Напомним, премия «Бронек», введенная потомками Амвросия Бучмы (так звали Амвросия Максимилиановича в кругу семьи и друзей), вручается в день рождения выдающегося артиста за яркие творческие победы на сцене современного украинского театра. К лауреатам приобщается «Круг Бучменкив» — актеров, режиссеров, которые своеобразным созвездием своих творческих достижений предыдущего года украшают театральный процесс в Украине, который таки существует вопреки реалиям государственной малокультурной политики.
Нынешний «Бронек» отличился тем, что среди двенадцати награжденных только три женщины! И все трое связаны с родным городом Бучмы — Львовом. Ирина Волыцька — театровед, автор очень информативной книги о молодых годах Леся Курбаса, прибегла еще и к режиссуре. Пятнадцать лет назад вместе с актрисой Лидией Данильчук она основала «Театр у кошику». В этом миниатюрном театре без помещения, цехов и администрации (только недавно их приютил Киевский Центр Курбаса, где они теперь время от времени играют) что ни спектакль — маленький шедевр! Это или моноспектакль Л.Данильчук, или актриса работает в партнерстве с приглашенными львовскими коллегами. Приятно было, что именно 14 марта, в день рождения А.М.Бучмы, состоялось вручение этим очень талантливым женщинам премии «Бронек» (они вечером играли свой вариант «Украденого щастя», которое прославило когда-то выдающегося актера).
В «Круг Бучменкив» вошла бывшая львовянка, народная артистка, которая ныне работает в Национальном театре им. И.Франко, Лариса Кадырова. Она была посвящена в этот круг за высокое мастерство, творческое мужество и человеческую стойкость, которые превратили ее личность в отдельную неповторимую страницу истории украинского театра. Когда-то Л.Кадырова потрясающе сыграла звезду национальной сцены Марию Заньковецкую. В львовском театре им. М.Заньковецкой она блистала в пьесах Винниченко, Олеся, Островского. Много сил отдавала в Киеве Национальному союзу театральных деятелей. Основала популярный фестиваль женских моноспектаклей «Мария». Энергии, таланту и красоте этой актрисы можно только удивляться!
Ныне к «Кругу Бучменкив» примкнули двое львовян — Олег Стефан из Театра им. Леся Курбаса и Юрий Чеков из Театра им. М.Заньковецкой. Стефан получил награду за последовательность и самоотверженность тернистого творческого прогресса, ориентированного на творческие заветы Леся Курбаса и современную сценическую лексику. Эти ориентиры актер определил для себя еще на заре своего творческого пути, в Харькове, где принимал эстетический поиск Курбаса из рук бывших «березильцев», супругов Черкашина-Фоминой, которые работали, как и Бучма, вместе с Лесем Степановичем. А Чеков был посвящен в «Бучменки» за тонкий психологизм, богатство внутреннего мира созданных образов и тактичную саморежиссуру. Такие внутренние психологические кружева, которые создает актер в своих ролях, еще поискать в современном украинском театре! Не всегда он встречается с драматургией, которая дает такую возможность, с режиссурой, способной глубоко распутать человеческие отношения персонажей. В таких случаях Юрий Чеков помогает себе сам, не ломая общий рисунок, предложенный режиссером, но додумывая, дочувствывая свою роль. Бучма делал так же, встречаясь с примитивностью советской драматургии и упрощенностью современной ему режиссуры. Время от времени актера можно наблюдать в спектакле «Огни» по А.Чехову (вдумчивая режиссура Аллы Бабенко) в Киевском «Сузір’ї».
Можно сказать, что бучмовской правды жизни человеческого духа на сцене достигает актер Национального театра им. И.Франко Петр Панчук. За это и посвящен в «круг». В действующем репертуаре франковцев он играет роли едва ли не противоположные по их сути — трогательно-лирического Возного («Наталка Полтавка» И. Котляревского), жестко- экспрессивного Стальского («Перехресні стежки» по И.Франко), трагически-смешного Смешного («Сон смешного человека», сам актер инсценизировал одноименный рассказ Ф.Достоевского). Средства выразительности у артиста разные, а основа одна — Правда!
В этом году «Бронек» распался на дуальные пары. Волыцька — Данильчук («Театр у кошику»). Львовяне Стефан — Чеков. Франковцы Кадырова — Панчук. И еще три пары впереди. Сначала двое партнеров в спектакле Нового театра на Печерске «Корабль не придет» Владимир Кузнецов и Игорь Рубашкин. Поскольку «Бронек» номинаций не имеет, то решили разделить эту пару, определив, за что именно награждается каждый из них. Владимир Кузнецов посвящен в «Круг Бучменкив» за уникальную выразительность глаз, способных передать бурный внутренний мир персонажа. Речь идет о роли Лемареса в спектакле Киевского театра на Подоле «Письмо Богу» по рассказу Анатолия Крыма. Когда-то кинорежиссер Сергей Эйзенштейн говорил, что Амвросий Бучма может одними глазами сказать целый монолог. Оказалось, что и Владимир Кузнецов это может!
А Игорь Рубашкин отмечен за выразительную неповторимость психологического и пластического рисунка созданных им образов, в частности за роль Сына в спектакле «Корабль не придет».
Одна из творческих проблем современного театра в Украине — это то, что актеры и режиссеры часто не находят общий язык в работе над спектаклем и в искусстве вообще! И поэтому, когда такое взаимопонимание возникает, происходит художественное событие. Таких событий в прошлом году произошло, по мнению «Бронека», два. И оба в Театре на Левом берегу Днепра (художественный руководитель Эдуард Мытницкий). Это спектакль «Опискин. Фома!» (инсценизация и режиссура Алексея Лисовца) и «Карнавал плоти» по «Войцеку» Бюхнера в постановке Дмитрия Богомазова.
Вот и награжден творческий тандем — режиссер Алексей Лисовец за сценическую интерпретацию повести Ф.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и актер Лев Сомов, который в успешной совместной работе с режиссером над ролью Фомы, раскрыл новые грани своего артистического таланта.
А Дмитрий Богомазов, нынешний лауреат Шевченковской премии, награжден «Бронеком» за тонкое творческое взаимопонимание с актером Виталием Линецким. Что вывело образ Войцека и весь спектакль «Карнавал плоти» на уровень художественного события. В свою очередь Виталий Линецкий награжден за виртуозную воплощение образа Войцека и безграничное творческое доверие режиссеру.
В этом году «Бронек» столкнулся с приятной неожиданностью. Кое-кто из художников уже во второй раз претендовал на награду, потому что успешно работал над ролями и спектаклями. «Бронек» решил не артачиться и от души наградить яркие таланты. Таким образом, во второй раз «Бронек» отметил Алексея Лисовца, Льва Сомова, Владимира Кузнецова и Игоря Рубашкина. Как видите, постепенно складывается звездная элита украинского театра.
Еще одна новость «Бронека» — награжденных представляли публике не только известные театроведы Марина Котеленец и Виталий Жежера, но и студенты 3-го курса отделения театроведения Киевского национального университета им. И.Карпенко-Карого Агата Линец, Сергей Хиленко и Антон Заболотный, праправнук Амвросия Бучмы. Награжденные Л.Кадырова, Л.Данильчук, П.Панчук подарили присутствующим яркие моменты своего творчества. Акцию «Бронек» украсил своим выступлением Лауреат международного фестиваля иллюзионистов в Монте-Карло Виталий Горбачевский с партнером Виталием Лузгарем и юной ассистенткой.
В следующем году «Бронек» опять поздравит гостей, поклонников театра, коллег и знакомых, всех желающих, чтобы поговорить о прошлом и настоящем сценического искусства, отметить театральные события, заметить новых звезд сцены.