6 февраля франковцы приглашают зрителей на премьеру. На камерной сцене Богомазов поставил Morituri te salutant («У нас все свято»). Режиссер, за которым закрепилась репутация экспериментатора и разрушителя стереотипов, уже не впервые ставит произведения корифеев украинской литературы — И. Карпенко-Карого, И.Франко, П.Саксаганского, и тексты В. Стефаника в том числе. Примечательно, Стефаник — пока единственный автор в творческой биографии Богомазова, к которому режиссер обращается повторно...
Именно украинской классикой (спектакль «Чарівниця» по «Бесталанна» Карпенко-Карого) два десятилетия назад Дмитрий Богомазов, тогда еще студент театрального института, ученик Эдуарда Митницкого, дебютировал на сцене Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Традиционная пьеса в решении режиссера впечатляла свежестью и актуальностью звучания, его подход разрушал устоявшиеся каноны в восприятии украинской драматургии, выводя на первый план универсальные смыслы. Тогда спектакль принес начинающему режиссеру премию «Киевская пектораль» в номинации «Дебют», а сегодня его «Чарівниця» входит в учебную программу и монографии по истории украинского театра ХХ века.
Через девять лет Дмитрий Богомазов вновь вернулся к украинской классике. В Одесском украинском театре им. В.Василько поставил «Украдене щастя» И.Франко и «Что им Гекуба?» — по текстам «Шантрапы» П.Саксаганского и шекспировского «Гамлета», а на своей «Вільній сцені» — Morituri te salutant по новеллам В.Стефаника. В спектакле «Счастье рядом» (а именно под таким названием вышла в Одесском театре пьеса Франко) Богомазов и художник Друганов отказались от традиционно-этнографического обрамления классического сюжета и приблизили место и время действия к знакомым нам реалиям, привнеся в него приметы жизни и быта современных окраин. В решении Богомазова, наряду с универсальной экзистенциальностью пьесы, ее социальный посыл (так набивший всем оскомину еще со школьной скамьи) прочитывался остро и современно, вызывая живые ассоциации. Богомазов поставил спектакль о том, что манящее своим невидимым присутствием счастье украдено не только у не поделивших любовь героев Франко, но и у целого народа. Спектакль полярно разделил мнения. Было одобрение, поддержка и выдвижение на Шевченковскую премию, однако в адрес «молодых экстремалов» прозвучало и раздраженное обвинение в «отрыве от коренных традиций украинского искусства, культуры и ментальности». Но время рассудило всех — уже более десяти лет спектакль живет на украинской сцене русскоговорящей Одессы.
И уж если вести речь об уроках классики и разрушении стереотипов, то, пожалуй, спектакль Morituri te salutant по В.Стефанику 2003 года на «Вільній сцені» можно считать показательным примером экстремально-радикального сценического эксперимента в исполнении Дмитрия Богомазова и Александра Друганова.
В основе спектакля Театра им. И. Франко — девять новелл: «В корчме», «Одна-одинешенька», «Вечерний час», «Святой вечер», «Май», «Сон», «Сыновья», «Грех», «У нас все праздник». Разные события и характеры объединяет главное — человеческое достоинство (какие бы испытания судьба ни посылала, до какого бы предела в своей моральной и физической беде не доходил человек, он должен выстоять и даже на пороге Вечности бросить вызов жизни)...
Для режиссера-постановщика и автора инсценировки — Дмитрия Богомазова — главным стало найти внутреннюю композицию спектакля и передать всю полифонию тем и образов, поднятых в новеллах классика. Так появилась музыкальная форма представления, которая стала камертоном восприятия событий, предоставила многоплановость и метафорическую образность.
Сценографию создал Александр Друганов, музыкальное оформление — Сусанна Карпенко, хореографию — Ольга Семешкина. В спектакле заняты актеры: Василий Баша, Иван Залуський, Александр Печерица, Ренат Сеттаров, Ксения Баша-Довженко, Татьяна Михина, Ксения Вертинская, Александр Форманчук.