Академия») в жизни Василия Липкивского начинается уже упоминавшийся «не Киевский» период в не таком уж и далеком от Киева уездном городе Липовце, где его назначили настоятелем Липовецкого собора. Кроме того, В.Липкивский был благочинным всех церквей Липовца, главой Липовецкого отделения епархиального училищного совета, смотрителем школ Липовецкого уезда и законоучителем двуклассного городского училища. Несмотря на постоянную большую загрузку (он, как признавали все, полностью отдавался работе), В.Липкивский, очевидно, неоднократно приезжал в Киев. Во-первых, чтобы привозить в Епархию ежегодные отчеты и многочисленные ходатайства, участвовать в Киевских епархиальных съездах духовенства (его даже дважды в 1900 г. и 1901 г. выбирали секретарем съезда). Во-вторых, как постоянный автор журналов «Киевские епархиальные ведомости» и «Киевская старина» он, бесспорно, посещал редакции этих журналов. Редакция первого, действовавшая при Киевской духовной консистории, располагалась по ул. Владимирской, 24 (мы еще обязательно вернемся к разговору об этом доме, позже занявшем важное место в жизни В.К.Липкивского...) Редакция второго на то время (до 1903 г., когда она была перенесена в Троицкий народный дом) находилась в усадьбе М.Н.Миклухи-Маклая, младшего брата выдающегося путешественника-этнографа по адресу ул. Саксаганского, 60. С этим единственным тогда легальным украиноведческим изданием, основанным в 1882 г., уже упоминавшимся Ф.Лебединцевым, сотрудничали, в частности, В.Винниченко, Б.Гринченко, В.Доманицкий, О.Кобылянская, Панас Мирный, Елена Пчилка и др. Но это были просто посещения Киева...
Наступил август 1903 г. Почти 20-летняя деятельность В.Липкивского, особенно на ниве церковно-школьного образования в Липовце, была благодарно оценена духовенством и общественностью города и должным образом отмечена епархиальным начальством. Официальным признанием его плодотворного труда было назначение протоиерея Василия Константиновича Липкивского заведующим (директором) церковно-учительской школы (семинарии) в Киеве. Таким образом, наконец произошло окончательное укоренение В.К.Липкивского на освященных Андреем Первозванным Киевских землях...
Церковно-учительская школа размещалась в только что построенном трехэтажном доме по ул. Багговутовской, 2. (Находилась она там до 1921 г. Потом в доме действовали различные учебные заведения — учительская семинария им. Б.Гринченко, после Гражданской Войны — воскресная школа им. Б.Гринченко, педкурсы, школа по подготовке председателей колхозов, высшая партийная школа при ЦК КПУ, средняя школа №70. В 1992—1996 гг. часть помещений занял Институт украинской археографии и источниковедения НАНУ страны. С 1997 г. дом принадлежит Украинской академии Государственного управления при Президенте Украины. Удивительно «вырос» ранг образовательного заведения за 100 лет...)
Кроме заведования церковно-учительской школой, на В.Липкивского в декабре 1903 г. возлагают те же функции в Печерской воскресной школе, а впоследствии он становится еще и законоучителем в начальном заведении П.Д.Новицкой по ул. Золотоворотской, 3. (Интересно, что в 1919 г. в этом доме действовало учебное заведение «Театральная академия», одним из преподавателей в нем был В.В.Сладкопевцев — актер, театральный педагог, писатель, впоследствии преподававший «пантомиму и мимодраму» в Киевском театральном институте студентке Екатерине Осмяловской — будущей невестке Василия Константиновича, народной артистке Украины. Сейчас этот дом принадлежит Государственной пограничной службе Украины.)
К этому времени В.К.Липкивский был уже полностью сформированной личностью с определенным мировоззрением. Имея за плечами весомый опыт общения с разными слоями населения, он стал не просто сторонником, а проповедником воспитания в каждом человеке чувств духовного освобождения, национального достоинства, любви к родному, Богом дарованному языку, родной церкви. Заняв место директора церковно-учительской школы, В.К.Липкивский подобрал педагогический персонал преимущественно из национально сознательных украинцев (в частности, учителем церковного пения и музыки стал молодой композитор Кирилл Стеценко), что вскоре вызвало неудовольствие официальных кругов, и его вынудили уйти из этой школы. Как позже говорил он сам, «я и учительство воспитывал в направлении освобождения и за это в 1905 г. был от этой должности отстранен и сослан священником на Соломенку».
Так в сентябре 1905 г. Василий Липкивский становится настоятелем Церкви Покровы Пресвятой Богородицы (в документах о назначении ее называли Киево-Соломенской церковью) и остается им до 1919 г. Здание церкви было возведено недавно (1897 г.) на ул. Мстиславской, 20 (сейчас Н. Островского, 20) рядом с церковным домом, в котором он жил.
И на этой должности проявилась активная, деятельная натура В.Липкивского, его преданность церкви и своему пасторскому долгу. Будучи настоятелем соломенского храма, он отличался как проповедник, занимался делами прихода (при нем церковь была расширена, хлопотал о возведении колокольни, долгосрочной аренде церковной земли, построении причетницких домов, проектировании новой церкви на Батыевой горе), работой церковно-приходской школы, детского приюта на ул. Игнатьевской, 98 (впоследствии ул. Моисея Урицкого), который он освятил в 1915 г. (не сохранился), женского благотворительного общества при церкви и тому подобное.
«Сосланный» на Соломенку, В.Липкивский не ограничивает круг своей деятельности. Он выступает со статьями в «Киевских епархиальных ведомостях», принимает активное участие в последующих епархиальных съездах духовенства и некоторых других общественных актах и мероприятиях. В частности, в Первом съезде пчеловодов Киевской епархии, где его как известного пчеловода-практика избрали председателем съезда. Заседание съезда проходило в помещении Киевского женского духовного училища по ул. Десятинной, 4/6 (потом в этом доме работали различные светские учебные заведения, многочисленные организации, связанные с издательской деятельностью, сейчас здесь окружной административный суд).
Не оставляет в этот период В.Липкивский и учительство, считая едва ли не важнейшим своим долгом воспитание духовности человека, которое начинается с детских лет.
1 ноября 1905г. он был назначен законоучителем Киевского железнодорожного училища.
15 сентября 1907г. он устроился в Киевскую женскую гимназию М.И.Левандовской, в которой преподавал Закон Божий до осени 1918г. Находилась гимназия в только что построенном доме по ул. Владимирской, 81. (На базе этой гимназии после революции была создана школа №51, которая находилась там до конца 20-х годов. В 1936г. эта школа — ныне лицей международных отношений — работает в помещении по ул. П.Орлика, и на своем сайте в исторической справке отмечает причастность к истокам этого учебного заведения В.Липкивского. Сейчас дом по ул. Владимирской, 81 используется как жилой.)
Кроме того, В.Липкивский в разные годы работал законоучителем еще в нескольких учебных заведениях. С декабря 1910г. — в Коммерческом училище Общества распространения в Киеве среднего коммерческого образования, которое находится по адресу ул. Владимирская, 7 (усадьба с флигелем). Среди преподавателей училища были также Д.Дорошенко — историк, публицист, общественный деятель и И.Огиенко — церковный и государственный деятель, с которым жизненный путь В.Липкивского пересекался и позже. Интересно, что в этом доме именно тогда жил известный писатель Иван Нечуй-Левицкий (впоследствии здесь была школа, а сейчас — одна из кафедр Издательско-полиграфического института Национального технического университета Украины «КПИ»).
С октября 1912г. В.Липкивский преподавал в Киевском железнодорожном училище Службы Движения, которое арендовало сначала несколько комнат в построенном в 1908—1909 гг. прибыльном доме М.С.Грушевского по ул. Паньковской, 9 (разрушенный в январе 1918г. во время обстрела Киева большевистскими войсками Муравьева), а потом переехало на Паньковскую, 17.
Есть еще упоминание в 1913г. о двухклассном городском железнодорожном училище, которое находилось «на ст. Кіевъ 1», Железнодорожное высшее начальное училище (1915—1916гг.) ...
В 1918г. ему предложат быть учителем в Первой украинской гимназии, которая начала работать с октября этого года в реквизированном по постановлению гетманского правительства помещении амбулатории (не сохранилось) Киево-Покровского женского монастыря (Бехтеревский переулок, 15).
В бурные 1917—1920 гг. в Украине произошли судьбоносные события, во время которых В.Липкивский принимал непосредственное активное участие в многочисленных мероприятиях, связанных со становлением Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В частности, в епархиальном съезде духовенства и мирян в апреле 1917г., где он был избран председателем съезда; в Украинском православном церковном соборе в январе 1918г., после которого сторонников автокефалии пытались устранить от церковных дел; в заседаниях Всеукраинского православного церковного совета (сначала — временного, а потом — постоянного); в мероприятиях государственного уровня, в частности, 6 октября 1918г. в Киеве на открытии первого Украинского государственного университета (в помещении, где сейчас находится Киевский военный лицей им. И.Богуна, бул. Леси Украинки, 25), на котором присутствовали, в частности, гетман Украины П.Скоропадский и председатель президиума национального Союза В.Винниченко, где В.Липкивский произнес чуткую, теплую речь, охарактеризовав этот день как «день национального воскресения»; в организации первых трех приходов (и других также) при Никольском соборе на Печерске (не сохранился), где в мае 1919г. В.Липкивский провел первую украинскую Службу Божью); при Андреевской церкви (Андреевский спуск, 23) и, наконец, в Софийском соборе, где 29 июня 1919г. прошла первая Служба Божья, полностью проведенная на украинском языке...
Перечислить киевские адреса, где побывал тогда В.Липкивский, в рамках этого короткого повествования не представляется возможным (довольно обстоятельно те события отражены в многочисленных исторических исследованиях, в частности, в монографии А.Зинченко «Визволитися вірою. Життя і діяння митрополита Василя Липківського. — Киев. — Изд. «Дніпро». — 1997. — 422с.), поэтому следующей опорной точкой этого рассказа выберем именно Софийский собор, в котором, или рядом с которым, и проходила значительная часть главных тогдашних событий, Собор (ул. Владимирская), настоятелем которого на общем собрании старокиевского прихода 15 августа 1919г. был единогласно избран Василий Константиновича Липкивский.
Всеукраинский православный церковный совет с самого начала своего учреждения считал украинскую возрожденную церковь автокефальной, т.е. свободной, которая руководит сама собой и ни от какого другого церковного органа не зависит, потому что в этом, собственно, и состоит возрождение, освобождение украинской церкви. Созванный ВПЦС Пленум (Большое собрание) торжественно объявил 9 мая 1920г. автокефалию Украинской Православной Церкви. Однако окончательно точка в этом благородном деле была поставлена Всеукраинским Православным Собором, который состоялся в октябре 1921г. в стенах Святой Софии, когда В.Липкивский был избран архиепископом, Митрополитом Киевским и всей Украины. Василий Константинович впоследствии назвал первое событие рождением УАПЦ, а второе — ее торжественным крещением в Духе Святом.
В.Липкивский с семьей перебирается в квартиру №5а дома 24в на территории Софии Киевской, а потом — в упомянутый нами ранее небольшой дом по ул. Владимирской, 24 у южных ворот Софийского двора (именно над вратами находился кабинет Митрополита, вход в который был через дом Консистории). У В.К.Липкивского начинается новый, но не менее напряженный этап жизни. Он посещает создаваемые приходы УАПЦ — в целом по Украине более 600, и, что разумеется, обязательно все те, которые были в Киеве. Здесь особенно следует упомянуть приход при Ильинской церкви по ул. Безаковской, 25 (сейчас на месте разрушенной Церкви — комплекс зданий Минтопливэнерго Украины, и улица называется иначе — им. Коминтерна), где действовали курсы, на которых Митрополит Липкивский читал лекции.
Кроме постоянных дел сложного церковного строительства, повседневной борьбы с властью за существование УАПЦ, Василий Липкивский общался со многими людьми и по другим делам, в частности, с молодежью — приятелями и друзьями своих детей. Принимал участие и в культурных событиях. 15 декабря 1922г. в Троицком народном доме (сейчас Киевский академический театр оперетты) по ул. Большой Васильковской, 53 он поздравлял с 40-летием творческой деятельности выдающуюся украинскую артистку Марию Константиновну Заньковецкую (»...Мария Константиновна встает с кресла, выходит на авансцену и низко, до самой земли, кланяется Митрополиту. Значительное большинство присутствующих в зале также встают и стоя слушают Митрополита... Свое поздравление Митрополит закончил словами: «Украинская церковь будет молиться за верную дочь своего народа!»)
Выступал В.Липкивский не только перед своими сторонниками, но и на собраниях в откровенно враждебно настроенной среде ( «Еще в 24 году мне пришлось выступить против антирелигиозного профессора Канторова на религиозном диспуте на заводе «Большевик» на Шулявке и этот диспут так увлек людей, диспуты перенеслись и в Киев (тогда Шулявка не считалась Киевом! — К.Л.), отражаясь почти в каждом институте, много раз при моем участии...)
УАПЦ росла и усиливалась. Однако усиливалось и давление на УАПЦ со стороны власти. В.Липкивскому запрещали выезды из Киева, несколько раз арестовывали, но откровенной расправы пока что не совершали. Но вот на Втором соборе УАПЦ в октябре 1927г. с него — по приказу НКВД — сняли «бремя митрополичьего служения». Хотя еще до октября 1929г. ему разрешено было жить на старом месте около родной Софии Киевской, однако почти никаких контактов с церковными деятелями и многочисленными вчерашними сторонниками он уже не имел.
Потом он — снова не по своей воле — оказывается с больной женой у сестры, которая жила на втором этаже небольшого двухэтажного дома по ул. Мстиславской, 46 (сейчас ул. Н. Островского). (В этом доме во время войны жила сестра Митрополита и именно здесь нашли временный приют его сваты, когда их выгнали из центра Киева, где пылали сплошные пожары. После войны, говорят, была в этом доме милиция, потом психоневрологический диспансер. Сейчас он еще стоит — обреченный — еще с крышей, но с выбитыми окнами, за непрочным забором из окрашенных в зеленое досок...)
А впоследствии его заставляют переселиться еще дальше от центра — на Александровскую слободу, тогда — далекую околицу Киева. По приказу власти Митрополита вместе с больной («почти недвижимой») женой и сестрой, которая прожила в доме на Мстиславской почти 20 лет, в августе 1934 подселяют к чужим людям в трехкомнатный домик семьи Бирюлиных по ул. Дачной, 8 (сейчас на этом месте возвышается построенная лет 30 назад стандартная девятиэтажка башенного типа, да и улицы Дачной нет — теперь это ул. Александра Пироговского). Митрополит тогда писал: «... жизнь моя в новых условиях тяжела. Ютимся мы, трое стариков, в тесной комнате — прихожей 2 кв. саженя и переходной к хозяевам с малым больным ребенком, а выход — через кухню, где три хозяйки...» В 1936г. здесь умирает его жена...
И вот последний прижизненный адрес — Лукъяновская тюрьма на ул. Дегтяревской: семидесятитрехлетнего Василия Константиновича Липкивского арестовывают 22 октября 1937г. как «руководителя антисоветской фашистской организации украинских церковников», а 27 ноября — расстреливают... Где похоронен «апостол украинского религиозно-национального возрождения» (по словам академика А.Крымского) — неизвестно.
Новый адрес — «ул. им. Митрополита Липкивского» должен появиться на карте нашего родного города! Вопрос о переименовании ул. Моисея Урицкого (Председателя Петроградского ЧК) на ул. им. Митрополита Липкивского впервые был поднят в 1993г., когда соответствующая комиссия Киевсовета предложила такое переименование. Киевсовет снова вернулся к этому делу в 2007г., когда дважды (апрель и май) сначала принималось и потом подтверждалось позитивное решение по этому вопросу, однако и до сих пор на этом решении нет утверждающей подписи председателя горсовета...
На Лукъяновском кладбище есть символическая могила В.К.Липкивского. Стоит крест. На лицевой стороне под распятием слова: «Праведне життя твоє показало тебе Церкві Хрестовій за законом віри православної». И на обратной стороне надпись: «Споруджено на вшанування першого предстоятеля УАПЦ Митрополита київського і всієї України-Руси Василя Липківського, Благовісника і Мученика за Церкву Хрестову, за свій нарід. 20.III.1864 — 27.ХI.1937».
Будете возле этого креста — положите цветок. Или зажгите свечку...