Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Великий» газовый путь... на Восток

Эксперты «Дня» — о новых приоритетах и схемах украинской политической элиты в решении энергетических вопросов
19 февраля, 2013 - 12:02

Заместитель главы российского «Газпрома» — Александр Медведев — в интервью Financial Times в конце прошлой недели в очередной раз потребовал, чтобы Украина заплатила штраф ($7 миллиардов), начисленный за недобор российского газа. «Я не могу себе представить в самых смелых мечтах, — говорит Медведев, — что Украина откажется выполнять свои обязательства. Принцип «бери или плати» — это даже, если не хочешь, все равно придется платить».

ПЛАТИТЬ? — НЕ ПЛАТИТЬ!

Высокий газпромовский чиновник мечтает («в самых смелых мечтах») о том, чтобы Украина прекратила платить по счетам... Перед нами не только очередная и очень символичная ошибка по Фрейду, но и плохо скрытое раздражение, а возможно, и прямая угроза, направленная на то, чтобы добиться от Украины определенных уступок. «Насколько я понимаю, идут сложнейшие тайные переговоры по всем аспектам взаимоотношений, — рассказал УНИАН экс-депутат Думы РФ от правящей партии Сергей Марков. — Чем они закончатся — никто не знает. Я думаю, переговоры будут продолжаться, и на повестке дня, по сути, единственный вопрос —присоединение Украины в той или иной форме к Таможенному союзу, все остальное является частностью этих больших переговоров».

Учитывая первоочередные российские геополитические интересы, это мнение можно в какой-то мере понять. Но у Украины, как известно, своя игра, свои приоритеты и аргументы. И, похоже, какие-то шансы отстоять их уже появляются. Это убедительно показал визит Президента Виктора Януковича в Туркмению. Хотя при этом нельзя сбрасывать со счетов и определенные внутренние украинские и геополитические нюансы. Понять их помогут высказывания политических экспертов, которые в эти дни, как никогда активно, подключились к газовой теме.

НЕ БЕЛОРУСЫ МЫ...

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев рисует формулу украинско-туркменско-российского треугольника: «Туркменский газ — в обмен на трубу, по которой он пойдет, или консорциум (двухсторонний) ради туркменского газа, такова идея украинского руководства». По мнению эксперта, в этой игре Украина может вернуть позиции, утраченные в начале двухтысячных годов. Зачем это делается? «Янукович отчаянно хочет уйти от белорусского сценария, когда труба — «Белтрансгаз» — была полностью продана «Газпрому», — объясняет он. — На такие условия украинская сторона не пойдет, как бы ни прижимала цена на газ».

Эксперт рассказывает о некоторых обстоятельствах, определяющих пределы приемлемых для украинской стороны компромиссов. «Нынешняя украинская элита была выбита из схемы газовых поставок между Россией и Европой, которой управляет Россия, — констатирует Карасев. — И Путин не собирается вновь вписывать ее (элиту) в эту схему — разве что в обмен на вступление в Таможенный союз. Это в свою очередь не устраивает украинскую элиту в силу разных, в том числе и политико-экономических причин». Карасев считает, что перед украинским руководством стоят две главные задачи: как снизить цену на газ и как вернуться в схему. При этом он подчеркивает, что свое возвращение в схему поставок газа новая украинская элита основывает не на условиях Европы и не на помощи европейского Экономического сообщества. Возврат, согласно ее замыслу, должен проходить, так сказать, на постсоветской стороне, куда относятся в первую очередь Россия, Туркменистан, Азербайджан.

ЧТО ТАКОЕ СУВЕРЕННАЯ ЭНЕРГОДИПЛОМАТИЯ?

Карасев называет такой подход другой, новой, стратегией энергодипломатии. Можно ли назвать ее успешной? Ответ такой: ни на какие уступки Путин и «Газпром» пока не идут. Уплату так называемого долга Украины за недобор газа Россия подает как свое незыблемое требование и может его «смягчить», лишь засчитав эту сумму как взнос «Газпрома» в двухсторонний консорциум. Тем не менее Карасев считает, что суть пусть и не наступательной, но довольно настойчивой суверенной энергодипломатии Киева состоит в том, чтобы несколько дистанцироваться от европейского Энергетического сообщества и не делать ставки на его помощь. Если энергетическая независимость раньше воспринималась исключительно как независимость от России, то теперь — и от Европы.

«С точки зрения своей суверенной энергодипломатии, украинская элита, по мнению Карасева, хочет посмотреть еще и на опыт сотрудничества таких стран, как Туркменистан и Азербайджан с ведущими международными газо- и нефтедобывающими компаниями. И если раньше методика включения украинской элиты в международный порядок и в мировую элиту опиралась исключительно на евроинтеграцию, то теперь начальный этап этого процесса будет проходить через богатые энергоресурсами постсоветские страны, прогнозирует эксперт. Почему это важно для украинской власти и элиты? Если в нашей стране будут найдены большие месторождения сланцевого газа, то западные демократии, скорее всего, будут так же, как в Туркменистане и Азербайджане, смотреть сквозь пальцы на нарушения прав человека и т.д., объясняет Карасев. «Флирты с Туркменистаном и другими автократическими режимами на постсоветском пространстве, богатыми энергоресурсами, — предполагает Карасев, — могут иметь серьезный геополитический подтекст».

СЕМЕЙНЫЕ АППЕТИТЫ

По мнению Карасева, всю энергетическую тематику подминает под себя новая группа («давайте назовем ее младодонецкими»). «Она приходит на смену Юрию Бойко и другим, кто привык работать в схеме Европа — Россия — Украина. А у новой группы, рассказывает Карасев, другие приоритеты: «Россия побоку, потому что там нет прогресса. Новая группа берет под опеку Туркменистан, Азербайджан, возможно, Казахстан плюс американские транснациональные корпорации, поскольку эта ресурсная и денежная кладовая способна укрепить власть и нарастить ее экономическое «мясо» вместе с необходимыми приправами».

Политолог, глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко использует для обозначения верхнего этажа элиты другой, «одолженный» в России термин. «Было бы странно, если бы интересы «семьи» обходили стороной газовый бизнес», — отмечает он. По его мнению, газ — это особая статусная сфера бизнеса. «И то, что «семья» хочет в нее войти, — это абсолютно закономерно», — подчеркивает эксперт. Он отмечает, что сегодня это непросто сделать, потому что существует как внешняя, так и внутренняя конкуренция. «Я бы не прогнозировал, что «семья» перехватит инициативу уже в ближайшее время, — говорит Фесенко и продолжает: — Я не исключаю, что внутренняя конкуренция может привести в конечном итоге к некоему паритету интересов».

ТРЕТИЙ ВСЕ ЖЕ НЕ ЛИШНИЙ

Возвращаясь к теме туркменского визита Президента, Фесенко отмечает, что это — главное событие февраля, поскольку Туркмения для Украины — не только ценный газ, но еще и очень выгодные контракты для украинского бизнеса. Фесенко подчеркивает, что для бизнеса главное — вернуться в Туркмению, вновь обрести для себя этот газовый рай. Но если раньше на это испрашивали разрешения России, то теперь уже сами договариваются. «Это уже серьезный шаг вперед, — говорит политолог и отмечает: — Игра становится сложнее... И, что совершенно очевидно, украинская сторона хочет использовать договоренности с Туркменистаном как элемент будущего пазла в договоренностях с Россией».

Фесенко считает, что пакет договоренностей с Россией хотят расширить. Россияне сузили идею консорциума до двухстороннего, а украинская сторона пытается искать новые инструменты и возможности для маневра, и в качестве скрытого третьего игрока пытаются подключить туда Туркменистан. Фесенко почти повторяет формулу, изложенную Карасевым: «Туркменский газ — в обмен на нашу трубу». Эксперты энергетической сферы — Михаил Гончар и Валентин Землянский — также поддерживают версию, изложенную в «Дне» (15—16 февраля): Россия пропустит туркменский газ в Украину лишь в обмен на создание двустороннего консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. Не станет ли такой консорциум еще и своеобразным прологом к вступлению Украины в Таможенный союз?

Вадим КАРАСЕВ:

«Перед украинским руководством стоят две главные задачи: как снизить цену на газ и как вернуться в схему. При этом свое возвращение в схему поставок газа новая украинская элита основывает не на условиях Европы и не на помощи европейского Экономического сообщества. Возврат, согласно ее замыслу, должен проходить, так сказать, на постсоветской стороне, куда относятся в первую очередь Россия, Туркменистан, Азербайджан»

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ