Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мусор как вызов ХХІ века

В Украине ежегодно накапливается приблизительно 10 миллионов тонн отходов. «День» предлагает несколько вариантов решения проблемы: утилизировать, перерабатывать, сжигать или же... превращать в искусство
11 апреля, 2013 - 12:00
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, НОВАЯ ВЫСТАВКА ДВУХ ЖИТЕЛЕЙ ЛОНДОНА — ТИМА НОБЛА И СЬЮ УЭБСТЕР — ПОД НАЗВАНИЕМ NIHILISTIC OPTIMISTIC (НИГИЛИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИСТИЧНАЯ) ВЫГЛЯДИТ КАК СВАЛКА ВЫБРОШЕННОГО МУСОРА И СЛУЧАЙНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ. НО СТОИТ ЛИШЬ НАПРАВИТЬ НА НИХ СВЕТ И ВЗГЛЯНУТЬ НА ТЕНИ — И ВЫ БУДЕТЕ ПОРАЖЕНЫ / ФОТО С САЙТА WORDPRESS.COM
ХМЕЛЬНИЦКИЙ ХУДОЖНИК-МОНУМЕНТАЛИСТ, АВТОР ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ ИЗ МЕТАЛЛОЛОМА НИКОЛАЙ МАЗУР ПОДЕЛИЛСЯ С «Днем»: «ЗА КАЖДОЙ ДЕТАЛЬЮ — КОЛОССАЛЬНАЯ РАБОТА ЦИВИЛИЗАЦИИ. КОГДА ТЫ СМОТРИШЬ НА РАЗРУШЕННУЮ ФОРМУ, ВОЗНИКАЮТ АССОЦИАЦИИ С ЖИЗНЬЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ. ТЫ СОЗДАЕШЬ ОБРАЗЫ, ВНОВЬ ОЖИВАЮЩИЕ ИЗ ЭТИХ ВЕЩЕЙ, ТЫ ПРОСТО ДИРИЖЕР ВСЕГО ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО ДО ТЕБЯ» / ФОТО С САЙТА ILOVEUKRAINE.COM.UA

Мусор — вызов ХХІ века. Проблема настолько неотложная, что даже появилось высказывание «отходы берут нас за горло». Лишь в Украине ежегодно накапливается ориентировочно 10 миллионов тонн мусора. В начале года координатор Центра потребительского контроля «ЧЕК» Игорь Каневский привел журналистам следующие данные: из 12 миллионов тонн твердых бытовых отходов в год перерабатывается лишь 1—2%, на чем государство теряет около 1 миллиарда евро, сообщает zaxid.net. Почти 160 тысяч гектаров земли заняты под свалки. Масштабы этой угрозы увеличились настолько, что в набат уже бьют не только экологи. От студентов (!) Запорожского национального университета в редакцию «Дня» поступило письмо о десятками лет не разрешимой ситуации в связи с отсутствием полигонов для отходов и переработки мусора (подробнее читайте ниже, в материале «Опасное соседство. Запорожье потопает в мусоре»).

Решать проблему можно по-разному: утилизировать, перерабатывать, сжигать отходы (о плюсах и минусах такого метода читайте в интервью «Дню» директора единственного в Украине мусоросжигательного завода) или же, как автор детской площадки в Хмельницком, построенной в конце 1970-х годов из металлолома, Николай Мазур — превращать его в искусство. В беседе с «Днем» хмельницкий художник заметил: «Вообще для художника нет мусора. Есть мысль, которую можно будет воплотить, если у художника есть соответствующая фантазия или так сложатся обстоятельства. Я делал свои работы из металлолома в Украине еще тогда, когда здесь никто об этом даже не думал. Работая над заказом, я представил себя ребенком, который играется железяками. Поехал на «Вторчермет», посмотрел — а там тысячи тонн отработанных вещей, которые выбросила цивилизация: станки, самолеты, танки, оружие. Это апокалипсис. Я видел, насколько безукоризненно сделанные вещи, сколько труда в них вложено, и вдруг они стали ненужными. За каждой деталью стоит колоссальная работа цивилизации. Из всего того я начал делать огромные игрушки для детей». В настоящее время trash-art стал своеобразным трендом в искусстве многих стран, который не только дает «второе дыхание» отработанным вещам, но и побуждает задуматься над отношением к окружающей среде.

 Впрочем, безусловно, главное — это воспитывать у молодого поколения бережное отношение к ресурсам. Об уникальном проекте «Зеленая школа», который реализовывают в Киеве с нового года, — в материале «Уроки ответственности».


 

В Европе сегодня работает 430 мусоросжигательных заводов

В Украине — один. «День» расспросил его директора о проблемах и перспективах предприятия

Недавняя стихия засыпала украинскую столицу не только снегом, но и бытовыми отходами, потому что санитарный транспорт не имел возможности выходить на привычные маршруты, да и в неочищенных от снега дворах ему не развернуться. Но это не единственная проблемы, касающаяся вывоза и утилизации мусора. В частности, в Украине работает лишь один мусоросжигательный завод «Энергия». Хватает ли ему сырья? Выгодно ли ему работать? Какой экологический потенциал имеет такой тип утилизации? На эти и другие вопросы «Дню» отвечает директор предприятия Сергей КРИКУН.

— Мы уже привыкли к тому, что Киев, а вернее автоперевозчики, держат нас на голодном пайке. Но в дни ненастья мы от этого особенно страдали, хотя и понимаем, что со стихией очень трудно бороться. Кстати, все подъезды к заводу мы вовремя расчистили, чтобы не создавать проблемы перевозчикам. Но мусора для сжигания нам сильно не хватает. Чтобы нормально работать, мы должны получать не менее 700 тонн твёрдых отходов в день. И до последней стихии нам завозили 350-400 тонн, не более. И из-за этого наш завод работает с убытками. В прошлом году они составляли 17,2 миллиона гривен — именно из-за плохой загрузки сырьём. Согласно с проектом мы должны за год перерабатывать 235 тысяч тонн. А за весь прошлый год мы получили 146 тысяч тонн, а за позапрошлый — 154 тысячи. Начиная с 2010 года, постоянно идёт уменьшение. Сейчас загрузка предприятия составляет не более 60%. В феврале вместо 20 тысяч тонн нам завезли 9,4 тысячи.

И, несмотря на то, что оборудование у нас в нормальном состоянии, экологические требования выдерживаются, персонал квалифицированный и работящий, мы не можем заработать средства на реконструкцию. Счастье, что хоть хватает на зарплату, да и то потому, что мы входим в состав «Киевэнерго». Но эта компания теперь частная, она не может полностью взять на себя такое предприятие коммунальной собственности как наше.

— Но Киев уже почищен. Почувствовали ли вы это на снабжении сырья?

— Да, однако, из четырёх наших котлоагрегатов работает только два.

— Как вы объясняете такую ситуацию?

— Перевозчики получают от городской власти лимиты и разрешения на перевоз бытовых отходов. В разрешениях прописаны места утилизации, то есть захоронение или переработка. Но там обычно указываются два места: завод «Энергия» или полигон №5. И перевозчики могут выбирать. Но они имеют и другие возможности. Нормальный полигон у нас на всю Украину один — это пятый. Остальные — свалки. В Киевской области их очень много. Вред, который они наносят окружающей среде, очень большой. Это фильтрование в грунтовых водах токсичных веществ, неприятные запахи, периодические пожары, вероятность перенесения инфекций животными. Свалки сейчас есть почти во всех районах Киевщины и находятся или в аренде у перевозчиков, или, возможно, в собственности. Везти туда отходы дальше, чем на наш завод, но выгоднее, потому что там не берут плату. Поэтому туда свозят мусор даже из тех киевских районов, которые находятся практически рядом с нашим заводом. Дарницкий, Деснянский, Днепровский районы должны были бы работать исключительно с нами. И за этим должна была бы следить городская власть, ведь, получая плату за утилизацию, мы, кроме зарплаты (на заводе 200 рабочих мест), платим ещё и налоги.

За свою работу мы берем немного: по тарифу, установленному еще в 2008 году, — 127,5 гривны за тонну. А на полигоне уже более 100 гривен, хотя технологию и расходы нельзя даже сравнивать. Сколько берут на свалках я даже не знаю.

— Какие нормы выбросов для вас установлены? Как и кем они контролируются? Есть ли у вас планы улучшать уровень очистки газов, выходящих из вашей трубы?

— В полученных нами специальных разрешениях, выдающихся на пять лет, прописаны значения выбросов, которых мы должны придерживаться. Нас сурово контролируют. Проверки плановые и внеплановые идут одна за другой. Я могу со всей ответственностью заявить, что за то время, когда завод работает в составе «Киевэнерго», а это свыше 10 лет, у нас ни разу не обнаружили превышений допустимых значений. Из нашей трубы выходит 97-98% водяных пар. Правда, иногда люди жалуются: мол, они увидели черный дым из нашей трубы.

— Как такое может произойти?

— Причины могут быть разные. Иногда даже от котельной, работающей на природном газе, дым кажется чёрным. Это зависит от того, под каким углом смотреть и какая в этот момент погода и освещение. Но бывает и так, что случайно в котёл может попасть какая-то резина. Тогда придётся разбираться. А ещё бездомные часто раскладывают костры недалеко от завода на берегу озера. От метро Харьковская это выглядит как дым от завода. Чтобы нас зря не обвиняли, мы вызываем пожарников...

Однако выбросы у нас всё же далеко не такие, как предусмотрено европейскими нормативами. Поэтому есть проект (он уже прошёл все необходимые экспертизы) современной системы газоочистки. Когда мы установим соответствующее оборудование, то наши выбросы снизятся до европейских. Повторю, проект готов. Но работа над ним на сегодня остановлена. Мы уже обращались по этому вопросу ко всем министерствам — просили дать средства из бюджета. Нужно 139 миллионов гривен. Как только их получим, то через два — два с хвостиком года этот комплекс будет задействован. Но пока деньги не выделены...

А вот система автоматического экологического контроля, вместо той, которая вышла из строя, вскоре будет выдавать данные о наших выбросах. Деньги на неё есть. Кстати, у нас есть также проект производства тепла. Но на внедрение нужно немного более 127 миллионов гривен, которых, пока что, тоже нет.

— А как вы относитесь к раздельному сбору отходов? И возможно ли внедрить такую систему в Киеве?

— Я обеими руками «за». Только нужно с умом её внедрять и под контролем городской власти. Крайне необходимо наладить отдельный сбор таких опасных предметов как электрические батарейки и энергосохраняющие лампы. Пока же мы их находим в отходах, поступающих на завод. Изымать их чрезвычайно трудно и дорого. Нужна специальная городская система сбора. Нельзя ограничиваться лишь раздельным сбором (в его нынешнем виде). Следует устраивать площадки сортировки мусора. Если после этого к нам будут поступать так сказать кондиционные отходы, то мы их будем сжигать не используя для этого природный газ. Что касается сортировки непосредственно на заводе, то это, по-моему, весьма проблематично. Скажем, мы изъяли из отходов 20%, которые можно эффективно сжигать. А куда деть остальные 80%? Опять куда-то везти? К сожалению, кроме термического обезвреживания мир ещё ничего в этой отрасли не изобрёл. В Европе сегодня работает 430 мусоросжигательных заводов, которые производят огромное количество тепловой и электрической энергии, а проектируется и строится ещё 67 таких предприятий.


КСТАТИ

Депутаты предлагают увеличить штраф за выброс мусора из автомобиля в неустановленном месте

Народный депутат-регионал Елена Нетецкая зарегистрировала в Верховной Раде законопроект № 2667, предусматривающий внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Чиновница утверждает, что на данном этапе к ответственности можно привлечь лиц, выбросивших мусор из общественного транспорта. В это же время владельцы частных автомобилей не боятся быть пойманными, поскольку штрафы за такие нарушения являются мизерными.

Елена Нетецкая своим будущим законом хочет, прежде всего, воспитать человека, установить психологический барьер для такого нарушения, как выброс мусора и других предметов во время движения или стоянки. Путь такого воспитания народная избранница видит именно в принципе неотвратимости наказания.

Законопроект предусматривает существенное увеличение штрафа за выброс мусора автомобилистами. Так, если нарушителя поймали на горячем с помощью фото- или видеофиксации, размер штрафа составит от 340 до 510 гривен. За засорение отводов автомобильных дорог — от 510 до 680 гривен, должностные лица за свалку мусора или отходов вдоль дорог будут наказаны штрафом в размере 680—850 гривен.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ