С недавнего времени на лице мировой политики все чаще проводят омолаживающие операции — к власти каждый раз приходят сильные, решительные и не богатые годами лидеры-активисты. Так, в прошлом месяце премьером Словении стала Аленка Братушек, которой исполнилось 42 года, а в декабре 2012 г. главой правительства Румынии был избран 40-летнеий Виктор Понту. Премьер-министрами Британии и Нидерландов в 2010 г. назначили 43-летних Дэвида Кемерона и Марка Рютте соответственно.
Также принято думать, что во главе страны должен стоять седовласый, зрелый, опытный человек, однако история знает много исключений. Среди избранных путем всенародного голосования президентов самым молодым был Жозеф Кабила, который и сегодня возглавляет Демократическую Республику Конго. В свои 29 лет, после смерти отца, тогдашнего президента страны, Кабила впервые стал главой республики. За время пятилетнего правления он сумел остановить затяжную гражданскую войну и поспособствовал выводу зарубежных военных контингентов из Конго. В 2006 году в ДРК провели первые демократические выборы и уверенную победу в них получил все тот же Кабила, которому на то время еще не исполнилось и 35. В Европе самым молодым главой государства в свое время стал грузинский лидер Михаил Саакашвили. На момент победы в президентских выборах в 2004 году ему было 36 лет. В США самым молодым народным избранником был Джон Кеннеди, который стал лидером страны в 43 года. Он также вошел в американскую историю как первый президент-бойскаут. В Украине пока самым молодым гарантом был Виктор Ющенко. К президентским обязанностям он приступил в 50 лет.
Кстати, согласно Конституции Украины, выдвигать свою кандидатуру на пост президента могут лишь граждане нашего государства, достигшие 35-летнего возраста. То есть категория «молодежи» в эти рамки никоим образом не вписывается. И хотя по классификации ООН к молодежи причисляют лиц от 15 до 24 лет, в Украине действуют другие правила. Так, по решению народных депутатов и согласно требованиям действующего законодательства, молодыми украинцами являются люди в возрасте от 14 и до 35 лет. Мол, это создает правовые условия для получения кредитов на жилье. Однако если вести речь о социальных лифтах, то они в Украине уж точно сломаны, или же, в лучшем случае, работают по требованию отдельных членов общества, следовательно, повышение молодежного возраста ситуацию вряд ли изменит. Это объясняется тем, что молодых активистов, которые пришли бы в политику, например, из студенческих парламентов или разнообразных международных и всеукраинских молодежных организаций, фактически нет. Более того, у нас и с самими молодыми политиками при власти наклевывается проблема.
Так, «День» подсчитал, что в Верховной Раде Украины всего 11% народных депутатов являются представителями молодежи, то есть люди до 35 лет включительно. Больше всего их в УДАРе — 20% (каждый пятый член альянса), на втором месте — ВО «Свобода» — немного больше 16% (каждый шестой депутат), третье — у КПУ — 12,5% (каждый восьмой нардеп), ВО «Батьківщина» с 10% молодых в партии — на четвертом месте (каждый десятый член объединения). На последнем же месте нашего рейтинга оказалась Партия регионов. В ее рядах народных избранников имеется немногим более 9% людей в возрасте до 35 лет. Стоит также отметить, что самому молодому депутату ВРУ VII созыва Андрею Ильенко (ВО «Свобода») — 25 лет, а самому старшему — регионалу Ефиму Звягильскому — 80. Наверно, члены партий забывают о том, что, по данным социологов, около 30% людей готовы отдать свой голос на выборах за представителя молодой, никем и ничем не запятнанной генерации. При этом вспоминается известная в советские времена песня со словами: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Однако почему в Украине такая комбинация не срабатывает, и какими путями молодые политики могут оказаться в Раде, попробуем выяснить дальше.
ВАРИАНТ №1.
«СЕМЕЙНЫЙ»
Привлечение родственников и преданных людей к управлению страной имело место еще при президентстве Леонида Кучмы, а кумовская тема особую популярность приобрела во времена правление Виктора Ющенко. Однако сейчас эти понятия несколько трансформировались: отношения «семейные» пришли на смену связям «кумовским», «дружеским» или «рабочим». Ярким примером безукоризненного действия такой схемы является Виктор Янукович-младший. Сын нынешнего Президента Украины стал №22 в списке Партии регионов на осенних выборах в Верховную Раду Украины. Стоит отметить, что в 31 год Виктор Викторович уже успел поработать нардепом трех созывов ВРУ, а впервые депутатский мандат он получил в возрасте 25 лет. Похожая ситуация и у других членов Партии регионов. Народными избранниками в парламент VII созыва вошли, например, такие регионалы:
Алексей Азаров — сын премьер-министра (по мажоритарному округу №47, Донецкая область);
Артем Пшонка — сын Генерального прокурора (по мажоритарному округу №81, Запорожская область);
Сергей Кацуба (по мажоритарному округу №92, Киевская область) — сын народного депутата Владимира Кацубы (по мажоритарному округу №175, Харьковская область);
Артем Семенюк (по мажоритарному округу №204, Черновицкая область) — пасынок черновицкого губернатора Михаила Папиева;
Юлия Левочкина — сестра главы Администрации Президента Сергея Левочкина (по мажоритарному округу №6, АР Крым);
Сергей Клюев — брат секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Клюева (по мажоритарному округу №46, Донецкая область);
Александр Васильев (по мажоритарному округу №59, Донецкая область) — брат бывшего генерального прокурора, ныне народного депутата Геннадия Васильева (№54 в избирательном списке);
Дмитрий Добкин (по мажоритарному округу №178, Харьковская область) — брат губернатора Харьковской области Михаила Добкина.
Однако родня в парламенте нового созыва есть не только в ПР, но и в оппозиции. Так, кроме лидера ВО «Свобода» Олега Тягнибока, нардепом стал и его брат Андрей (по мажоритарному округу №125, Львовская область). От ВО «Батьківщина» в ВР прошла и Ирина Луценко (№18 в избирательном списке) — жена экс-министра МВД Юрия Луценко, и Игорь Васюник (по мажоритарному округу №117, Львовская область) — брат экс-вице-премьера Ивана Васюника. От ВО «Батьківщина» в ВР выдвигался Андрей Табалов (по мажоритарному округу №99, Кировоградская область). Он является сыном Александра Табалова (№ 49 в избирательном списке ВО «Батьківщина»), известного бизнесмена, который, согласно последнему рейтингу самых богатых людей Украины, по версии журнала «Фокус», занял 181 позицию. Отец и сын Табаловы «прославились» тем, что стали первыми «тушками», избранными нардепами от «Батьківщини», отказавшимися входить в состав фракции.
Народными избранниками также стал триумвират братьев-Балог от партии «Єдиний Центр»: экс-министр МЧС Виктор Балога (за мажоритарным округом №69, Закарпатская область), его брат Павел Балога (по мажоритарному округу №71, Закарпатская область), которого недавно через суд лишили мандата, и их двоюродный брат Василий Петевка (по мажоритарному округу №72, Закарпатская область). Таким образом, наблюдаем тенденцию: молодому политику не обязательно быть слишком активным или общественно включенным, потому что в Украине для получения желаемого мандата достаточно просто быть или стать членом семьи одного из «избранных». Хотя обычно это условие становится «миссией невыполнимой» на пути к достижению разнообразных вершин в карьере перспективного политика из молодежных кругов.
ВАРИАНТ №2.
ПАРТИЙНЫЙ
Этот путь прихода в политику также в известной мере подпадает под категорию «семейного», однако количество возможных комбинаций здесь значительно варьируется. На сегодня чуть ли не каждая политическая партия имеет в своей структуре молодежное крыло или ячейку. Достаточно активно своей промоцией занимаются «Молоді регіони» от Партии регионов, существует также «Молода зелена організація» от Партии зеленых Украины, «Батьківщина молода» от «Батьківщини», «Молодий народний рух» от Народного руха Украины, «Студентська Свобода» от ВО «Свобода», молодежное крыло от «Фронту Змін», проект «Молодь до влади» от УДАРа и т.д. Стать членами каждой из подобных организаций имеют право все желающие. Как правило, на их сайтах есть даже опция, которая позволяет сразу же подать заявку на вступление. Однако, как доказывает практика, членство в таких объединениях нужно в первую очередь партиям, которые их организуют.
Что же касается дальнейшего продвижения молодых активистов, то с этим немного сложнее. Как правило, они продолжают работать на общественных началах, но в большую политику при этом идут нечасто. Единственным исключением являются «Молоді регіони», но здесь опять же срабатывает «семейный» эффект, и на руководящих должностях молодежной организации партии можно увидеть уже действующих депутатов ВРУ наподобие Андрея Пинчука, Эльбруса Тадеева, Ирины Бережной, Виктора Януковича-младшего и т.д. Кстати, в программе чуть ли не каждого молодежного крыла партии говорится о важной роли молодого поколения и его значении для будущего Украины, однако когда разговор доходит до дела, то есть до выборов, то о молодых перспективных политиках зачастую забывают, а на их место ставят представителей бывшего совдеповского аппарата или пару «своих ребят». Недаром львиную долю народных депутатов составляют люди старшего возраста, а не представители прогрессивной молодежи, на совесть которых вроде бы и нужно возлагать украинскую будущность.
ВАРИАНТ №3.
ПРОГРЕССИВНЫЙ
Наилучшим вариантом для формирования действительно демократического общества и участия в нем молодых людей стоит назвать органы студенческого самоуправления. Конечно, в том варианте, в котором они функционируют в настоящий момент, их трудно назвать такими, которые имеют влияние на дальнейшую политическую жизнь страны. Более того, они скорее выполняют функцию определенного обязательного придатка, который теоретически должен существовать, но фактически никакой роли в воспитании будущих лидеров страны не играет. Для примера, в комментарии «Дню» бывший член Европейского молодежного парламента (European Youth Parliament (EYP)) Руслан Азаров отметил, что, по его мнению, основной целью, в частности этой структуры, является углубление межкультурного и межличностного взаимодействия между молодыми активистами из разных стран мира: «Организация служит, в первую очередь, образовательной цели, пропагандирует единство и «европейскость». Три раза в год здесь проводят международные сессии (модели), на которые отправляют отобранных участников из национальных сессий. Мне так посчастливилось однажды съездить в Афины. Опыт был очень интересным. Поэтому в свое время членство в ЕМП дало мне более глубокое понимание европейской и международной политики, а также способствовало возможности путешествовать. Что же касается социального лифта, то такие организации полезны именно школьникам в момент определения жизненных и социополитических позиций, но когда речь идет о формировании будущей политической элиты, то здесь нужно принимать участие в работе других молодежных объединений».
Кроме Европейского молодежного парламента, в Украине функционирует ряд других организаций, которые ставят цель сотрудничать между представителями активного в социальном плане юношества: «Молодежное Европейское движение», «Союз украинской молодежи в Украине», «Фонд региональных инициатив» и тому подобное. Однако только единицы из них стремятся стать настоящим социальным лифтом на пути к воспитанию будущих молодых лидеров Украины. Правда, в последнее время ситуация начинает понемногу меняться. В частности, в декабре прошлого года было проведено первое заседание членов Молодежной Верховной Рады Украины — консультативно совещательного органу, который функционирует на общественных началах при ВРУ, а в декабре 2012 — январе 2013 г. стартовал проект STUDMP. Инициатором создания последнего стал журналист «5 канала» Алексей Братущак. Один из координаторов проекта, Марина Евтушок, рассказывает: «Фишка» STUDMP в том, что у нас ну очень глобальная цель — изменить систему, дать возможность молодым умным людям приходить в политику благодаря извилинам в голове, а не статусу родственников. Мы уверены, если студенческое самоуправление превратится из «совещательного» придатка администраций, необходимого по действующему Закону «О высшем образовании», в самостоятельного защитника интересов студенчества, его активисты смогут делать политическую карьеру, начиная с периода учебы в вузе. Потому что сейчас видим своеобразный замкнутый круг — не знаешь, как работает малое самоуправление — не можешь идти в серьезное, потому что нет ни опыта, ни связей. Например, в Британии те, кто занимается самоуправлением в вузах, нарабатывают опыт и связи, а уж потом идут с этим в политику. Наши участники должны создать платформу, которой у нас на самом деле нет, — стать теми первыми, кто перенесет опыт работы в ВР в работу на студенческое самоуправление и положит начало поколению, идущему в политику с целью изменить страну, а не наживаться на недостатках системы».
Евгений Демченко, экс-председатель Всеукраинской молодежной общественной организации «Фундація регіональних ініціатив» говорит: «У меня позиция достаточно наивная. Я считаю, что когда появится качественный политический продукт и будет достаточно желания, чтобы его продвигать во власть, то это сделать можно. А говорить, что в Украине все пути закрыты, выгодно, в первую очередь, тем, кто ничего не хочет с этим делать, а также для людей, которые сейчас при власти. Я не отрицаю тот факт, что в Украине это все очень непросто и более того, это связано с определенными опасностями. Я имею в виду то, что если существующие политические фигуры увидят и почувствуют конкуренцию со стороны таких молодых людей. Но я убежден, что это можно делать, это нужно делать и что в ближайшее время это обязательно произойдет. Однако в последнее время мы наблюдаем негативную тенденцию в том, что многие люди, которые не могли это реализовать, просто выехали за границу. Я, например, много работаю с молодыми людьми, провожу тренинги и часто им говорю, что из Украины легче выехать, чем здесь жить. Это отдельный выбор каждого. И если они сделают выбор в пользу того, чтобы каким-то образом пытаться изменить ситуацию, то это все можно сделать. Конечно, если до того времени все не эмигрируют, то я надеюсь, что эти изменения будут иметь место уже в ближайшие несколько лет. Я сознательно избегаю слов о революциях, потому что думаю, что в этом случае нужно просто работать. Это действительно очень тяжелая мобилизационная, интеллектуальная, коммуникативная работа, которую нужно начинать воплощать в жизнь уже сегодня».
* * *
Таким образом, изменить нынешнюю украинскую политику могут помочь активные представители молодежного движения. Конечно, такое решение не станет панацеей от всех бед, однако пригодится во время реанимирования ситуация, сложившейся в отечественном политпространстве. Однако отметим, что молодые политики тоже бывают разными. Так, некоторые из них откровенно дискредитируют право молодежи на участие в политической жизни страны. Вспомнить хотя бы «молодую команду» бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого, членов которой представители разных политических сил неоднократно обвиняли в разграблении имущества Киева. Также известен пример скандально известного мэра Орджоникидзе Максима Дубинина — самого молодого городского головы Украины, который приступил к выполнению своих управленческих обязанностей в 23 года. В 2011 г. его осудили до пяти лет лишения свободы за получение взятки в размере 50 тысяч гривен. Добавим, что до этого он успел проработать на должности мэра немногим более трех месяцев. Однако далеко не все молодые политики являются такими, а пример Дубинина лишь безосновательно подрывает доверие людей ко всем представителям молодежи в целом.
Во всем мире молодежные инициативы поддерживаются на государственном уровне, а ряд молодых людей после участия в них становятся парламентариями, правительственными чиновниками, нардепами и тому подобное. Перенимание международного опыта будет полезным и в украинских реалиях. Ведь перед тем как идти в большую политику, следует в первую очередь научиться лоббировать собственные интересы и продвигать авторские инициативы на общее рассмотрение, а уж потом говорить о желании выдвигать свою кандидатуру на президентский или парламентский посты. И еще, если говорить о молодежи, Украине или власти, невольно вспоминаешь ситуацию с первым президентом Чешской республики Вацлавом Гавелом, которого однажды спросили: «Зачем вы проводите люстрацию и даете неопытным власть в руки — они же ничего не умеют?». Он ответил: «Лучше пять лет ошибок, чем 50 лет саботажа». И в самом деле, с политического обновления стоит начинать, однако на нем не следует останавливаться. Украинской политике необходима перезагрузка.