Ныне большая часть мировой медицины работает именно над этой проблемой — как продлить человеку жизнь и как сделать жизнь более качественной. Собственно, торможение процессов старения уже стало объединительной составляющей всей медицинской науки, сферой, где объединяется традиционная и альтернативная медицина, используется широкий круг научных знаний, практических достижений. Речь идет о терапии, профилактической медицине, геронтологии, эндокринологии, неврологии, диетологии, физиологии и многих других направлениях. Благодаря объединению этих областей медицины, зародилось новое направление — антиэйджинг, или медицина антистарения. Если геронтология занимается лечением и удлинением жизни человека преклонного возраста, то антиэйджинг направлен на профилактику заболеваний, использование методик, которые замедляют процессы старения, чтобы человек как можно дольше оставался молодым, хорошо себя чувствовал, был полон сил и в старости жил полноценной жизнью. Важно, что основоположниками современного антиэйджинга были три украинских светила медицины — профессор Александр Богомолец, Борис Маньковский и Владимир Фролькис. В Украине только три года назад создали Ассоциацию медицины антистарения, в которую вошли известные ученые нашей медицины. Недавно в Киеве прошла первая Международная конференция по антиэйджингу. Об актуальности развития этого направления в медицине, ее задачах рассказывает вице-президент Ассоциации антистарения Украины, главный врач Украинско-немецкой клиники Оксана САВЕНКО.
— Оксана Юрьевна, насколько актуальным для Украины является развитие антиэйджинга?
— Для Украины и украинцев проблема удлинения жизни и сохранения здоровья является гиперактуальной. Ныне у нас проблема не столько с уровнем рождаемости, сколько с высоким уровнем смертности, с количественным соотношением между трудоспособным и нетрудоспособным населением. Мы — на предпоследнем месте по продолжительности жизни в Европе. Специалисты уже зафиксировали катастрофическую смертность мужчин, а разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин — 11 лет. Порог смертности сильно вырос, особенно из-за онкопатологии. Об этом тяжело говорить, но мы резко стареем, украинская нация просто вырождается... Украина сегодня находится на очень интересном этапе: в связи с Чернобылем, который очень сильно повлиял на наше здоровье, мы стали для Европы моделью, на которой очень хорошо видны все процессы старения, разрушения, проявления онкопатологий. Ныне на любой европейской конференции к мнениям украинских медиков-ученых и их докладам очень прислушиваются. Мы получили международное признание и являемся членами правления Европейской ассоциации антистарения.
— Чем нам может помочь антиэйджинг?
— Антиэйджинг — это не узкая специализация, а скоординированные усилия многих областей медицины и, собственно, самого общества, это качественно новый взгляд на вещи. Сами медики должны объединяться, кооперироваться, сочетать усилия, делиться опытом... Сейчас все почему-то просят у государства деньги, но я убеждена, что путь в Европу — не через государственные органы, а через профессиональные, общественные объединения. Возьмем в качестве примера Европу. Продолжительность жизни там уже доходит до 80 лет, в 50 лет женщина выглядит прекрасно, полна энергии и сил. Кстати, за последние десятилетия жизнь людей в развитых странах удлинилась на 40 лет!.. К сожалению, Украина не входит в число этих стран. Самое первое, что бросается в глаза нашему гражданину, который попадает в европейскую страну — внешний вид их бабушек и дедушек. Они подтянуты, улыбаются, энергичны, и мы задаемся вопросом, почему я в свои 30 так плохо выгляжу и так неважно чувствую себя, по сравнению с людьми, намного старшими? Я отвечу. Дело не в косметологии, не в уровне финансового обеспечения, а в ином подходе к своему здоровью. Во-первых, причина кроется в том, что с детства детей не приучили следить за своим здоровьем, во-вторых, нечего греха таить, в европейских клиниках лучше делают диагностику (она качественно другая, потому что используются новые, более прогрессивные методы), и в-третьих, там другое отношение к своему здоровью как у человека, так и общества в целом. На Западе ты не найдешь хорошей перспективной работы, если плохо выглядишь или больной, ведь прежде, чем трудоустроиться, следует пройти медицинское обследование. Там прекрасно понимают, что здоровье — это престижно, оно является гарантией успеха, гарантией того, что человек будет не только работать, а работать продуктивно. Там — это культ, и человеку просто необходимо хорошо выглядеть и быть в форме. Во-вторых, человек заинтересован в продлении жизни. В 50 лет мужчины и женщины должны хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать, активно работать и жить нормальной полноценной жизнью. У нас этого нет. Почему-то человек не заинтересован в здоровье, не ценит его...
— Что же конкретно делают специалисты по антиэйджингу пациенту, который решил дожить до 100 лет?
— К сожалению, об этом украинцам мечтать рано. Мы являемся реалистами и пока что можем работать только над тем, чтобы наши женщины жили в среднем дольше 60, а мужчины — 58 лет, и первый совет для каждого из нас — найти хорошего врача. В основе антиэйджинга — профессионализм, система и индивидуальный подход к каждому пациенту. В первую очередь он базируется на изучении генетических факторов пациента, которые приводят к старению. В соответствии с анализами врачи принимают разнообразные меры по оздоровлению способа жизни конкретного человека с целью предупреждения генетических изменений. При изучении генетических особенностей человека учитываются два обстоятельства: унаследованный от родителей генотип и способ жизни человека, влияние внешней среды на его генетику — фенотип. Главным является генетический полиморфизм, который дает возможность предвидеть, каким недугом конкретный человек может заболеть, избежать его или отсрочить. Идеалом работы специалистов по антиэйджингу является человек, который в 60 лет активен и полон сил. Исследования на генетическом уровне позволяют показать склонность каждого органа и системы к определенной патологии, дают возможность предусмотреть, как они будут вести себя в дальнейшем, как человек сможет переносить те или иные лекарства. Мы можем определить какие препараты нужны, а какие — нет, можно предусмотреть возможность онкопатологий и тому подобное, можем порекомендовать, чего человеку надо избегать, определить характер питания, способ жизни. Вот эти все вещи мы можем и должны откорректировать. «Мы» — это врач, который использует результаты этих генетических исследований. Вторая задача, или ее можно назвать первой, — это введение в медицину совсем другого качества анализов — более детальных, более точных и более полных. Также мы вводим нашим пациентам маркеры старения. Речь идет о том, чтобы при помощи лабораторной диагностики определить насколько реально ваш возраст отвечает паспортному, в каких системах и органах это старение происходит, причины этого. Третье — введение онко-маркеров для каждого органа и системы направлено на раннее выявление заболевания. Как видите, первая задача специалиста — профилактика, которая позволит показать состояние организма.
Практически каждый человек, который приходит к нам, сталкивается с проблемой андрои менопауз, которые связаны со многими проблемами — косметологией, физиологическим и психологическим состояниями. У нас разработаны уникальные программы, которые вводятся успешно, и пациенты переживают этот сложный период, наслаждаясь жизнью. И если правильно подойти к проблеме, то женщины могут не почувствовать всех проблем, связанных с этим переходным возрастом. Т.е. женщина, которая, например, жалуется на сухость кожи, получает не только услуги косметолога — она проходит комплексное обследование. Мы осматриваем ее с эндокринологом, гинекологом, смотрим маркеры старения, социальный и биологический возраст. Все — очень индивидуально и главное — в комплексе. У нас есть женщины, которым мы на 5—6 лет отсрочили наступление климакса.
— Кто они, отечественные специалисты по антиэйджингу?
— К сожалению, сейчас у нас почти нет специалистов по антиэйджингу, хотя в Европе это направление очень популярно. Например, недавно в Монако состоялся форум специалистов по медицине антистарения, на нем присутствовал даже сам король Монако. Это говорит об отношении власти к проблеме. Как правило, в развитых странах научные конференции проходят в лучших городах под патронатом руководителей государства. На конференции, которая прошла у нас, мы проводили специальное обучение медиков: рассказывали о механизмах старения, о диагностике (УЗД и лабораторной), маркерах старения, как с этим бороться, как донести к пациенту его проблему, как создать индивидуальную программу реабилитации и тому подобное. Конечно, хотелось бы ввести это направление в специализацию в медицинских университетах. Ведь все материалы, все наработки у нас есть, мы готовы поделиться ими со специалистами. Самое главное, что все разработки, методики и теоретические достижения, даже практические навыки у нас есть. Сколько не слушаешь западных коллег, понимаешь, что мы ничем не отстаем в теории от них. Поднимите наработки украинских ученых — обо всем этом уже говорили наши терапевты, фармацевты, все это есть в разработках медицинских институтов. Просто надо всем этим заниматься. Нам есть чем поделиться, ведь у истоков антиэйджинга как направления стояли такие украинские профессора, как Богомолец, Маньковский и Фролькис. Вся мировая наука антиэйджинга базируется на разработках этих ученых.... В мае в Украине при государственной поддержке будет проходить Международный форум «Здоровье нации», в котором наша ассоциация также будет принимать участие. Мы хотим донести, что со всеми нашими глобальными проблемами — СПИДом, наркоманией, туберкулезом, онкозаболеваниями и тому подобное — следует бороться в комплексе, потому что все эти недуги связаны между собой и приводят к сокращению жизни.
— Профессор Геннадий Апанасенко утверждает, что средний украинец на 10—15 лет старше своего паспортного возраста. Вы с этим согласны?
— Геннадий Апанасенко еще довольно корректно сказал... Если брать в целом, то, к сожалению, реальное старение организма, изношенность его органов и систем опережает паспортный возраст на 15—20 лет. Причина? Чернобыль, экология, гибельные привычки, нездоровый способ жизни. Давайте подсчитаем, сколько в среднем украинец расходует денег в месяц на спиртное и сигареты? Все зависит от того, как человек поддерживает свое здоровье, следит за ним. Ведь старость может начинаться и в 20—25 лет. Хотя следует отметить, что в Украине уже есть прослойка людей, которой интересно бороться за свое здоровье, в частности, отсрочивать наступление старости. Они уже стали на ноги, имеют деньги и могут систематически следить за здоровьем — своим и собственных детей. Ведь антиэйджинг — это не только здоровье на сегодняшний день, это здоровье поколений.
— Не дорого ли для среднего украинца сделать качественную диагностику, о которой вы говорили?
— Чтобы сделать нормальное комплексное обследование, много денег не надо — до 1,5 тысячи гривен. А если человек откажется от сигарет, водки, майонезов, все это прокалькулирует, придет на консультацию к врачу, который ему расскажет, как лучше следить за здоровьем, результат не заставит себя ждать. Наконец, все знают о том, что надо больше гулять на свежем воздухе, есть овощи и фрукты, употреблять жирные кислоты, давать себе умеренные физические нагрузки, но мало у кого выработана такая привычка. Беда в том, что часто люди хотят быстрых результатов: назначьте мне две таблетки и три мази, чтобы все подействовало уже сегодня. Люди стремятся попасть в дорогие салоны красоты, на дорогие курорты, где есть все, но нет самого главного — системы. Еще бы хотелось сказать, что у нас нет культуры отношения к врачу. Часто врачей считают взяточниками, хотя и такое случается, вед ь период финансовой нестабильности повлиял на все. Пациент должен полностью верить врачу, а у нас пациент приходит к врачу и уже все знает, что ему надо, чтобы вылечиться. С другой стороны, врач должен быть профессионалом, чтобы ему доверяли, подходить к каждому пациенту индивидуально. Сегодня в Украине найти хорошего терапевта невозможно — все пошли в специализации, чтобы зарабатывать быстрые деньги. Но время «быстрых» денег уже прошло. Я также прошла через это, когда пациентов ставили «на конвейер», а теперь поняла, что лучше потрачу на человека 1,5 — 2 часа, но полностью войду в его ситуацию, сделаю диагностику всех его органов... Самой главной задачей нашей ассоциации является разработка межотраслевой программы антистарения, привлечение к ней специалистов и обучение по антиэйджингу. Это программа, в которой будет идти речь о многих препаратах, которые мы должны принимать для профилактики заболеваний, профилактики осложнений и тому подобное. Мы работаем над тем, чт обы охватить все медицинские специальности, популяризировать это направление медицины.