Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гнат ЮРА, которого мы помним и которого мы не знали

8 января «отец» Театра им. Ивана Франко отметил бы 125-летие со дня рождения
27 декабря, 2012 - 12:16
НЫНЕ В СКВЕРЕ ПЕРЕД ТЕАТРОМ им. И. ФРАНКО СТОИТ ПАМЯТНИК ГНАТУ ЮРЕ В РОЛИ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Нам показалось, что рассказать что-то интересное и неизвестное о Гнате Петровиче Юре — основателе Национального академического драматического театра им. Ивана Франко, в канун юбилея выдающегося режиссера и актера, лучше всего может генеральный директор прославленного коллектива Михаил Захаревич (он работает свыше 20 лет в театре, преподает в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, осуществил более десятка интересных исследований, в основном связанных с историей франковцев и биографией Гната Петровича Юры).

— Михаил Васильевич, о Гнате Петровиче много написано, а где вы находили новую информацию о мастере?

— Прежде всего, воспользовался знакомством с сыном Г.Юры — Юрием Игнатьевичем Юрой. В настоящий момент ему более 80 лет. Узнал от него интересные вещи. Были на моем пути и другие свидетели событий — актеры, режиссеры. Книжки таких корифеев, как, например, Иосиф Гирняк. А дальше работа с архивами — документы, газеты, неопубликованные воспоминания, фотографии из архива нашего театра. Ни один исследователь в эти «уголки» не заглядывал. Винницкие, харьковские и киевские газеты 1920-х-1930-х годов содержат много неизвестного... В настоящее время в интернете можно поймать самое неожиданное. Рад кое-чем поделиться с читателями «Дня».

НАЧАЛО 1920-х. ГАСТРОЛИ ФРАНКОВЦЕВ ПО ГОРОДАМ ДОНБАССА

Из воспоминаний артистки Е. Ожеговской:

«Юзовка. Поселились в полуразвалившемся театре, который стоит на базаре. Четвертый час дня — страшная жара. Вся труппа после репетиции дома, занята своими домашними делами: шумят шесть примусов, на которых кипит, шипит, трещит какая-то еда, распространяя каждая свой специфический запах, чад и смрад. Кто-то стирает белье и как раз обливает его кипятком — поднимается целый столб удушливого пара. В углу стрекочет швейная машинка — кто-то шьет себе на спектакль костюм. Какая-то хозяйка рубит котлеты. Кто-то баритоном выводит песню. Кое-кто работает громко над ролью. Кто-то с кем-то спорит. Те громко хохочут. С какой-то кровати доносится богатырский храп. Кто-то завивает себе на вечер парик, пахнет паленым. Гнат Петрович сидит за столом с перевязанной полотенцем головой, работает над пьесой. Наконец, поднимается, хватается за голову и с отчаянием в голосе говорит: «Можно сойти с ума! Ничего не понимаю!»...

«СКОПЛЕНИЕ ТАЛАНТОВ И РОДСТВЕННИКИ»

Бывает, что при «скоплении талантов» на одной сценической площадке не всем хватает «кислородного запаса». Такое случалось и в среде Театра им. И.Франко. В июне 1921 г. на гастролях в Кременчуге произошла катастрофа: Амвросий Бучма вывел из театра за собой 17 творческих работников! Это была критическая масса, такой состав мог работать как самостоятельный театр. На место тех, кто ушел из театра, Гнат Петрович, сохранявший спокойствие, немедленно пригласил группу артистов: В.Варецкую, П.Нятко, Е.Ожеговскую. Л.Гаккебуш, В.Василько, а главное своих родственников: старшего брата Терентия Юру, его жену Феодосию Барвинскую, сестру Татьяну Юрьевну. Тогда же в театр пришли София Тобилевич, Ольга Горская, Михаил Пилипенко, ставший мужем Татьяны Юрьевны. По поводу родственников всю свою жизнь Гнат Петрович отовсюду слышал упреки. Но эта талантливая группа была его надежным тылом. А «дезертирам» все прощал.

Александр Борщаговский зафиксировал отзыв Амвросия Бучмы: «Гнат Юра — наиболее мягкий, скромный и деликатный из всех режиссеров театра и кино. Из всех, с кем мне приходилось работать».

СЕМИЖИЛЬНЫЙ МУЖИК

Уникальная деловая натура руководителя театра! Не белоручка, не истеричка, каких предостаточно в этой профессии. Семижильный мужик — быстро (за неделю или самое большое за 10 дней) ставит спектакли, блестяще играет разноплановые роли (наибольший успех — Фигаро, потому что у самого такой хваткий характер!), в совершенстве знает директорско-управленческое ремесло (всегда вне театра при нем портфель с документами), корректно водет себя в коридорах власти. Не бабник. Такой не загубит коллектив. Следовательно, думает власть, его лично и театр следует поощрить. В протоколе №14 заседания Президиума Подольского Губисполкома от 17 января 1923 г. появляется неординарная запись: «Поддержать ходатайство Губнаробраза и Губполитпросвета перед Наркомпросом и ВУЦИК о награждении артиста украинской труппы театра им. Франко Гната Петровича Юры званием заслуженного артиста-художника УССР и театра — званием «Народного театра УССР».

Это была лишь «репетиция» отношения власти к мастеру. Дальше, действительно, сыпались реальные знаки отличия и награды, но кто считал рубцы на сердце от обид и перечеркиваний его творческих замыслов! В 30-х годах он объявил в прессе о таких долгожданных постановках «Гамлета» Шекспира и «Войны и мира» Толстого, а пришлось работать в поте лица над «Правдой» и «Богданом Хмельницким» Корнийчука...

ЭКСПАНСИЯ МЕТОДА СОЦРЕАЛИЗМА

По окончанию войны и возникновению стран народной демократии власть намеревалась экстренно послать театр на гастроли хотя бы в одну из них. Цель — экспансия метода соцреализма. Так сказать, захват территории с помощью оружия тоталитарного уклада. Выбор пал на Польшу, и уставший во время эвакуации, голодный и босой коллектив должны были туда отправить уже... в 1945 году. Об этом есть заметка в «Дневнике» работы театра. Вопрос стоял и на собраниях коллектива. Гнат Юра как мог отстаивал более поздний срок поездки. И она состоялась через пять лет. Выступления прошли успешно благодаря талантливым актерам. Но полякам более импонировали европейские модерные течения, у нас учиться новые друзья не стали. Умели посмеиваться незаметно, себя называли самым «веселым бараком соцлагеря».

***

А вот поздравительная телеграмма из нашего архива руководителю театра: «Сердечно поздравляю дорогого Гната Петровича — высокую гордость нашу, одного из наилучших мастеров сцены Украины, а также Советского Союза славным 75-летием! Хоть я не был вашим учеником по сцене, а очень много взял от Вас хорошего, прекрасного, чудесного. Пусть же вечно живет, расцветает ваше тонкое, мудрое умение артиста в сердцах гнатоюровских учеников, в сердцах растущего поколения! Крепко обнимаю. Целую! Ваш Павел Тычина».

«МЕНЯ ЗА МНОГОЕ МОЖНО СУДИТЬ...»

Общеизвестна скромность Гната Петровича. Свое творчество он так оценивал: «Меня за многое можно судить, но никто из тех актеров, которые работали со мной, не упрекнет меня за попытку представить себя реформатором сцены. Я пытался дать новое дыхание старому как мир реалистичному актерскому театру, верил в то, что новизна приходит спонтанно с новым актером-творцом, и все самое лучшее, что мы можем, самое лучшее и большее — это поднять реалистичное действо, если хотите, театральное зрелище, к высотам поэзии...

Понять это не просто, более легко причислить художника, который не готов и не согласен любую минуту стоять на голове, в разряд рутинеров. Я к этому привык, меня не мучает осуждение, я сжился с мыслью, что на высшем Господнем суде смогу в свое оправдание назвать только несколько спектаклей, несколько из многих поставленных. Иначе не бывает, вопреки нашим претензиям, нашей суете, желанию возвысить и освятить каждый свой шаг: только несколько!».

Вот каким мудрым был «отец» нашего театра...

СПРАВКА     «Дня»

Гнат Петрович Юра родился 8 января 1888 года в селе Федвар (теперь село Подлесное Александровского района Кировоградской области). С 1907 г. на профессиональной сцене в труппе С. Максимовича. В труппе Максимовича Юра встретил своего творческого побратима и товарища в жизни Семена Семдора. Далее Юра играл в театре общества «Руської Бесіди» в Львове (1913 — 1914), в Молодом Театре (1917) и в Театре им. Т. Шевченко в Киеве (1919). С 1920 в Театре им. Ивана Франко, созданном под. опекой УГА в Виннице, перенесенном в 1923 г. в Харьков, а с 1926 в Киев. В этом театре Гнат Юра работал до 1961 года как художественный руководитель и режиссер, подготовив около 100 спектаклей! В первом периоде Гнат Юра преимущественно имитировал репертуар Молодого театра и опирался на драмы Винниченко и современные западно- европейские пьесы. С 1929 г. перешел на советско-украинский ( Микитенко, Корнийчук) и русский репертуар. Из мирового классического наследия ставил «Дон Карлоса» Шиллера (1936).

Как актер остался лучшим в бытовых ролях

  •  Терешко, Крамарюк («Суета», «Житейское море» Ивана Карпенко-Карого)
  •  Копыстка («97» Миколы Кулиша).

В бытовом плане также выступал в ролях:

  •  Фигаро («Свадьба Фигаро» Бомарше)
  •  Швейка («Приключения бравого солдата Швейка» по Гашеку).

Снимался в фильмах:

  •  «Прометей» (1936)
  •  «Кармелюк» (1938)
  •  «Тарас Шевченко» (1951)
  •  «Мартын Боруля» (1953).
  •  «Сто тысяч» (1958).

Преподавал с перерывами в Киевском Театральном Институте (1938—1961).

Умер 18 января 1966 года. Похоронен в Киеве, на Байковом кладбище. Рядом с ним похоронена его жена — Рубчакивна Ольга Ивановна.

Валерий ГАЙДАБУРА, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ