На территории СОС-городка в Броварах — снежно и спокойно. Здесь, на отдельной территории, подальше от центральных улиц города, стоят 13 одинаковых двухэтажных домов. Дорожки от одного к другому расчищены от снега, и нигде никого. Вдруг откуда-то послышался детский смех: это двух девочек и мальчика трех-четырех лет куда-то везла на санках их мама. Но мама не родная, а социальная. Ее жизнь вместе с детьми почти ничем не отличается от жизни обычной мамочки: так же водит их в детский садик или школу, по вечерам учит с детьми уроки, готовит им кушать, одевает, организовывает досуг и учит адаптироваться к жизни в социуме. Но разница в том, что воспитывает она не своих, а чужих детей, и, в сущности, приняла решение всю жизнь работать мамой для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. А за это получает определенную зарплату и самое главное — любовь сразу четырех, а то и шести детей.
ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВОСПИТАНИЯ — БИОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ
О работе детского городка в Украине слышали и говорили не так много, ведь новая форма воспитания детей-сирот только внедряется на территории нашего государства. Пока что такой городок работает лишь в Броварах под Киевом, и создан он Международной благотворительной организацией «СОС детский городок». На его строительство, поиск и подготовку персонала (мам, их помощниц, психологов, социальных педагогов и тому подобное) пошел один миллион 800 тысяч евро. А с 2011 года похожие проекты появятся в Луганске, затем — в Запорожье и Крыму.
— Детские городки — это та форма воспитания детей, лишенных родительской опеки, которая существует в 131 стране мира. Наша главная задача — создание СОС-семей (происходит от аббревиатуры social society), где бы дети воспитывались в условиях, максимально приближенных к настоящим семейным, — рассказывает директор СОС-городка в Броварах Александр Полищук. — Процесс создания городка в Украине был очень кропотливым и длительным, начался где-то с 2006 года. Сначала наши семьи жили в съемных квартирах, а в конце декабря переехали в новые дома. В настоящий момент в Броварах живет девять семей, где воспитывается 42 ребенка. В целом наш городок рассчитан на 13 семей, которые появятся в ближайшем будущем. Наш проект действует в рамках международного и украинского законодательства Украины, потому глобальная цель нашей организации — сиротство вообще не должно существовать. Самый идеальный вариант воспитания ребенка — полноценная биологическая семья. Поэтому для детей, которые попадают к нам, мы пытаемся создать такие условия воспитания, где бы им дали любовь, заботу, а в результате сделали социально интегрированными и максимально успешными людьми. У нас есть своя концепция отбора детей. Мы очень детально изучаем, является ли наш городок идеальной формой для воспитания конкретного ребенка, которого нам рекомендуют социальные службы. Мы изучаем его потребности, историю, если это уже не совсем маленький ребенок, то есть старше пяти-шести лет, мы обязательно спрашиваем, согласен ли он переехать в СОС-семью. Очень важно, чтобы ребенок познакомился со своей будущей мамой, семьей, поэтому мы привозим ребенка в городок на своеобразную экскурсию. Ведь, как утверждают психологи, когда ребенка из приюта или интерната забирают в новую семью, он получает такой же шок, если бы взрослого человека похитили бандиты.
В таких СОС-городках ребенок может жить с момента рождения до 14—18 лет, после чего он переселяется в Молодежный дом. Там живут юноши и девушки, которые учатся в университете или работают, а также учатся самостоятельно распоряжаться средствами, которые им выделяет фонд, и все это под наблюдением социальных работников и психологов. Достигая 24-летнего возраста, воспитанники сами выбирают дальнейшую судьбу, но в случае каких-то проблем или непредвиденных обстоятельств, они всегда могут обратиться к СОС-семье.
ОДНА МАМА НА ШЕСТЕРЫХ
Один из принципов работы городка — ни в коем случае не разлучать биологических братьев и сестер. Поэтому вышло так, что некоторые мамы получили на воспитание сразу не одного-двоих, а пятеро детей. С такой мамочкой познакомился «День» во время визита в Бровары. У мамы Оксаны (фамилию не называем из этических соображений. — Авт.) уже два с половиной года воспитываются пятеро родных братьев и сестер: Валерия (самая старшая, ей 12 лет), Кирилл, Галя, Артем, Богдан, а немного погодя в семье появился самый младший — четырехлетний Святослав. К сожалению, познакомиться со всеми членами семьи нам не посчастливилось, поскольку старшие дети были еще в школе, а дома были только младшие — Богдан и Святослав, которые пока не ходят в детсад из-за карантина. Так совпало, что в день нашего визита в СОС-городок у Славика был день рождения: первый в настоящей семье, а не в приюте, где он воспитывался раньше.
— Сегодня мы с мамой купим тортик, а вечером к нам придут гости, — говорит Святослав.
— Мы поздравим тебя с днем рождения, пожелаем, чтобы ты не болел, был счастливым, может, подергаем за ушки, — добавляет Богдан.
— А еще будем есть именинную кашу, — подсказывает ребятам мама Оксана. — У нас такая традиция — каждый вечер есть молочную кашу, а сегодня она будет особенная — именинная.
Каждая СОС-семья уже имеет собственные традиции: кто-то ест ежедневно молочную кашу, еженедельно ходит в церковь или смотрит телевизор только вечером. В принципе, семьи живут по тем же нормам, что и обычные. У некоторых даже есть домашние животные, чтобы у детей возникло настоящее ощущение дома, и они быстрее адаптировались к семейной жизни. В Оксаниной семье пока еще нет ни котов, ни собак, хотя младшие ребята и просят об этом маму. Как объяснила женщина, в настоящий момент она просто физически не в силах браться за это, сначала детям нужно привыкнуть к мысли, что новый дом — это уже их постоянный дом, потому что для наименьших ребят он остался там, на прежней квартире.
Как рассказала Оксана, процесс адаптации и привыкания друг к другу может растянуться на недели или месяцы, ведь у каждого ребенка свои желания, боли и проблемы. Например, Славуня (так называет его мама) при чужих людях может легонько бить ее кулачком в ногу или живот. Так он снимает напряжение и страх того, что его маму могут куда-то забрать незнакомые дяди или тети. Невзирая на это, мамой он начал ее называть чуть ли не с первого дня общего обитания.
— Было очень удивительно, когда мы садились за сервированный стол обедать или ужинать, а ноги маленьких ребят оказывались на столе, а не на стуле, или хлеб вместо того, чтобы быть во рту, падал на пол, — делится переживаниями Оксана. — Это сейчас они уже знают, как себя вести за столом, научились помогать мне по хозяйству, стали вежливыми, почти маленькими джентльменами, но скольких сил мне это стоило... Первые две недели общего проживания я просила руководителей городка не приезжать ко мне и не проверять, так было трудно. А теперь мы стали одной большой дружной семьей, которая вскоре может пополниться новыми членами (до конца года в городке будет проживать вдвое больше детей, чем сейчас, потому в каждой из семей ожидается пополнение. — Авт.).
На вопрос, что привело женщину на работу профессиональной мамы, Оксана отвечает просто — так должно было быть. Всю жизнь работала с людьми в отделе кадров, пыталась к каждому найти подход, воспитывалась в такой семье, где детям уделялось значительное внимание, потому теперь делает это и сама. А когда увидела объявление, где приглашали женщин работать мамой, сразу позвонила по указанному номеру.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — РЕБЕНОК
Кстати, тогда на объявление отозвалось около трех тысяч женщин, но из них Благотворительный фонд «СОС детский городок» отобрал всего девять. Как объяснил Александр Полищук, у многих претенденток была не та мотивация, которую искали представители городка. Одни хотели получить таким образом жилье, другие — постоянную материальную поддержку, ведь мамы самостоятельно ведут семейный бюджет, кроме зарплаты получают от Благотворительного фонда средства на питание детей, карманные расходы и тому подобное. А нужны были женщины, которые готовы всю себя отдать детям. Супружеских пар в городке пока еще нет. По мнению пана Полищука, было бы неплохо, если бы детей воспитывали папа и мама, но, с другой стороны, существует риск, что в семье появятся собственные дети, из-за чего в социальных детей будет ревность, или же в случае развода родителей дети получат психологическую травму.
— Очень важно сформировать у детей ощущение привязанности к дому и новой маме, — добавляет Александр Полищук. — Потому необходимо, чтобы наши дети поняли: их будут любить независимо от того, здоровые они или больные, послушные или нет и так далее. Иногда дети проверяют маму, сколько плохих поступков она сможет ему простить, то есть насколько сильно она его любит, но это необходимый процесс адаптации. Поскольку биологическая семья очень важна для ребенка, мы пытаемся установить контакты с родителями или родственниками наших детей. Так, 20 наших обитателей общаются с биологическими родственниками.
На первый взгляд кажется, что в городке всем живется просто и легко. Но проблем есть немало: мамам нужно найти подход к каждому ребенку и завоевать их любовь. Работникам городка — решить психологические, правовые и другие проблемы детей, например, оформить свидетельства о рождении или идентификационные коды, потому что не все их имеют, в случае необходимости, пройти с ними курс лечения. А детям же — привыкнуть к жизни в полноценной семье и почувствовать, что их не бросят на произвол судьбы. И пока что все эти проблемы решаются успешно.