На днях в киевском книжном магазине «Є» издательство «Смолоскип» представило новую книжную серию «Українська публіцистика». Ее первыми двумя изданиями стали книги «Ужоси» українізації» Остапа Крывдыка (Львов-Киев) и «Демонтаж лицемірства» Станислава Федорчука (Донецк) — известных общественных деятелей, политологов. Основанная издательством серия имеет целью ознакомление украинского читателя с лучшими образцами современной украинской публицистики. Остап Крывдык и Станислав Федорчук — представители двух разных частей Украины — запада и востока, Львова и Донецка, однако директор издательства «Смолоскип» Ростислав Семкив считает это стечением обстоятельств. Он стремился привлечь к издательской инициативе наиболее активных публицистов и обрадовался, когда впоследствии возникла идея символического авторского и книжного объединения двух важных украинских центров. Даже обложки книг вместе формируют желто-голубой флаг Украины. Как отметил господин Федорчук: «То, что две книги вышли вместе — пример соборности Украины и еще один шаг к формированию новой публицистики». Стоит отметить, что название книги Станислава Федорчука непосредственно связано с газетой «День». Именно на страницах нашей газеты публицист в первый раз опубликовал статью «Демонтаж лицемерия, или Почему нас нельзя победить».
Остап КРЫВДЫК, политолог, активист, автор книги «Ужоси» українізації», Львов—Киев:
— Это первая книга, это шесть лет написания (2006—2012 гг.). Иногда в интересных условиях: в высоких горах, по ночам, усталый после работы, чуть ли не на манжетах в метро. Я счастлив, что издательство взяло на себя риск опубликовать эти тексты, потому что в действительности с авторами в нашей стране ситуация, как с молодыми специалистами: не принимают на работу, потому что нет опыта, нет опыта, потому что не принимают на работу.
Сама же книга достаточно разнообразная и, я бы сказал, фотографическая, потому что описывает все то, что происходит в обществе. Я писал о том, о чем не мог не писать. В сущности, каждая из напечатанных статей является пойманной эмоцией конкретного дня, конкретных нескольких дней или какой-то мелодии на радио. В ней я был откровенно субъективным, и моя цель заключалась скорее в том, чтобы начать дискуссию, чем дать четкие и абсолютные ответы на конкретные вопросы.
Относительно названия, то определять положение в Украине как «ужас» — слишком серьезно, назвать его «ужастиками» — слишком уже несерьезно, а «ужоси» — это как раз тот слепок, который отражает всю трагикомичность ситуации.
Станислав ФЕДОРЧУК, журналист, политолог, автор книги «Демонтаж лицемірства», Донецк:
— Книга началась довольно неожиданно для меня. Само название — «Демонтаж лицемірства» — результат симбиоза общественной деятельности и «нарванной» публицистики. Относительно рождения текста и такого названия книги, то они имеют предысторию. Так, в 2009 году бывшие и действительные студенты Донецкого национального университета вспомнили о том, что приближается круглая дата выпуска Василя Стуса из Донецкого, тогда еще государственного, университета и предложили присвоить вузу имя величайшего украинского поэта и правозащитника. Небольшую группу единомышленников не поддержали ни в Верховной, ни в областной советах. В результате, студентов которые подписались под заявлением заставили отказаться от собственного предложения, а университет так и не получил имя Стуса. Почему именно так называется статья в газете «День» — «Демонтаж лицемерия», и почему именно газета «День»? В первую очередь потому что «День» — одно из первых изданий, которое открыто выступило в поддержку нашей инициативы и помогло выиграть в нелегкой борьбе против власти, потому что нельзя победить мертвого поэта. Теперь, благодаря моей книге, люди получат возможность открыть настоящий Донбасс, его проблемы и проблемы людей, которые его населяют.
Вахтанг КИПИАНИ, журналист, главный редактор проекта «Историческая правда»:
— Взгляд этих двух авторов, моих товарищей и коллег важен в том, что публицистика — это всегда орудование скальпом. Как шутили в революционной России: «Нам нужны такие Салтыковы, такие Щедрины, чтобы никого не трогали». Так вот, публицист, а тем более в условиях украинских реалий — это человек, который искусно, местами монструозно (потому что иногда сбрасывает авторитеты и говорит, как правило, о том, что остается за скобками оговоренных реалий) владеет пером и выступает в роли публичного интеллектуала. И вот в случае и со Станиславом, и с Остапом — это как раз тот пример, когда человек не просто создает текст, который забудется через 2—3 минуты после своего написания или прочтения. Это пример материалов, большинство из которых навсегда останутся в памяти человека.
Плюс ко всему, соборность от Львова до Донецка, которая показана за этим столом, — это как раз, я считаю, едва ли не последнее доказательство того, что мы можем состояться как страна.