Всемирная организация здравоохранения провела исследование качества воздуха, которым дышат жители Европы. Общие выводы — неутешительны: более 80% европейцев дышат воздухом, уровень загрязненности которого превышает норму. Об этом сообщает региональное бюро ВОЗ. Организаторы исследования считают, что длительное воздействие мелкодисперсных частиц (PM2.5) может вызывать самые различные патологии — от атеросклероза до осложнений во время родов и детских респираторных заболеваний. Также специалисты отмечают связь между вдыханием загрязненного воздуха и неврологическими расстройствами, снижением умственной деятельности и диабетом. В среднем загрязненный воздух забирает у каждого жителя Европы 8,6 месяца жизни.
В МИНЭКОЛОГИИ ТОЛЬКО РАЗРАБАТЫВАЮТ МЕТОДИКУ ОЦЕНКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА
В Украине проблема с загрязнением воздуха хорошо ощутима. Особенно в таких крупных городах, как Киев, Донецк, Днепропетровск, Днепродзержинск, Одесса, Харьков, Луганск. Большое количество транспорта, металлургическая и угольная промышленность, в целом — энергоемкая промышленность дают неутешительные результаты: Украина — среди стран, у которых самый грязный воздух, и в двадцатке стран мира, осуществляющих больше всего выбросов в атмосферу углерода (из-за неэффективных технологий). Следствие — плохое здоровье украинцев с тенденцией к ухудшению.
Согласно последним данным (2011 год), которые распространила Государственная служба статистики Украины, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных (заводы, фабрики и тому подобное) и передвижных (автомобили, транспорт в целом) источников составила 6877,3 тысячи тонн. От стационарных поступило на 6% больше, чем в 2010 году. Больше всего — в Донецкой (35% от общего объема по стране), Днепропетровской (21%) и Луганской областях (почти 11%).
Что касается транспорта, то в 2011 году выбросы уменьшились, но несущественно — на 1,7% (в целом по Украине — 2502,7 тысячи тонн). Больше всего загрязняют воздух выбросы автотранспорта (90%). Выбросы производственной техники составили почти 7%, железнодорожного, водного и авиатранспорта выбросы — 3%.
Сегодня в Министерстве экологии и природных ресурсов обсуждают, как адаптировать украинское экологическое законодательство к законодательству ЕС в отношении качества атмосферного воздуха. Идет речь о Директиве 2008/50 ЕС Европейского парламента и Совета Европы от 21 мая 2008 года о качестве атмосферного воздуха. Среди мер, которые нужно предпринять, — совершенствование системы мониторинга, установление требований к качеству топлива, определение зон и агломераций, дифференцированных по степени качества атмосферного воздуха, — вопрос самой методики определения загрязнения воздуха. Она у нас — еще со времен СССР и не отвечает требованиям ЕС.
«Проблема — в системе координат. Нужно менять методики. Уровень загрязнения атмосферы, который выдают в Украине, классифицируется относительно загрязнения СО2. А везде в мире уровень загрязнения определяется в зависимости от уровня риска для человека. Чем ближе предприятие, осуществляющее выбросы, к городам, к людям, тем строже требования к нему. А у нас — «уравниловка»: требования единые, — не зависимо от того, стоит предприятие у леса и загрязняет его или в городе, в отдаленной местности. Поэтому если говорить об адаптации директивы 2008/50 ЕС, то нужно разработать методику расчетов выбросов вредных веществ и апробировать ее, — объясняет представитель ГП «Центр экологических инициатив» Олег КАРТАВЦЕВ.
ПРЕДПРИЯТИЯМ НЕ ВЫГОДНО СТАНОВИТЬСЯ «ЗЕЛЕНЫМИ»
Предприниматели объясняют: в государстве созданы такие условия, что предприятиям не выгодно совершенствоваться, в том числе и в отношении экологической эффективности.
«Нужно гармонизовать законодательство, мониторить уровень вредных выбросов на производстве, и, самое главное, — нужно мотивировать наши предприятия, организации и заведения, включая государственные, совершенствоваться. Есть известная в мире шкала, по которой можно определить уровень совершенства любой организации относительно удовлетворения всех заинтересованных сторон — производителей, персонала, общества. В ней есть экологическая составляющая, медицинская, демографическая и др. По тысячебальной шкале лучшие в Европе предприятия имеют 750—800 баллов, лучшие в СНГ (единицы) — 650—600 баллов. Но если взять средний показатель в развитой стране — это 350—450 баллов. В Украине, России — 150—250баллов. Вот в этих баллах — все наши показатели: продолжительность жизни, смертность, рождаемость, уровень удовлетворенности жизнью, уровень медицинского обеспечения, уровень ВВП на душу. Я считаю, что мотивация государства — это корень нашего будущего. Государство должно создать мотивы, чтобы компании начали подниматься, — говорит представитель Украинского союза предпринимателей Петр КАЛИТА.
Еще одна важная проблема — распыленность обязанностей контроля за состоянием окружающей среды между разными министерствами. В таких условиях трудно найти ответственного. «Если взять базовый план адаптации экологического законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (Базовый план аппроксимации), то Министерство чрезвычайных ситуаций должно разрабатывать нормативы относительно выбросов летучих органических веществ, то есть красок и лаков. Это же — немыслимо! МЧС должно реагировать на пожары на лакокрасочных заводах — и не более. Также МВД должно контролировать автомобильные выбросы. Но что при этом делает Министерство экологии и природных ресурсов? Я проработал 30 лет за рубежом. В Англии, в США, в Швеции, Германии — всюду есть агентства по вопросам окружающей среды и экологии, всю работу проводят они. Там среди исполнителей экологического законодательства не присутствует министерство экономики (а здесь вписано, что оно должно разработать нормативы относительно выбросов летучих органических веществ). Так же — Министерство здравоохранения. Но врачи не разрабатывают нормативы — это прямая обязанность Минэкологии, — говорит представитель Ассоциации украинских производителей лакокрасочной продукции Александр БРИЧКО.
К сожалению, обсуждение данного документа показало, что проблема воздуха у нас — это системная проблема. Если Европа сегодня говорит о сокращении выбросов, в том числе транспортных, то мы еще только говорим об адаптации методик, о необходимости создания единого экологического государственного органа — то, что в развитых странах действует давно. Также Европа уже установила стандарты качества воздуха (об этом у нас даже не говорится), в которых указаны предельно допустимые нормы выбросов для источников разных типов, — стационарных, передвижных и тому подобное. Требования, установленные в ЕС, также включают целевые показатели до 2020 года. В частности, говорится о том, что сокращение продолжительности жизни под воздействием загрязненного воздуха должно уменьшиться наполовину.