Некоторым украинским политикам, как и некоторым руководителям стран Запада, наверное, было бы полезно прочесть то, о чем еще так недавно писал в связи с отношениями между Советским Сюзом и Западом академик и нобелевский лауреат Андрей Сахаров. Чтобы уменьшить свою энергетическую зависимость от России, Украине, несмотря на уроки Чернобыльской катастрофы, все-таки придется ускорить строительство атомных электростанций. Даже в такой мощной стране, как Германия, правительственная программа замораживания этих станций сейчас ставится под сомнение. Слишком мощный и удобный источник энергии — атомный реактор!
А что касается исходящей от него опасности — так даже если число погибших на дорогах Европы после Второй мировой войны зашкалило за миллион, современному человеку вряд ли взбредет в голову отказаться от автомобиля... Однако во всей этой проблеме есть еще одно совсем не маленькое «но»: проблемы ядерной энергетики, — считал Андрей Сахаров, — не исчерпываются техническими и экономическими аспектами. В своей статье «Ядерная энергетика и свобода Запада, 1977«(в газете «День» она печатается с сокращениями) Андрей Сахаров излагал:
«Политические деятели всегда, и не без оснований, исходят из той предпосылки, что уровень экономического развития страны, ее экономическая независимость — один из главных факторов, определяющих политическую независимость, военную и дипломатическую ее силу, международное ее влияние. Такое мнение должно быть вдвойне основательным, когда речь идет о двух противостоящих друг другу мировых системах. Но уровень экономики, в свою очередь, определяется энергетикой, т.е. использованием нефти, газа и угля... Поэтому я утверждаю — развитие ядерной энергетики — одно из необходимых условий сохранения экономической и политической независимости каждой страны, как уже достигшей высокого уровня развития, так и развивающейся. Особенно велико значение ядерной энергетики для стран Западной Европы и Японии. Если экономика этих стран и в дальнейшем в сколько-нибудь существенной степени будет зависеть от поставок химического топлива из СССР и находящихся под его влиянием стран, Запад будет находиться под постоянной угрозой перекрытия этих каналов, и это будет иметь следствием унизительную политическую зависимость. Одна уступка в политике всегда влечет за собой другую, и к чему это приведет в конце концов, трудно предсказать.
Я уже имел возможность рассказать (в книге «О стране и мире») о высказывании одного из крупных советских чиновников, услышанном мною в 1955 г., когда меня еще можно было считать «своим». Речь шла о переориентации советской политики на Ближнем Востоке, о поддержке Насера — с целью создания нефтяного голода в Западной Европе и, тем самым, эффективных рычагов давления на нее. Сейчас ситуация гораздо сложнее и богаче оттенками. Но какие-то параллели, несомненно, существуют. Существует политическая заинтересованность СССР в использовании энергетических трудностей Запада. ...
Люди должны иметь возможность — знания и права — трезво и ответственно взвесить взамосвязанные экономические, политические и экологические проблемы... Речь идет не только о комфорте, не только о сохранении так называемого качества жизни. Речь идет о более кардинальном вопросе — об экономической и политической независимости, о сохранении свободы для наших внуков. Я уверен, что правильное решение будет достигнуто».
КСТАТИ
Премьер-министр: Цель №1 — электроэнергия вместо газа
Премьер-министр Юлия Тимошенко инициирует мероприятия по замене природного газа на электроэнергию. «Это — цель номер один», — сказала Тимошенко на совещании с губернаторами и мэрами городов. Идеологом, организатором и ответственным исполнителем этого задания в масштабе государства, очевидно, будет руководитель группы советников премьера Виталий Гайдук, который имеет успешный опыт внедрения энергосберегающих технологий на Алчевском металлургическом комбинате. Похоже, Тимошенко убеждена, что внедрение проектов, реализованных в Алчевске по разработкам Института проблем экологии и энергосбережения, действительно позволит стране существенно сократить использование импортного газа. На осуществление соответствующих мероприятий премьер дала губернаторам всего два месяца.
«Я прошу проводить мероприятия моего советника Виталия Гайдука — надеюсь, что в ближайшее время он станет вице-премьером», — сказала Тимошенко, подчеркивая таким образом то, что теперь роль Гайдука может не ограничиваться советами регионам. Другими ответственными за это направление работы Тимошенко назвала министров топлива и энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
«Я просила бы, чтобы под таким руководством — номер один Гайдук и далее другие министры — главы обладминистраций проводили такую работу», — сказала Тимошенко. По ее словам, использование электроэнергии вместо газа удешевляет производство и обеспечивает энергетическую независимость Украины.
«Мы будем строить политическую независимость, создавая независимость энергетическую. И рассматриваем это не как задачу только центрального правительства, но и каждого руководителя местной власти», — отметила премьер. В частности, она пообещала нарастить добычу украинского газа на шельфе Черного моря, что также должно укрепить энергонезависимость.
Другим перспективным направлением Тимошенко назвала продажу Украиной квот на вредные выбросы в рамках Киотского протокола (чувствуется, что с правительством поработал директор упомянутого института, экс-министр энергетики Сергей Ермолов, и дело сдвинулось с места. — Авт.). По словам Тимошенко, «Украина провела переговоры со странами, которые готовы приобрести квоты на выбросы углерода. Это миллиарды, которые можно использовать для замены газа другими носителями».