Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Джордж СОРОС: «Давать больше, чем берешь»

Известный финансист и меценат обсудил со студентами роль высшего образования в условиях экономического и политического кризиса
22 ноября, 2012 - 11:43

Двадцать лет тому назад на основе Института философии и социологии Польской академии наук (ПАН) и Ланкастерского университета в Восточной Европе появилось еще одно учебное заведение, целью которого было обеспечение европейских стандартов высшего образования в этом регионе. Сегодня «география» студентов Школы общественных наук значительно расширилась, но до сих пор львиную долю ее студентов составляют выходцы из постсоветских стран. И украинцев среди них, наверное, больше всех.

По случаю дня рождения учебного заведения во дворец Сташица (здания ПАН и академического сердца Польши) пожаловал его «крестный отец» — Джордж Сорос, чей фонд «Открытое общество» является основным финансовым донором Школы.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВРЕМЕНА ИЗМЕНЕНИЙ

Сегодня Европа переживает непростые политические и экономические изменения, которые особенно чувствуют на себе выпускники университетов. В частности, остро стоит вопрос безработицы среди молодых людей с дипломом о высшем образовании. Как на Востоке, так и на Западе Европы выпускники вузов с магистерскими дипломами оказались ненужными на рынке труда. Потратив пять лет жизни, усилия и деньги, бывшие студенты не соглашаются работать за копейки там, куда их возьмут и без диплома, а достойной альтернативы, к сожалению, нет. Волна недовольства растет и, очевидно, однажды перерастет в студенческие протесты в Испании, Италии и других странах. Именно поэтому нынешние студенты пытаются определить для себя роль высшего образования в этих глобальных процессах и политико-экономических изменениях. Эти вопросы они и поставили Соросу.

«Я напряженно думал над проблемой молодежной безработицы... Если молодые люди не имеют работы, то для них намного лучше учиться дальше, учиться чему-то новому, чем просто оставаться безработными. Но, чтобы предоставить им такую возможность, нужны государственные расходы. И здесь существует проблема: государственные расходы сокращают. И я убежден, что такая экономия в действительности является контрпродуктивной. Когда вы имеете безработный трудовой ресурс и при этом урезаете расходы из бюджета (на образование — Ред.), то ВВП сокращается. К сожалению, правительственные чиновники, которые определяют политику Европейского союза, этого не понимают. Особая проблема существует в Германии — стране, которая пережила период экономии десять лет тому назад. Тогда это сработало. И сейчас немецкой общественности очень трудно понять, что сегодня в Европе это уже не сработает», — сказал меценат.

Ожидаемым был и вопрос относительно демократии. Что думает человек, который тратит колоссальные средства на ее поддержку, о ситуациях в Украине, Беларуси и России? Взгляд Сороса на этот вопрос оказался не таким позитивным, как того ожидали. Финансист не считает, что в ближайшее время возможны какие-то изменения. Однако уверен, что рано или поздно, реформы таки состоятся, поскольку критика действующего строя уже превратилась в «признак патриотизма» и является важным общественным катализатором.

О ПОЗИТИВНОМ РАВНОВЕСИИ

Качественное образование остается важным компонентом развития общества при любых условиях. Экономический кризис, как и любой другой, рано или поздно завершается. Поэтому вопрос инвестиций в образование — всегда актуален. Нужно лишь определиться, сколько именно нужно вкладывать в него при тех или других экономических условиях. На этот вопрос Сорос ответил в лучших традициях филантропа: «Сколько денег мы должны тратить на высшее образование? Я нашел ответ на этот вопрос, когда мы учредили Центральноевропейский университет. Мы использовали ресурсы общественной системы, забирая себе кое-кого из лучших профессоров. Тогда я почувствовал, что мы должны вложить в эту систему больше денег, чем из нее берем».

Такое кредо позитивного равновесия стоило бы позаимствовать и нашим «оффшорным королям». Из-за их экономических махинаций украинский бюджет ежегодно не досчитывается миллиардов гривен, часть которых могла быть использована, в частности, и на образование.

Ярина МИХАЙЛИШИН, студентка Школы общественных наук Института философии и социологии Польской академии наук, Варшава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ