Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как заставить эковредителя платить?

Донетчина первой из всех регионов разработала план действий по охране окружающей природной среды области до 2020 года. Его слабое место, считают эксперты, — контроль за выполнением
27 февраля, 2013 - 12:00
ФОТО РЕЙТЕР
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

В Донецкой области до сих пор нет экологической стратегии. Проблему попытались решить с помощью Плана действий по охране окружающей природной среды Донецкой области на 2013—2020     гг., который был представлен общественности на прошлой неделе.

«Сложная ситуация в области сложилась потому, что на протяжении всего времени развития промышленности мы достаточно интенсивно эксплуатировали природные ресурсы. Сегодня мы понимаем, что проблемы нужно решать. Мы являемся лидерами в Украине по всем показателям загрязнения. Это произошло потому, что мы — самый техногенно нагруженный регион Украины и Европы. Это не наша вина, это — наша беда. К сожалению, в Украине за все годы независимости правила игры не были очерчены. Только в 2010 году мы получили закон об экологической стратегии Украины до 2020 года. Он определил направления и задачи, которые мы будем решать. Был принят национальный план действий. На базе этих документов мы первыми в Украине подготовили План по охране окружающей среды до 2020 года. Сегодня он представлен к обсуждению общественности. Он будет утверждаться коллегией Донецкой областной государственной администрацией и сессией областного совета», — отметил начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в Донецкой области Сергей ТРЕТЬЯКОВ.

Главная цель проекта — обеспечение экологической безопасности через предупреждение и минимизацию негативного влияния человека на окружающую среду, экологическое сбалансирование региона, переход от старых методов к новым. В нем рассматриваются: охрана атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель и грунтов, лесов, геологической среды и недр, обращение с отходами и небезопасными химическими веществами, прекращение утраты биологической и ландшафтной среды, формирование экологической сети. При этом, как отметил С.Третьяков, все средства на обеспечение улучшения экологической ситуации будут выделять крупные компании-вредители. Но о том, как будет проходить контроль выплат и соблюдения норм, в программе не сказано. Также нет пункта, который бы отвечал на вопрос: какие санкции ждут компании или предприятия, если они не будут выполнять обязательства? «Тот, кто разрабатывал программу, и будет наблюдательным органом. Кроме того, программа еще не утверждена, поэтому общественность может вносить коррективы», — говорит Третьяков.

Среди мероприятий, которые планируется провести за эти семь лет, — выведение из эксплуатации агломерационных машин, технологического оборудования на аглофабриках, реконструкция конвекторов; реконструкция и строительство блочных очистительных сооружений; консервация малопродуктивных и деградированных земель; утилизация промышленных отходов на ПАТ «Азовсталь», ММК Ильича, ЕМЗ, Авдеевском коксохимическом заводе; запланировано увеличение площади лесов на 8943,4 га и т.д. Некоторые действия по очищению вод, по словам Третьякова, уже внедряются. В целом, в программе обозначено 140 мероприятий общей стоимостью более 32 млрд грн. При этом из государственного бюджета планируется выделить 70 700, 00 тыс. грн, из областного фонда — 745 825,40 тыс. грн, фондов городов и районов — 461 176, 60 тыс., средства предприятий — 31 352426,38; другие источники — 106 450,00 тыс.

«Вы спросите: откуда такие суммы? Сегодня фактически главными загрязнителями воздуха являются двадцать предприятий металлургического и энергетического комплексов. И отмеченные в плане мероприятия — это мероприятия самих заводов. Когда мы формировали программу, запросили у самих предприятий их действия до 2020 года. Поэтому в документах находят отражение взятые ими на себя обязательства. Наша задача — работать с главными загрязнителями и корректировать их действия», — отметил Третьяков. При этом, как уточнила Татьяна СТРОЙ, руководитель программ Донецкого пресс-клуба, компания СКМ отказалась участвовать в дискуссии, поскольку в данный момент их программа еще не до конца сформирована, и сейчас они занимаются именно разработкой экологического видения предприятия.

На сегодня 53% средств из экологического фонда предприятий уходит в бюджет города, 33% возвращается обратно на осуществление экологических программ.

Глава общественного совета при Госуправлении охраны окружающей природной среды в Донецкой области, заместитель главы ОО «Донецкое экологическое движение» Сергей ДЕНИСЕНКО отмечает: «Таких программ было уже много. Мы видим, что количество выбросов в атмосферу только возрастает. Это — показатель той экологической политики, которая была в области. К сожалению, этот план вряд ли что-то изменит серьезно. Стоит посмотреть на перечень предприятий, которые должны внести экологические средства. Это            — Зуевская ТЭС — 8 млрд грн, Кураховская ТЭС — 9,5 млрд грн, Славянская ТЭС — 1 млрд грн. Кто-нибудь поверит, что эти электростанции в течение некоторого времени смогут вложить такие суммы в развитие своих предприятий? И, к сожалению, на сегодня нет механизма, как заставить эти предприятия реально вложить эти средства».

По мнению главы Донецкой областной экологической общественной организации Владимира ЖУРАВЛЕВА, главным вопросом должна быть защита природных вод в Ясиноватой. «Ясиноватский район вообще не включен. А он стоит на водоразделе трех рек. И если ни в одном из населенных пунктов не работает канализация, то что можно говорить о содержании этих вод? Но об этом речи нет. Таких проблем очень много. Я не критикую правительство, я лишь знаю, как составляются экологические планы. Никто никогда не составляет реальных действий и не пишет реальных сумм, так как никто не надеется, что эти планы и эти суммы будут проводиться и выделяться».

Елена ЯВОРСКАЯ, глава Винницкой областной экологической ассоциации «Зеленый мир Подолья», бывший заместитель министра экологии (2006—2007 гг.) по телефону отметила, что, действительно, «в государстве никто не занимается решением экологических проблем», но в рамках данного законодательства программа Донецкой области выглядит достаточно неплохо.

Однако остается несколько вопросов, которые могут возникнуть у любого украинца.

Первый: почему на сегодняшний день, учитывая европейские стандарты и принятые нормы, не разработана единая четкая программа действий с четкими санкциями и распределениями ролей?

Второй: почему, несмотря на то, что есть всеобщее признание первоочередности экологических проблем, никто никогда еще не ставил перед собой эту задачу как первостепенную? Ранее ни один из депутатов, вышедших из области, не заявлял о том, что будет лоббировать экологическое законодательство. Правда, в этом году выходцы из Мариуполя обещали поддержать экологические инициативы в Раде и создать так называемое Мариупольское лобби. Об этом после экологических митингов в Мариуполе заявлял мэр города Юрий Хотлубей. «Все предложения, касающиеся законов, мы будем отрабатывать, у нас есть договоренность с народным депутатом Украины Алексеем Петровичем Белым, Сергеем Анатольевичем Матвиенковым, думаю, и Владимир Семенович Бойко нас также поддержит. Что касается вложения средств в модернизацию оборудования, все это предусмотрено программой по охране окружающей среды, да и современные реалии заставляют акционеров предприятий выходить на качественно новый уровень», — отметил он. Но пока активности со стороны депутатов в этом плане замечено не было.

Как отметил «Дню» по этому поводу эксперт Национального экологического центра Украины Игорь СИРЕНКО, «пока политики будут бизнесменами, — ничего не изменится». Другой представитель указанного центра Геннадий МАРУШЕВСКИЙ, соглашается с коллегой и говорит, что одна из причин торможения процесса в пределах всей страны — отсутствие политической воли для реализации принятой экологической стратегии Украины. «Она была принята под давлением ЕС, который пытается помочь нам внедрять современную экологическую политику. Однако в Украине антиэкологические процессы пока преобладают. И вопрос взаимодействия центральных природоохранных органов с региональными властями очень сложный. Для реализации экологической стратегии нужна интегрированная политика, с согласованием вопросов, а мы имеем отраслевую, поэтому эти процессы идут очень сложно, так что проблема носит объективный характер».

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День» Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ