Газетные комментарии, которые я пишу, часто имеют мрачную перспективу. К сожалению, и этот не станет исключением. Но есть две хорошие новости, которые пробиваются сквозь мрак.
Во-первых, глобальное значение переизбрания президента США Барака Обамы ясно: мир избежал катастрофы для международного сотрудничества. США были на грани погружения в изоляционистский национализм, усиленный, быть может, ксенофобскими настроениями. Победа Обамы, несмотря на экономические проблемы Америки, расчищает путь для сотрудничества, основанного на прислушивании к другим в переговорах, в которых США не отрицают легитимности глобальных общественных интересов (как они это сделали, к сожалению, в вопросе об изменении климата).
Другая хорошая новость касается Франции, и, следовательно, она является более «локальной», но, тем не менее, принципиально важной. Как и во всех развитых странах мира, глобальный кризис тяжело ударил по экономике Франции, приведя к стагнации производства, росту безработицы, уменьшению гарантий занятости, росту государственных долгов, а также риску падения фондового рынка. Промышленное производство резко упало, сальдо торгового баланса резко ухудшилось, а корпоративные банкротства стали более частыми.
На протяжении шести месяцев во Франции было новое руководство — новый президент, правительство и парламент. Но президент Франсуа Олланд и его правительство были странно неактивными после выборов, ограничившись снижением воздействия необоснованных сокращений бюджета и налоговой реформы, проведенной предыдущим правительством Николя Саркози. Многие стали задаваться вопросом, был ли Олланд в курсе масштабов кризиса, который недавний экономический спад может вызвать.
В последние недели, однако, правительство приняло энергичные и решительные меры для повышения конкурентоспособности французской промышленности, в том числе — огромные налоговые льготы для предприятий на 20 млрд евро (26 млрд долларов), которые будут финансироваться за счет увеличения налога на добавленную стоимость, то есть за это заплатит общественность. Повышение НДС больно ударит, но другого выхода не было. Осведомленность, смелость и всеобъемлющая политика французскими инвесторами были восприняты как помощь и поставили их в более выгодные условия перед лицом кризиса.
Новый толчок французского правительства для противостояния проблемам экономического положения в стране важен не только для Франции, но и для Европы, и мира. В конце концов, Франция является второй по величине экономикой еврозоны и пятой по величине экономикой в мире.
И все же, несмотря на эти яркие пятна, международное сотрудничество по вопросам, от региональных конфликтов до защиты глобальных общественных благ, остается слабым. Антарктика, единственная территория в мире, которой непосредственно руководит международное сообщество, является недавним таким случаем.
Договор об Антарктике, заключенный в 1959 году, запрещает любую военную деятельность в Антарктике, а также установление каких-либо границ. С тех пор к договору были добавлены три соглашения — Конвенция о сохранении тюленей Антарктики (1972), Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ, 1980) и Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (PEP, 1991), который запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами.
Система Договоров об Антарктике предусматривает проведение трех ежегодных встреч: одна занимается контролем и управлением самим договором, а два других касаются АНТКОМ и PEP. В последние годы были рассмотрены предложения, которые создадут морские заповедники по всему континенту и сократят риск растущего дефицита или прямого исчезновения различных видов рыб и китовых.
Принцип, что международное сотрудничество необходимо для защиты рыбных ресурсов, которые сокращаются во всем мире, был принят на встрече АНТКОМ в 2011 году. На встрече АНТКОМ 2012 года, которая прошла в начале ноября в Хобарте в Австралии, были рассмотрены три предложения (от США, Новой Зеландии и Франции/Австралии) о создании морских заповедников в трех различных сферах. Они были совместимы, и будут усиливать друг друга. Тем не менее обсуждение провалилось, и не было принято никакого решения. Россия и Украина — и в меньшей степени Китай — заблокировали усилия по достижению соглашения.
Этот провал отражает ту же динамику в провале конференций по глобальному изменению климата в последние годы: несколько циничных стран, чье сотрудничество необходимо, чтобы спасти планету, подпитывают безумие тех, кто склонен ее разрушить. Это не изменится, пока новое сознание не укрепится во всем мире, чтобы убедить государства поддержать обязательность международного права.
В США в настоящее время переизбран президент, который это понимает. Во Франции — президент, понимающий необходимость смелых и далеко идущих действий. Их активное руководство, а также руководство других сейчас необходимо больше, чем когда-либо, чтобы переломить ситуацию.
Проект Синдикат для «Дня»
Мишель РОКАР — бывший премьер-министр Франции и бывший лидер французской Партии социалистов.