Ежегодно студенты Института Экуменических Исследований УКУ посещают различные христианские общины Украины. В этом году к ним присоединился «День». Как это — провести выходные в краю солнца и вина, месте наибольшего в Украине скопления этноса цыган? В Украине более всего ромов проживает именно в Закарпатье — только около Мукачево в таборе их живет более шести тысяч. Однако в силу вековых стереотипных представлений 50-тысячный этнос (по официальным данным) в Украине выброшен далеко за обочину.
«Это замкнутый круг. Цыгане не умеют ни читать, ни писать, а на работу их берут разве что уборщиками. Они не имеют документов и соответственно никакой социальной помощи. Временами мы помогаем им официально зарегистрировать себя. Они могут позволить себе просто сжечь паспорт в печи», — рассказывает Шенон, 30-летний украинец венгерского происхождения, который уже десять лет служит в таборе в Закарпатье. Чтобы как-то решить эту проблему, миссионеры евангельской протестантской церкви начинают работать с самыми младшими: с двухлетнего возраста малышей-ромов учат всему — сидеть на стуле, держать ложку, молчать тогда, когда говорят старшие. Шенон показывает местные творения цивилизации — несколько деревянных туалетов на улице. «Два года назад здесь не понимали, для чего это нужно. Осенью мы поставили две кабинки при условии, что они доживут до весны. Теперь у детей формируется не просто чувство гигиены, а в первую очередь — интимности».
«Мой муж уехал в Киев на работу, — рассказывает 30-летняя цыганка Роза, — у нас четверо детей. Вряд ли он вернется домой с деньгами. Если ты — цыган, то тебя редко кто принимает на работу. Мол, крадут».
Шенон проводит нас вдоль всего табора — в центре он построил дом, который одновременно служит церковью, кухней и школой. Село небольшое — с десяток лачуг, но жизнь табора здесь бурлит: около старенького мотоцикла собрались мужчины, услышав музыку, молодой ром энергично танцует, а с другой стороны женщины собрались на смотрины новорожденного ребенка молодой цыганки. «А как в отношении настоящих цыганских танцев?» — спрашиваю. «Хотя в каждом доме здесь и стоит телевизор, но свою культуру они берегут — это у них в крови», — замечает парень.
Интересуюсь у Шенона: «Зачем вы это делаете?». «Десять лет назад я почувствовал, что такое покаяние. Поверил, что существует живой Бог. Удивительно, Он выбрал мне место служения здесь, потому что раньше я ненавидел цыган. В детстве один цыган украл мой велосипед. Вечером работаю программистом, а днем я здесь. Здесь моя семья — моя жена помогает мне в школе, а дети растут вместе с цыганскими детьми. Видите, вот те рисунки? Это они вместе рисовали», — рассказывает.
«Мы гречку, сахар вам привезли», — поощряю студентов класть на стол привезенные свертки. Шенон удивляется: «Это первая помощь, которую мы получаем от украинцев».
Пока мы гуляли по ьабору, Бубу, цыганский ребенок, — мы так и не определили, мальчик это или девочка, — не слезал с моих рук. Большие каре-черные любознательные глаза — это самый первый признак маленьких цыган. «Хороший материал для модного бизнеса!» — согласился Михель, голландский журналист, который ездил вместе с нами по Закарпатью. Дети приглашают нас в другую комнату дома. Шенон, цыганский пастор, берет в руки гитару, а дети поют христианские песни на венгерском языке.
Прощаясь с детьми, я спросила, кем они мечтают стать. Девочки традиционно хотят работать в парикмахерской. «А я милиционером буду!» — гордо заявляет 8-летний мальчик. «Почему?» — «Там денег много!»
Ясное дело, что интеграция цыган в украинский социум зависит прежде всего от их собственного желания предпринимать настойчивые шаги в этом направлении. С другой стороны, проблема бедности одного из самых больших национальных меньшинств Украины является вызовом как для каждого сознательного украинца, так и для государства в целом.
Мирослав ГОРВАТ, журналист, общественный деятель:
— В Закарпатской областной государственной телерадиокомпании «Тисса-1» работает единственная в Украине редакция программы «Романо дживипен» (Ромская жизнь), в которой работаю я. В ней мы пытаемся показать настоящую жизнь рома как нашей области, так и Украины в целом. Уже были подготовлены и выданы в эфир более 120 передач, которые касаются различных областей ромской жизни: проблем здравоохранения, паспортизации, образования, ромского языка и литературы, искусства. Подается информация о международном ромском и правозащитном движении. Например, в феврале 2012 г. мы рассказали о Вацлаве Гавеле и участии ромов в правозащитном движении Чехословакии. В настоящий момент активно начинаем сотрудничать с Киево-Могилянской академией по созданию «Ромских занятий» в вузах Киева. Будем показывать молодым людям — неромам ромский мир. Возможно, это сократит негативные стереотипы. Все самые интересные материалы выдаем на Ютубе, в социальных сетях.
Единственный фонд, который нас материально поддерживает, — это международный фонд «Відродження». За что ему искренняя благодарность. В Украине, при каденции господина Г.Москаля в Госкомнаце, который действительно знал ситуацию по ромам Закарпатской области, была принята национальная программа по ромам Украины. Однако на ее выполнение не было выделено ни копейки. Из-за того, что Украина не смогла выделить средств на новую программу на 2005—2015 годы, которая работает в Европе, ромы Украины остались один на один со всеми своими бедами и в дальнейшем. В 2010 году Европарламент обязал в документе «План действий» принять программу социализации ромов. Сейчас — конец 2012 года, программы приняты в нескольких регионах, в том числе и Закарпатском. И опять на них не выделено финансирование. А общеукраинской программы нет.
Ромов загнали в гетто-таборы. У нас в области их 124 из 570 населенных пунктов. А это кварталы, хуже которых просто не может быть: без улиц, водоснабжения, канализации. Люди без личных документов. В ряде лагерей, где количество детей школьного возраста превышает 280, например, в селе Королево Виноградовского района, нет школы. В местные школы ромских детей не пускают, а в лагере школы нет. Ныне дети «учатся» в сарае местной жительницы. Самая главная проблема — трудоустройство. Ромы хотят работать, как другие люди, но — где?
КСТАТИ
В Луцке открыли школу для ромских детей
Она начала работу в Центре реабилитации и социально-юридической защиты ромов Волыни. Руководитель проекта — Татьяна Логвинюк, член правления общественной организации «Терне рома». Она была причастна и к предыдущей попытке обучать ромских детей грамоте, когда несколько лет назад в одной из школ Луцка открыли класс для маленьких ромов. Но хотя городская власть щедро финансировала это обучение, очень скоро ученики просто разошлись по домам... Сама Татьяна Логвинюк говорит, что в ромских семьях не принято, к сожалению, давать детям образование. Поэтому теперь решено повторить попытку обучения своеобразным путем: дети будут обучаться вместе со своими родителями исключительно в игровой форме. Большие надежды возлагают и на место учебы: в Центре, который призван заниматься именно ромами и их интеграцией в общество.
С целью подобной интеграции было решено принимать в школу и детей украинцев, и теперь их уже больше, чем ромов. На Волыни проживает до пяти тысяч ромов, но паспорта имеет лишь треть из них. 70 процентов из них абсолютно безграмотны. Общественная организация «Терне рома» несколько лет назад издала читанку для детей на ромском языке.
Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк