Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запрос на принципы

Пока оппозиционеры всех мастей ссорятся, молодежь заявляет о своей позиции
23 марта, 1996 - 19:36
ФОТО УНИАН

Буквально за месяц своего президентства Виктор Янукович выстроил сильную властную вертикаль. Получил абсолютно лояльного к себе премьер-министра, создал «под себя» парламентскую коалицию, расставил своих губернаторов. А что оппозиция? Оппозиция выглядит растерянной и деморализованной. Занимается преимущественно выяснением отношений: кто настоящий, а кто карманный; кто более идейный, а кто более сознательный.

Юлия Владимировна по-быстрому создала свое «правительство будущего» во главе с Сергеем Соболевым и уехала в отпуск. Арсений Петрович все грозится показать свое теневое правительство, но никак не покажет. Все откладывает, то на неделю, то на две... Пожалуй, единственный «оппозиционный» поступок за все это время сделал Вячеслава Кириленко — зарегистрировал постановление об отставке Табачника.

К слову, назначение Табачника стало настоящим «подарком» для оппозиции, но наши политические аксакалы оказались не способными его принять. Совершенно без их участия практически по всей стране прокатились акции протеста. Студенты, учителя, родители посчитали ситуацию в образовании жизненно важной для себя и организовались без указки сверху.

— Сейчас формируются весьма неожиданные для оппозиционного сектора протесты, — сказал в разговоре с «Днем» политолог Виктор Небоженко. — Например, украинское студенчество, выступившее против министра образования. Пока оппозиции думают, какой стратегии придерживаться и как уколоть новую власть, формируется совершенно новая сфера — молодежное недовольство. Скорее всего, у молодежи появятся новые лидеры, мало склонные к каким-либо компромиссам с действующей оппозицией.

Также политолог предположил, что дело не в стратегии оппозиции и не в их желании объединиться. «Они будут едины только в том случае, если начнутся аресты. Тогда будет не до выяснения кто старший, а кто младший», — добавил Небоженко.

Кроме того, сейчас оппозиция будет терять бизнес-поддержку. Эксперты прогнозируют, что будет плавное перетекание большого бизнеса поближе к власти.

Впрочем, при нехватке политической оппозиционной элиты могут появиться новые силы, которые займут национально-патриотическую нишу. Возможно, появятся новые лидеры из студенческой среды, из малого и среднего бизнеса, которые никоим образом не привязаны к кланово-олигархической системе и готовы защищать европейскую модель государства. Это, конечно, очень оптимистический сценарий, но ведь всегда хочется надеяться на лучшее.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ЛУПАЦИЙ, эксперт Центра социальных исследований «Софія»:

— Вообще у нас слишком узко трактуется понятие «оппозиция» — лишь как парламентской силы, представители которой не занимают министерские должности. У нас нет полноценной оппозиции в принципе: была в этом статусе Партия регионов или сейчас БЮТ — как одна из наиболее ведущих сил. То есть речь идет о том, что в рамках политической системы, которая «заточена» на модель электоральной демократии, полноценной представительности ведущих групп интересов в парламенте не может быть. Для того, чтобы возникла нормальная оппозиция, фактически, нужны не просто досрочные выборы, а регулирование законодательства, которое регламентировало бы деятельность политических партий, ликвидировало бы «касту» неприкосновенных в парламенте, обеспечивало бы обратные механизмы ответственности парламентского корпуса перед избирателями и, в конце концов, нужно законодательство, связанное с расширением инструментов прямой демократии.

Алена ЯХНО, «День» Наталья РОМАШОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ