В этом году Украина впервые участвовала во всемирном исследовании общественного мнения жителей 23 стран, которое много лет подряд проводит американская социологическая компания WorldPublicOpinion.org на тему отношения граждан к моральности внешней политики их страны и других государств. В Украине исследования общественного мнения провел Киевский международный институт социологии (КМИС). Очевидно, что в таких разных по культуре и развитию странах, как Италия, Индонезия, США, Мексика или Украина, критерии оценки моральности будут различными. Однако в 19 странах на просьбу оценить моральность внешней политики своей страны большинство людей чаще всего отвечали, что ее уровень не выше или даже ниже среднего. Только в двух странах — Иордании и Индии — процент тех, кто утверждает, что моральность внешней политики их страны выше среднего уровня, составляет соответственно 44% и 40%. Украина, хоть и впервые участвовала в таком исследовании, все же отличилась результатами: наши граждане дали третий снизу показатель оценки моральности внешней политики государства. Так, у нас 36% считают, что моральность внешней политики государства Украина на среднем уровне, а 35% — считают ее уровень ниже среднего. Всего 8% думают, что он выше среднего. Это самая низкая оценка среди европейских стран. Чем обусловлены такие ответы, «Дню» прокомментировал президент КМИС, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия» Валерий ХМЕЛЬКО.
— Валерий Евгеньевич, как вы считаете, с чем связаны очень низкие оценки внешней политики Украины нами же самими?
— Если сравнивать оценки моральности внешней политики людей в своей стране, то хуже всего ситуация в Аргентине и Индонезии. Третье место с конца действительно занимает Украина. Хочу отметить, что речь не идет об экспертном опросе: мы исследовали мнения более двух тысяч граждан Украины во всех областях Украины, АР Крым и Киеве по стохастической выборке. Люди оценивали поведение нашего государства с другими. Такой опрос WorldPublicOpinion.org в мире делает много лет, у нас же это было впервые. Речь идет о том, какую внешнюю политику люди считают хорошей или плохой, поскольку моральность — это как раз оценка, где мерилом являются ценности в конкретной стране. Безусловно, критерии моральности — что хорошо, а что плохо — разные.
— Украина ни с кем не воюет, держится в стороне от всех конфликтов, тогда почему сами украинцы так низко оценивают моральность нашей внешней политики?
— Потому что они оценивают внешнюю политику как неудачную, как нехорошую. И не потому что она агрессивная — речь идет не об этом. А речь идет о том, насколько она соответствует принципам добра. Если говорить об оценке населением Украины своей страны, то это вопрос, который никогда не стоял перед социологами. И потому на следующий вопрос «А почему так?» пока ответа нет. Мы никогда не сравнивали себя с другими странами. Во всяком случае, я таких исследований не встречал. Поэтому эта оценка оказалась достаточно неожиданной.
— Согласно полученным результатам, украинцы наиболее положительно оценивают внешнюю политику России. На вопрос «Как вы считаете, по сравнению с другими странами, моральные принципы внешней политики данной страны выше средних, средние или ниже среднего уровня?» выше среднего уровня Россию оценили 24% украинцев (свою страну — 8%). Почему?
— Я сейчас занимаюсь тем, чтобы посмотреть, как это раскладывается на составляющие по регионам в Украине. Я предполагаю, что мы получили такую высокую оценку России за счет востока и юга. Вообще, я считаю, что полученные данные — это вызов социологам, чтобы разобраться в том, по каким же критериям наши граждане оценивают внешнюю политику как самой Украины, так и пяти стран — постоянных членов Совета безопасности — России, Китая, Франции, Великобритании и США, которые имеют право вето. Это те государства, с освещением политики которых — кто что отстаивает, какие у кого интересы — мы очень часто встречаемся на радио, телевидении, в газетам. Думаю, можно было бы проследить, какая страна создает критерии оценки для других. Для меня была очень неприятной картина, что у нас так видят нашу внешнюю политику.
— Возможно, украинцы не видят разницы между внешней и внутренней политикой и судят о внешней политике по внутренней? Или оценивают моральность не политики, а наших политиков?
— То, что внешнюю и внутреннюю политику украинцы не путают, я могу сказать по данным 17 лет нашего опроса. Никогда не было такого, чтобы этих терминов люди не различали... Предположение же о негативном отношении украинцев к внешней политике из-за неприятия отечественных политиков можно проверить. Во время исследования ни одной фамилии не называлось, хотя не исключено, что когда люди делают оценку политики, они имеют в виду и политиков. Ваша гипотеза, думаю, имеет смысл. Вообще, в этом исследовании является некая интегральная оценка, которую мы сейчас впервые сравниваем, и появляются вопросы, с чем же связана такая низкая оценка внешней политики нашей страны своими гражданами.